Сегодня в Париже состоялись переговоры с Госсекретарем США Дж.Керри и Министром иностранных дел Франции Л.Фабиусом.
С Дж.Керри мы обсудили большое количество вопросов международной повестки дня, которым было уделено основное внимание. Мы, конечно, касались и двусторонних отношений, так как в них есть некоторые проблемы, в том числе гуманитарного характера, касающиеся судеб российских граждан. Общий вывод – у нас есть понимание, что Россия и США играют особую роль в глобальных усилиях по решению проблем, которые касаются всех без исключения народов и государств. В целом ряде случаев мы можем более эффективно взаимодействовать, чтобы повысить эффективность усилий всего мирового сообщества. Прежде всего, это касается борьбы с терроризмом, который сейчас становится главной угрозой на большом пространстве Ближнего Востока и Севера Африки.
Второй проблемой, где мы заинтересованы в успехе международных усилий, является борьба с вирусом лихорадки Эбола. Россия была в числе первых стран, направивших своих медиков и специалистов в Гвинею и Сьерра-Леоне, которые были поражены этим недугом. Мы будем наращивать наши усилия. Поддерживаем то, что делают другие государства в соответствии с инициативой, объявленной Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном.
Есть вопросы, по которым наши позиции расходятся. Они также хорошо известны. Мы сегодня подтвердили, что эти разногласия сохраняются, но в общих интересах - искать решения по этим вопросам, основываясь на уважительном диалоге, опираясь на равноправные договоренности и учет интересов друг друга.
По-моему, встреча была полезной. Мы условились продолжать контакты для того, чтобы по всем этим вопросам продвигаться вперед, взаимодействовать там, где мы это можем делать, и повышать эффективность совместных усилий, где сохраняются разногласия, а также искать договоренности, которые будут отражать справедливый и равноправный баланс интересов.
Сегодня мы также провели встречу с Министром иностранных дел Франции Л.Фабиусом. Была обсуждена ситуация в Ираке, Сирии, прежде всего, в контексте борьбы с «Исламским государством», которое сегодня представляет растущую и затрагивающую всех угрозу. Мы также обсудили ситуацию в Афганистане и вопросы, касающиеся нашего взаимодействия в различных форматах, включая Совет Безопасности ООН и другие международные форумы.
И с Дж.Керри, и с Л.Фабиусом мы обсуждали ситуацию на Украине. Рассказали собеседникам об усилиях, которые предпринимает российское руководство, чтобы обеспечить полное и всестороннее выполнение договоренностей, достигнутых при нашей поддержке и содействии ОБСЕ между киевскими властями и представителями ополчения. Это Минский протокол от 5 сентября и Минский меморандум от 19 сентября. Сейчас самое главное – не «размывать» сложившийся процесс, не отвлекать внимание на некие искусственно предлагаемые форматы, а добиваться того, чтобы участники минского процесса обеспечивали выполнение в полной мере договоренностей между Киевом, Луганском и Донецком. Это касается и прекращения огня, и разведения сил, и отвода тяжелых вооружений, а, самое главное, начала всестороннего политического диалога, который был обещан украинскими властями еще в апреле этого года, когда в Женеве собирались главы внешнеполитических ведомств России, США, Украины и была провозглашена необходимость немедленного начала политического диалога с участием всех регионов и политических сил Украины.
Таковы мои основные впечатления от состоявшихся бесед.
Вопрос: Поднималась ли на переговорах с Дж.Керри тема массовых захоронений вблизи Донецка? Если да, то какова была реакция Госсекретаря?
С.В.Лавров: Нет нужды затрагивать все эпизоды, связанные с украинской трагедией в каждой беседе. Мы постоянно на всех уровнях подтверждаем нашу позицию и требуем конкретной реакции со стороны соответствующих международных структур. Позиция заключается в том, что все преступления, которые были совершены в ходе украинского кризиса, были расследованы, начиная с «дела снайперов» на «майдане», включая трагедии в Одессе и Мариуполе, катастрофу малайзийского «Боинга», массовые захоронения и многие другие инциденты, ставшие достоянием общественности. При этом мы исходим из того, что международные организации, прежде всего Совет Европы, ОБСЕ и правозащитные структуры ООН, должны проявить инициативу и взять на себя больше ответственности в доведении до конца этих расследований, так как украинские власти делают явно недостаточно. Не хотелось бы, конечно, никого ни в чем подозревать, но создается впечатление, что им есть, что скрывать. Международные структуры обязаны этого не допустить.
Вопрос: Прозвучали ли конкретные обещания в ходе Ваших переговоров с Госсекретарем Дж.Керри по Украине в отношении облегчения санкций, вывода войск и вооружений, передачи под контроль границы, где это возможно?
С.В.Лавров: Мы с Дж.Керри не представляем воюющие стороны. Как я уже сказал, решение украинского кризиса возможно только через прямые переговоры и достижение договоренностей между конфликтующими сторонами. Минский процесс ровно это и предполагает.
5 и 19 сентября в Минске достигнуты договоренности между представителями киевских властей и ополчения, которые предусматривают все необходимые шаги для урегулирования кризиса, начиная с прекращения огня и до давно обещанного, но никак не начатого политического диалога. Задача Госсекретаря США Дж.Керри и всех других наших друзей и коллег из зарубежных стран не пытаться придумывать что-то новое, а добиваться от тех, на кого они имеют влияние, полного и честного выполнения имеющихся договоренностей. В этом заключается наша позиция, и Дж.Керри считает ее оправданной. Он полностью поддержал минские договоренности и высказался за их добросовестное исполнение всеми участниками.
Вопрос: В Вене продолжается обсуждение иранской ядерной программы (ИЯП). Завтра туда прибывает Дж.Керри, который проведет переговоры с главой МИД Ирана М.Дж.Зарифом и Высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности К.Эштон. Также ожидается очередной раунд «шестерки» на уровне политдиректоров. Означает ли такой «мозговой штурм», что к 24 ноября стороны придут к соглашению по урегулированию ИЯП?
С.В.Лавров: Мы делаем все для того, чтобы как можно скорее достичь всеобъемлющих договоренностей по иранской ядерной программе. Контакты осуществляются практически в ежедневном режиме. На этой неделе состоится очередная встреча «шестерки» на уровне заместителей министров иностранных дел и Министра иностранных дел Ирана. На первый взгляд, вопросы, которые требуется досогласовать, не такие уж сложные. Но, как всегда, перед окончанием длительного марафона переговоров на завершающей стадии каждому хочется достичь чуть-чуть большего. Я уверен, что компромисс возможен. Не могу гарантировать, что это обязательно будет сделано до 24 ноября. Эта дата не является «сакральной» - мы стремимся добиться результата до ее наступления, но, убежден, главное не какие-то искусственно создаваемые крайние сроки, а существо и качество договоренностей. Вот что для нас является главным. Сегодня в беседе с Дж.Керри и с Л.Фабиусом я почувствовал, что наши партнеры исходят из этого же принципа. Надеюсь, мы достигнем результата.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs