ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Драма православной церкви на Украине: советы и объяснения дипломатам

13:31 24.07.2014 • Дмитрий Бабич, журналист-международник

Сейчас Украинская православная церковь Московского Патиархата (УПЦ МП) - крупнейшая христианская конфессия на Украине - переживает один из самых драматичных моментов в своей истории. Сошлись два кризиса: установление в стране националистического, авторитарного режима, склонного к насилию и революционному радикализму, наложилось на болезнь и кончину "блаженнейшего" митрополита Владимира (Сабодана). Очень жестко стоят два вопроса: 1) как относиться к давлению режима, который по-революционному, почти по-большевистски, вторгается в дела церкви, требуя разрыва связей с Москвой и в идеале - "вливания" в единую, лояльную власти "национальную" церковь вместе с "раскольниками" из других православных церквей; 2) кто сменит на Поместном соборе в середине августа митрополита, который в последние годы окружил себя украинскими националистами, сторонниками откола от "материнской" Московской Патриархии и РПЦ в целом (за это высказываются пресс-секретарь церкви, протоиерей Георгий Коваленко, архимандрит Кирилл Говорун и др.)

Что происходит? Во время Майдана революционерам активно помогала "раскольническая" УПЦ Киевского Патриархата - не признанная в православном мире церковь, возглавляемая бывшим в советское время членом Священного Синода РПЦ Филаретом (Денисенко), в 80-е годы возглавлявшего всех чад Православной Церкви на Украине. После того, как в 1992 году митрополит Денисенко стал вести дело к отколу от Московской Патриархии (мол, Украина - независимое государство, так пусть и церковь разделится вслед за государством) он был анафематствован. Во время событий на Майдане храмы УПЦ КП открыли свои двери для боевиков (прежде всего раненых), набатом своих колоколов она собирала сторонников революции на защиту баррикад. За это новая власть в первые дни после свержения Януковича чуть не подарила УПЦ КП Киево-Печерскую Лавру и Почаевский монастырь (об этом подробнее - здесь http://portal-kultura.ru/articles/obozrevatel/32296-smena-vekh-na-maydane/)

Но историческая память и вера не дали свершиться этому рейдерскому захвату. Насельники монастырей и тысячи верующих УПЦ МП защитили монастыри от захвата их "самозванцами", не имеющими благодати, для передачи которой в Русской Православной Церкви существуют строгие правила. Здания остались в руках УПЦ МП, а сама церковь остается крупнейшей религиозной организацией в большинстве регионов страны (кроме входившего когда-то в Польшу запада страны, где сильнее позиции греко-католиков). Влияние церкви объясняется не только традицией и отличной организацией (с 1992 года митрополит Владимир держал УПЦ МП в "каноническом единстве" с Русской Православной Церковью (РПЦ). Очень важный фактор: люди тянутся к УПЦ МП, поскольку церковь - единственная организация, которая как бы "не заметила" исчезновения Российской империи и СССР, оставаясь важнейшим духовным и историческим звеном, связывающим Украину и Россию.

Как когда-то якобинцы требовали от французских священников-католиков "республиканской присяги" и отречения от Рима, так же сегодня министерство культуры Украины (а на самом деле - Порошенко, Аваков и прочие члены полувоенного режима) требуют от УПЦ МП отказа от канонической связи с РПЦ.

Это проявилось в заявлении Минкульта Украины о "нежелательности" визита на Украину Патриарха всея Руси Кирилла, закрывшее Святейшему путь на похороны митрополита Владимира и создавшее беспрецедентную за 1000 (тысячу!) лет ситуацию - невозможность посещения "матери городов русских" и "купели православия" главой Церкви.

УПЦ МП робко выразила недовольство запретом на въезд Патриарха, расценив его как "вмешательством государства в дела церкви" (позиция заявлена на Всеукраинском совете церквей и религиозных организаций - ВСЦР еще в июне 2014 года). Тем не менее, вместе со всеми участниками ВСЦР Церковь поддержала "мирный план" Порошенко, но он и сам понимает цену этой вынужденной поддержки.http://orthodoxy.org.ua/data/zvernennya-vrciro-zvertaiemosya-do-vsih-hto-nezakonno-trimaie-v-rukah-zbroyu-sklasti-yiyi-ta

Что тут делать дипломатии? Добиваться реального невмешательства нового киевского режима в дела Церкви, внимательно отслеживать случаи нарушения прав священников УПЦ МП (священников наказывают за причащение ополченцев, "киберсотни" внимательно отслеживают интервью и любые слова священнослужителей, которые можно рассматривать как "поддержку сепаратизма", а потом мстят "сепаратистам в рясах" - или прямым физическим воздействием, или навешиванием статьи УК за сепаратизм). Очень сильный аргумент в споре с нашими оппонентами – сходство нынешней ситуации с тем положением, которое сложилось в Православной Церкви Московского Патриархата на оккупированным немцами территориях Украины, Белоруссии и Прибалтики в 1941-1944 годах. Гитлеровские оккупанты тоже хотели «абсолютной самостоятельности украинской церковной иерархии от Московского Патриархата» (об этом см. книгу Михаила Шкаровского «Русская церковь и третий рейх», Москва, 2010, стр.181). Больше того, гитлеровцы запрещали после избрания в Москве Патриарха Сергия (Страгородского) в 1943 году поминать его во время богослужений на оккупированных территориях, объявляя «сталинским прислужником» (так же теперь Патриарха Кирилла упоминают в украинской прессе только в связи с его хорошими отношениями с Путиным). 

Кроме того, ни в коем случае не надо хоронить концепцию "русского мира", тесно связанную с Церковью и ее исторической судьбой. Недаром эта концепция вызывает такую ненависть у новых правителей Украины - они видят ее опасность для себя. Возможно, для сегодняшней Украины придется придумать для этой концепции менее "этническое" название (концепция "общей купели", "православного единства" и т.д.) В сложившейся ситуации необходимо объединить усилия РПЦ по противодействию расколу и методичные действия российской дипломатии на этом направлении. Возможно, сейчас, когда российские усилия на государственном уровне по известным причинам не найдут отклика у украинского режима, это окажется наиболее действенным инструментом в борьбе за массовое украинское сознание.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати