Исламская философия и проблемы современности: российско-иранский диалог

23:58 17.11.2014


В Институте философии Российской академии наук состоялась международная конференция «Философия в современном мире», посвящённая пятилетию ежегодника исламской философии «Ишрак» и пятой годовщине основания академической серии «Философская мысль исламского мира». Конференция была организована Фондом исследований исламской культуры совместно с Институтом философии РАН.

Несколько слов о концепции ежегодника. «Ишрак» – это труд на двух языках, созданный при  участии огромного коллектива ученых из разных стран – Ирана, США, Италии, Японии, Египта и других.

По словам сотрудников Института философии РАН, они  долго подбирали наиболее подходящее название новому проекту. Было несколько вариантов, один из них «Хикма» (мудрость). Но остановились на «Ишрак» (в переводе с арабского – «стремление к свету, озарение»). В то же время Ишрак, Хикма  аль-Ишрак – это особая школа в мусульманской философии, основанная на специфическом переосмыслении  опыта доисламской философии, и в особенности зороастризма – древнейшей религии Ирана. Создатель этой школы Шихаб ад-Дин Сухраварди (1097 – 1168) считается личностью незаурядной.

Современная философия Ирана представляет собой естественное продолжение классической традиции, восходящей к тем давним временам. На этой земле она не прерывалась никогда. Были приливы и отливы, периоды большой и меньшей активности, но традиция, можно сказать, непрерывно существовала на протяжении веков. Сегодня в Иране есть люди, которые являются из поколения в поколение обеспечивают эту интеллектуальную преемственность. Что же касается арабских стран, то в основном в суннитских странах, к философии, особенно к исламской философии, относятся подозрительно. Философия (аль-фальсафа) считалась орудием шиизма, исмаилизма, посредством которого, как считается,  Фатимиды, претендовавшие на трон, пытались подорвать, поколебать устои Аббасидского халифата. В противовес этому было разработано ашаритское учение. Достаточно упомянуть имя Абд аль-Хамида аль-Газали – одного из  его основателей. Он сам достаточно не однозначная личность, но власть имущие отвели ему  роль – выработать противоядие фальсафе.

Открывая конференцию, директор Института академик РАН А. Гусейнов подчеркнул огромное значение проекта «Ишрак» в деле изучения богатейшего наследия исламской философии и укрепления связей между современными мыслителями всего мира. В своем выступлении докладчик вспомнил 2010 год, когда в Тегеране по инициативе ЮНЕСКО должна  была состояться конференция в рамках  Всемирного дня философии. Местом ее проведения в предыдущие годы были Франция, Италия, Турция, Марокко, Россия. В этом году философы всего мира должны были собраться в Иране. Однако, в связи с протестом некоторых местных и зарубежных философов, продиктованным политическими соображениями,  конгресс в Иране был отменен. Иран решил самостоятельно провести международный конгресс философов, в котором принимали участие и сотрудники Института философии РАН. Проводя аналогию между санкциями против Ирана образца 2010 года и событиями вокруг Украины 2014 года, А.Гусейнов напомнил, что современный мир – это мир разделенный идеологическими, политическими и социальными противоречиями и в этих условиях роль философии  и философов заключается в том, чтобы стремиться к преодолению этого раскола, с помощью диалога, исключающего политические и идеологические границы.

Развивая мысль  А.Гусейнова о важности философской науки, Президент Фонда исследований исламской культуры доктор Хамид Хадави отметил, что технический прогресс, охвативший ныне все стороны жизни земной цивилизации, не может быть тем путём, по которому должен идти человек, если он стремится к истинной духовности, и только философия может помочь человечеству найти правильную дорогу.

Главный редактор ежегодника «Ишрак» Я.Эшотс выразил глубокую благодарность Институту философии за постоянную всестороннюю поддержку «Ишрака» и других проектов и пожелал коллегам дальнейшего развития и процветания.

 

В завершение вступительной части представитель Посольства Исламской Республики Иран в РФ г-н Мусави зачитал обращение Чрезвычайного и Полномочного Посла ИРИ доктора Мехди Санаи, которому недавно было присвоено звание почетного профессора Института философии РАН.

Утреннее заседание началось с доклада высокого гостя, почтившего конференцию своим присутствием, — Президента Академии наук Ирана Реза Давари Ардакани, который посвятил свое выступление «Философия в эпоху расстройства в делах и смятения в умах» основоположнику исламской философии аль-Фараби. Великий мыслитель, живший на стыке IX и X веков, считал, что философия и политика неразделимы, а философ сродни пророку, и свои знания они черпают из одного источника, которым является деятельный разум. По мнению докладчика, сама по себе философия не может решить социально-политических проблем, стоящих перед человечеством, она изначально не имеет такой миссии, но способна помочь человеку понять разницу между правильным и неправильным, добром и злом.

 

Пятый выпуск ежегодника «Ишрак»

Затем были заслушаны выступления заведующего сектором философии исламского мира Института философии РАН А.Смирнова «Значение философских открытий Ибн Сины и Ибн Араби в контексте мировой философии», главного научного сотрудника сектора восточных философий Института философии РАН М.Степанянц «Статус мусульманской философии в современном мире» и ведущего научного сотрудника сектора Теории музыки Государственного института искусствознания (ГИИ) Г.Шамилли «Музыка, мышление, язык: размышления над концепцией нового универсализма».

Выступавшие неоднократно отмечали тот факт, что исламская традиция долгое время не была должным образом оценена историками философии. В частности, М.Степанянц отметила, что Г.Гегель в своих «Лекциях по истории философии» не вводит исламскую философию в общую систему философии мировой. Причина - убеждение автора в том, что арабы «не выставили никакого истинно высшего принципа самосознательного разума и, следовательно, не двинули вперед философию».  И только в последние годы, подчеркнула М.Степанянц, наметилось преодоление этой европоцентристской концепции, поскольку дальнейшее некритичное следование ей привело и приводит к росту непонимания между Западом и Востоком и стимулирует рост числа конфликтов различного уровня и характера. Преодолению этого положения, по словам М.Степанянц, способствовали усилия российских философов, в особенности А.Смирнова и Е.Фроловой, благодаря которым арабо-мусульманская стала предметом подробного изучения. Вехами на этом пути стали выпуск в 2000 году «Новой философской энциклопедии», где философии Востока, и в частности арабо-мусульманской, уделено пристальное внимание, а также издание в 2013г. учебника «История арабо-мусульманской философии» с подробным освещением всего спектра исламской философской мысли, начиная с возникновения философской рефлексии до нашего времени. Редактором учебника и составителем антологии основных текстов арабо-мусульманской мысли выступил заместитель директор Института философии РАН, заведующий сектором философии исламского мира А.Смирнов.

С докладами выступили иранские гости конференции: преподаватель кафедры философии Тегеранского университета им. Алламе Т.Х.Калбаси («О книге «Перечисление наук» аль-Фараби») и философ-религиовед С.Дж.Мири («Аль-Фараби и создание теории постсекулярного общества»). Также были заслушаны доклады доцента кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов (РУДН) Р.В. Псху «Перевод мистической поэзии как историко-философская проблема», ведущего научного сотрудника Института философии РАН И.Р. Насырова «Ибн-Халдун в османской интеллектуальной традиции (XVI—ХХ вв.)» и Я.Эшотса «Отражение греческой мудрости в зеркале арабской мысли: образ мудреца в «Ара’ ал-фаласифа» Псевдо-Аммония». На конференции также присутствовали профессор кафедры теории права и сравнительного правоведения Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Л.Сюкияйнен и заместитель директора Института востоковедения РАН по науке, заведующий отделом Ближнего и Среднего Востока С.Прозоров. В завершение конференции слово снова взял академик Р. Ардакани, поблагодаривший участников заседания и выразивший надежду на дальнейшее долгое и плодотворное сотрудничество.

Нам остается лишь присоединиться к подобным  пожеланиям и сказать: мы -  разные и ментально, и цивилизационно,  мы не навязываем друг другу свои «обязательные стандарты» в сфере внутренней общественной жизни, о доброжелательными и надёжными по отношению друг к другу соседями и взаимовыгодными партнёрами мы быть вполне способны.

Ключевые слова: исламская философия

Версия для печати