О чем говорит церковный календарь?

09:32 14.10.2014 Владислав Гулевич, эксперт журнала «Международная жизнь»


Церковный календарь на протяжении долгих веков на Руси был неотъемлемой частью повседневной жизни. Кроме напоминания о годичном круге православных богослужений, календарь способствовал сохранению и сбережению исторической памяти.

На каждый день церковного календаря припадает какой-нибудь религиозный праздник, день святого или иное значительное событие церковной жизни. К сожалению, с запретом церковного календаря при советской власти из нашей памяти стерлись многие важные даты и вехи из  истории нашего государства. 

Например, большинству сегодняшних верующих ни о чем не говорит дата 24 августа (6 сентября). А в этот день Православная церковь отмечает день святителя Петра Ратенского, митрополита Киевского. Уроженец Волыни, святитель Петр соорудил себе скит на берегу реки Раты, где и подвизался в аскезе.

Его молитвенный подвиг, а также последующие богоугодные труды во славу княжества Московского заставляют задуматься над происходящими на Украине событиями, за которыми стоят силы, презревшие заветы святителя Петра, и пытающиеся разделить Русь вопреки исторической правде.

Прискорбно, что святитель Петр не стал духовным авторитетом для многих православных верующих на Украине. После атеистической разрухи в душах официальный Киев в 1992 г. на скорую руку создал псевдо-православную структуру – раскольничью Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП) с единственной целью – духовно отторгнуть православную Малороссию от остальной Руси. Деятельность УПЦ КП носит, в первую очередь, политический, а не религиозный характер. Тем более удивительно, что ее приходы имеются и в России (епархиальный центр - г. Ногинск).

УПЦ КП превратилась в распространителя националистической и антиправославной крамолы среди православных верующих Украины. Сейчас в западной части страны происходят нападки на священнослужителей и прихожан канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, захваты храмов и насильственная передача их в ведение УПЦ КП.

Такой неожиданный поворот в церковной жизни Малороссии не мог обойтись без цензуры «неугодных» святых. Этот процесс продолжался разными темпами на протяжении всего периода украинской независимости. Но, если раньше это происходило втихаря (деяния «неправильного» святого поминались в ходе церковных служб и на уроках в воскресных школах, но широкой общественности о них не рассказывали), то с победой «евромайдана» зачищать пантеон святителей стали открыто, и не стесняясь. Свежий пример: старший научный сотрудник Лаврского заповедника Владимир Омельчук записал св. Сергия Радонежского во враги Украины (1).

В церковном календаре с именем Сергия Радонежского связано сразу несколько дат: 6 сентября (явление Девы Марии преподобному Сергию), 8 октября (кончина), 18 июля (обретение мощей) и 19 июля (Собор Радонежских святых). Сергию Радонежскому в отечественном богословии посвящено множество трудов. Один из часто упоминаемых – «Троице-Сергиева Лавра и Россия» религиозного философа Павла Флоренского. Попытки очернить фигуру святого – это попытки расшатать один из несущих столпов духовного здания Православной церкви, заменив его рукотворными псевдо-святыми, выдумать которых для украинских политиков не составит труда.

Верующий человек, душой проживающий каждую дату в церковном календаре, не способен равнодушно смотреть на богоборческие выступления тех, которые от кесаря. Церковный календарь – это народный учебник истории, воспитатель юного поколения и духовный механизм преемственности поколений. Повторяясь из года в год, церковные праздники напоминали о главных событиях духовной жизни, формируя у человека соответствующее мировоззрение.

Православный люд помнил о дате 8 октября 1596 г. – дате провозглашения Брестской унии, на века расколовшей русское Православие на удельные «духовные территории». Западная Украина и Западная Белоруссия подпали под влияние католицизма, признали унию с Римом, превратившись в инкубатор украинского и белорусского национализма. Тогда же появились на западе Руси первые униатские семинарии, где церковно-славянский язык – сокровищницу православной культуры – открыто называли «мертвечиной» и «азиатчиной»! Потом такое отношение к Православию перекочевало на политическую сцену. Его порождением стали первые украинские и белорусские националистические движения, русофобские по духу и содержанию.

Затем были периоды массового возвращения униатов в лоно Православной церкви, репрессии польских и австро-венгерских властей против православного люда Западной Руси. 

Православная церковь 6 сентября отмечает день священномученика Максима Горлицкого. Он был застрелен австрийскими жандармами в Горлице (Польша), но успел выкрикнуть перед смертью «Да живет святое Православие! Да живет Святая Русь!». Но эта дата церковного календаря остается незаслуженно забытой в общественном образовательном дискурсе. Хотя подвиг таких высоконравственных личностей, как св. Максим Горлицкий, сегодня особенно актуален.

Причина – вытеснение церковного календаря на обочину светской жизни. Светские праздники поглотили праздники духовные. Материя восторжествовала над духом, тленное над вечным. Но триумф тленного может быть только временным. На Руси наблюдается возрождение православного патриотизма.

На этом пути важно не поскользнуться, не сойти на узкую тропу религиозного мракобесия. Бог – это свобода. Верующий человек должен чувствовать себя свободным человеком. Но свободным, в т.ч., от греха, а это предполагает наложение ограничений нравственного порядка. Свобода – это не вседозволенность, которая быстро порабощает человека. Свобода - это гармоничный баланс этических и нравственных норм.

Разве сможет человек в полную силу прочувствовать значимость исторических событий, отмеченных в церковном календаре, без духовного в них соучастия? Духовное соучастие предполагает активную религиозную позицию человека, который помнит о событиях церковной жизни. Они спрессованы в его памяти. Они служат указателями тысячелетнего исторического пути, пройденного Русью.  

Церковный календарь хранит летописи нашей истории и нашей религиозной жизни на протяжении многих веков. Даты из этого учебника истории не стираются, не меняются и  остаются всегда на одинаковом нравственном уровне. Над этим учебником не властны ни время, ни политика.

Можно замалчивать неугодные даты церковного календаря, но нельзя эти даты выкинуть из истории Православной церкви. Церковный календарь – это вечная история, повторяющаяся под куполами наших храмов и в душах наших прихожан из года в год.

Количество дат в церковном календаре может только увеличиваться, но не уменьшаться. Мы узнаем о все большем числе праведников и святителей, подвизавшихся на богоугодной ниве или отдавших жизнь за верую свою. Церковный календарь – это «кладовая патриотизма», где каждый пример – образец для подражания. Из этого учебника духовной истории невозможно вырвать страницы, потому что эти страницы вечны.

 

1)       http://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201409231434-rri3.htm

2)       http://pravaya.ru/ks/20019

Ключевые слова: Белоруссия Православие Украина церковный календарь

Версия для печати