Встреча с Госсекретарем Дж.Керри продолжалась полтора часа. Мы обсудили ситуацию на переговорах по иранской ядерной программе. На данный момент, исходя из временного фактора, это наиболее приоритетный вопрос, учитывая договоренность постараться достичь окончательного компромисса до 24 ноября с.г. Наши заместители сейчас работают в регионе, в Маскате, вместе с иранским представителем и рассматривают конкретные вопросы, которые нужно решить, чтобы была оформлена окончательная договоренность. У нас, в том числе с американцами, есть обоюдный настрой сделать все, чтобы уложиться в этот срок. Будем стараться искать развязки по остающимся двум-трем вопросам.
Обсудили ситуацию на Ближнем Востоке и Севере Африки, прежде всего, с упором на главную угрозу – терроризм в лице «Исламского государства», других группировок наподобие «Джабхат ан-Нусры», и прочих экстремистов.
Мы подтвердили нашу позицию, что бороться с терроризмом нужно на прочной основе международного права, что мы не видим каких-либо правовых и даже практических причин, по которым нельзя было бы сотрудничать с сирийским правительством в этом вопросе.
У американцев свои подходы. Они считают, что коалиция должна работать самостоятельно, без обращения в Совет Безопасности ООН и без согласия сирийского правительства. Мы с этим не согласны. Но с тем, что терроризм является сейчас главной угрозой в регионе, никто не спорит. Будем стараться сближать наши позиции в том, что касается методов борьбы с этой угрозой.
Обсудили необходимость возобновления политического процесса переговоров между сирийским правительством и оппозицией. Госсекретарь Дж.Керри согласился с нашим давним тезисом о том, чтобы сирийскую оппозицию все-таки представляли различные группы, а не только «Национальная коалиция», состоящая из людей, которые давно уехали из Сирии и там давно не бывали. Существует внутренняя оппозиция. Нужно добиться, чтобы оппозиция была представительной. Мы также коснулись шагов, которые Россия, США и страны региона могут предпринять в поддержку усилий по завязыванию национального диалога между всеми сирийцами, как это предусматривается в известном Женевском заявлении от 30 июня 2012 года.
Мы также обсудили ситуацию – а точнее полный тупик – на палестино-израильских переговорах. Параллельно нагнетаются напряженность и конфронтация, с обеих сторон применяется сила, продолжается поселенческая политика со стороны правительства Б.Натаньяху – все это уводит нас в сторону от создания условий для возобновления переговорного процесса. Американцы, как и мы, понимают пагубность дальнейшего попустительского отношения к происходящему. Они заверили, что будут готовы вместе с другими участниками т.н. ближневосточного «квартета» искать пути к тому, чтобы стороны снова сели за стол переговоров.
На беседе с Дж.Керри мы также обсудили Украину. Вспоминали о женевском формате, когда в апреле с.г. в Женеве встречались министры иностранных дел России, США, Украины и Высокий представитель Евросоюза. Вспомнили о том, что в Женевском заявлении от 17 апреля с.г. украинское руководство в лице своего министра обязалось немедленно начать политический процесс, конституционную реформу с участием всех регионов и политических сил. Мы с Дж.Керри договорились о том, что сегодня эта задача может быть даже более актуальна, чем в апреле, когда условились о немедленном начале такого процесса. Постараемся все-таки убедить украинское руководство начать выполнять это обязательство.
На сегодняшней встрече речь также шла о том, что следует выполнять минские договоренности, которые были достигнуты между руководством Украины и представителями Луганской и Донецкой областей. Эти договоренности были подписаны, согласованы конкретные шаги и временные рамки осуществления каждой из них. К сожалению, прекращение огня полностью не соблюдается, возобновляются перестрелки. Все мы знаем о трагедии, произошедшей вблизи донецкого аэропорта, в школьном дворе. Случаются и другие инциденты. Мы считаем необходимым как можно скорее завершить все согласования линии разъединения сторон, чтобы четко контролировать соблюдение прекращения огня и условия перемирия.
По понятным причинам у нас с Соединенными Штатами не совпадают позиции в отношении того, что происходит на Украине и почему это происходит. Тем не менее, если Вашингтон заинтересован в содействии умиротворению ситуации и созданию условий для диалога между Киевом и руководителями ЛНР и ДНР, это было бы шагом в правильном направлении. Главное – не потакать идеям, которые витают в Киеве, в частности, о необходимости набраться сил и вернуться к силовым методам решения кризиса, а отговаривать горячие головы от подобного рода мыслей и добиваться того, чтобы выполнялись обязательства, взятые киевскими властями, а именно - линия на политическое урегулирование украинского кризиса. Мы со своей стороны в контактах с ополченцами и киевскими властями будем всячески содействовать тому, чтобы так оно и происходило.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs