Арктическое рыболовство в центрально-арктическом районе: проблемы и пути решения

14:03 15.09.2014


На заседании круглого стола. Слева направо – руководитель Дирекции по вопросам ВТО Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации И.Дудыкина и заведующий кафедрой международного права МГИМО (У) МИД России А.Вылегжанин

В Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации состоялся круглый стол, посвященный обсуждению концепции экономической политики Правительства Российской Федерации в связи с активизацией неарктическими государствами промысловой разведки в центрально-арктическом районе, замкнутом 200-мильными исключительными экономическими зонами пяти приарктических стран: России, США, Канады, Дании, Норвегии. Модератором круглого стола выступила руководитель Дирекции по вопросам ВТО Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации И.П.Дудыкина. В заседании круглого стола приняли участие советник по делам рыболовства Посольства Норвегии в России Ане Стурвисте Бьёркум и советник по делам энергетики и окружающей среды Посольства Норвегии в России Мортен Анкер.

В ходе работы круглого стола эксперты обсудили актуальные вопросы государственного управления морскими биологическими ресурсами в арктических районах, а также рассмотрели проблемы, связанные с незаконным, нерегулируемым промыслом морских биологических ресурсов.

Открывая мероприятие, первый заместитель руководителя Аналитического центра В.Онищенко отметил, что обсуждаемая тема достаточно узкая, но в то же время предельно важная для всех вовлеченных сторон. «Поставленный сегодня вопрос определяет долгосрочные приоритеты и принципы развития и построения экономических связей в центрально-арктическом районе», - сказал эксперт. По его мнению, в настоящее время необходимо учесть как интересы арктических государств, так и других стран, которые могли бы претендовать на экономическую активность в данном регионе.

Заведующий кафедрой международного права МГИМО МИД России, доктор юридических наук, профессор А.Вылегжанин рассказал о международно-правовом статусе центрально-арктического района и о том, как реагировать арктическим прибрежным государствам на появление промысловых судов неарктических стран в данном регионе. «Можно оставить все как есть и решать проблему, когда она появится, - сказал эксперт. – Но я бы предпочел заранее в рамках международного права принять меры, чтобы не допустить возникновения нового масштабного очага нерегулируемого промысла».

В Арктической зоне Северного Ледовитого океана и прилегающих к ней морях в последнее десятилетие идут сложные процессы,обусловленные изменением климата, разграничением 200-мильных зон и континентального шельфа, ростом конкуренции за обладание живыми и минеральными морскими ресурсами и ростом интереса к региону природоохранных организаций. Значительное влияние на результаты рыболовного промысла имеет борьба за использование и обладание морскими живыми ресурсами, а также разворачивающаяся гонка по разведке и разработке углеводородов на шельфе Арктики.

Международные воды Арктики (карта 2013 года). СЛО - Северный Ледовитый океан

Аналогичной позиции придерживается руководитель Координационного северного совета Российской Ассоциации рыбопромышленников В.Зиланов. «В связи с потеплением большие пространства освобождаются ото льда, открывая центральную часть Арктики, находящуюся за пределами 200-мильной зоны, - сообщил он. - Естественно, наше сообщество заинтересовано в том, чтобы здесь не развивалось нерегулируемое рыболовство».

Также В.Зиланов отметил, что рыболовство, имеющее практическую направленность и осуществляемое уже не одну сотню лет, ведется в Северо-Западном секторе Арктики. «Промысел в этом районе базируется на международных договорах и на научной основе, - сказал он. - Существует жесткий контроль по предотвращению браконьерского промысла». Эксперт полагает, что в этой части океана система регулирования за рыболовством достаточно сбалансирована. «В этой связи новый развивающийся промысел в других частях Арктики не должен разрушать модель регулирования, которая создана в Северо-Западном секторе», - считает В.Зиланов.

На необходимость всесторонних научных исследований центрально-арктического района, которые должны предшествовать заключению секторального договора обратил внимание собравшихся заведующий кафедрой международного права Московской государственной юридической академии им. О.Е.Кутафина (МГЮА), советник руководителя Росрыболовства по вопросам международного сотрудничества К.Бекяшев. Известно, что в связи с потеплением в Арктике, в последние годы до 70-80% площади 200-мильной исключительной экономической зоны России в этом районе в летне-осенний период остается свободно ото льдов. Появилась возможность для широкомасштабных исследований состояния морских живых ресурсов в районах, освободившихся ото льда пространств Карского, Восточно-Сибирского, Чукотского морей и моря Лаптевых. Исследования подобного рода имеют как теоретическое, так и практическое значение. Кроме того в Баренцевом, Норвежском и Гренландском морях, ввиду отступления льдов, значительно увеличивается площадь, которая подлежит ежегодному мониторингу и исследованию с рыбохозяйственными целями. Последнее требует увеличение финансирования работ на федеральном уровне, обновления научно-исследовательского флота и особой политики координации совместных морских исследований с приарктическими государствами и, прежде всего, с Норвегией.

Доклад профессора Дипломатической академии МИД России Ю.Малеева был посвящен угрозам экосистеме Арктики в связи с опасностью нерегулируемого рыболовства в центрально-арктическом районе и загрязнением окружающей среды в Северном Ледовитом океане. По словам учёного, в наши дни назрела необходимость не только наказывать виновных в нарушении экологического баланса, но и заниматься предотвращением подобных преступлений. Однако в существующих источниках права есть значительные лакуны, затрудняющие внедрение такой практики в жизнь. Во-первых, по словам Ю.Малеева, в статье 236 Конвенции ООН по морскому праву, принятой 10 декабря 1982 года и вступившей в действие 16 ноября 1994 года, указано, что положения этого документа, касающиеся защиты и сохранения морской среды, не применяются к любым военным кораблям, оставляя соблюдение этих положений на усмотрение тех государств, которым принадлежат эти суда. Во-вторых, в существующих источниках права никак не оговорена позиция в отношении судов неарктических стран, заинтересованных в промысле в Арктике. Эта ситуация должна быть в корне изменена, поскольку экологические проблемы в Арктике представляют собой угрозу для всего человечества.

Президент Российской академии морского права, вице-президент ОАО «Совкомфлот» В.Медников дополнил доводы Ю.Малеева. Он отметил, что разработка Международной морской организацией (International Maritime Organization, IMO) нового Полярного кодекса, которая ведется при участии Арктического совета, должна предполагать распространение норм кодекса об арктическом судоходстве на рыболовецкие суда неарктических стран, претендующих на добычу ресурсов центрально-арктического региона. По словам В.Медникова, следует исключить присутствие в регионе судов, не рассчитанных на промысловую деятельность и выживаемость в высоких широтах.

Участники круглого стола пришли к выводу, что необходимо ускорить процесс заключения межправительственного соглашения по сохранению морских живых ресурсов и защите окружающей среды в центрально-арктическом районе. При этом, по их мнению, научные исследования должны проходить под жестким контролем, и до официального разрешения специалистов промысловая добыча в данном регионе должна быть запрещена.

По итогам круглого стола планируется подготовить рекомендации заинтересованным министерствам и ведомствам, отвечающим за реализацию экономической политики Российской Федерации в Арктике.

Ключевые слова: центрально-арктический район

Версия для печати