ГЛАВНАЯ > Выступления С.В.Лаврова

Выступление С.В.Лаврова на пресс-конференции по итогам переговоров c Президентом Республики Словения Б.Пахором и и.о. заместителем Председателя Правительства, Министром иностранных дел Республики Словении К.Эрьявецем, г.Марибор, 8 июля 2014 года

00:54 09.07.2014 •

Уважаемые дамы и господа,

Сегодня утром мы провели эмоциональную трогательную церемонию открытия музея памяти советских воинов, которые были замучены в нацистском концлагере в Мариборе. Огромное спасибо и низкий поклон всем словенцам, россиянам, кто создал этот музей и реализовал проект, являющийся еще одним символом нашей духовной близости, исторической правды и партнерства.

Сегодня на встрече с Президентом Б.Пахором и Министром иностранных дел К.Эрьявецем мы обсудили все направления двустороннего партнерства. Выразили удовлетворение, тем, как ведется политический диалог на высшем и высоком уровнях, как развиваются торговля, инвестиционное взаимодействие, реализуются гуманитарные проекты, в том числе сотрудничество с действующим по инициативе Словении Форумом славянских культур.

Ценим традиционно конструктивную позицию Словении в том, что касается отношений между Россией и Евросоюзом, в рамках Совета Россия-НАТО. Позиция Любляны всегда нацелена на взаимодействие по любым сложным вопросам, без того, чтобы расхождения становились предлогом для замораживания отношений. Это относится и к ситуации, которая сейчас складывается в Европе и в отношениях между Россией и ЕС в связи с украинским кризисом. По просьбе Президента Словении Б.Пахора мы подробно изложили наши оценки генезиса (украинского) кризиса и его нынешнего состояния. Объяснили, почему российская сторона абсолютно убеждена в необходимости отбросить все в сторону ради немедленного и безусловного прекращения применения силы.

Уверены, что Словения принадлежит к числу тех стран Евросоюза, которые нас слышат, понимают нашу позицию и приоритетность прекращения огня.

Как и вчера в Болгарии, сегодня мы немало внимания уделили энергетическому взаимодействию - упоминался такой приоритетный проект, как «Южный поток». Убеждены в необходимости убрать все искусственные препоны на пути его реализации и действовать в соответствии с заключенными межправительственными договоренностями. Рассчитываем, что Еврокомиссия возобновит приостановленную ею деятельность рабочей группы, созданной для рассмотрения вопросов реализации «Южного потока».

Обменялись мнениями по ситуации в Сирии, Ираке, в целом на Ближнем Востоке и на Севере Африки. Нас и наших славянских друзей она очень тревожит. У нас общее понимание, что для урегулирования кризисов необходимо выделить главное, а это - борьба с терроризмом.

В заключение отмечу, что мы согласовали взаимные шаги, чтобы достойно отметить ряд мероприятий, посвященных 100-летию начала Первой мировой войны и 70-летию Победы во Второй мировой войне, которые уже начинают отмечаться в этом году и продолжатся в 2015 г.

Знаем, что в Словении скоро предстоят выборы. Это не первые выборы за период наших теплых отношений. Уверен, что, как и в предыдущие избирательные периоды, преемственность будет обеспечена. Мы в этом уверены и чувствуем, что именно здесь проявляется интерес подавляющего большинства словенского народа.

Вопрос: Министр иностранных дел Словении К.Эрьявец сказал, что во время его поездки в Москву его заверили, что договоренности России и Австрии не угрожают строительству словенского участка «Южного потока». Могли бы Вы повторить эти заявления открыто, для словенской публики? В чем Вы видите препятствия для реализации этого проекта на европейском уровне, со стороны Словении и России?

С.В.Лавров: Насчет первой части Вашего вопроса, мне, честно говоря, странно, что Вы в присутствии собственного Министра подвергаете сомнению то, что он сказал.

Мы заинтересованы, чтобы все те, кто через механизм межправительственных соглашений подписался на участие в «Южном потоке», продолжали это делать.

Что касается искусственных препятствий на пути реализации данного проекта, то мы убеждены, что попытки ретроспективно применять Третий энергетический пакет не соответствуют нормам международного права и практике, всегда существовавшей в отношениях между цивилизованными государствами. Мы не раз подчеркивали, что полностью признаем право любого нашего партнера, включая, конечно же, Евросоюз, принимать решения о том, как впредь вести дела в той или иной области. В этом смысле мы признаем наличие Третьего энергопакета, но применять его требования к договоренностям, которые заключались в предыдущие годы, - просто нечестно. Кроме того, как я уже сказал, это противоречит всем нормам международного поведения.

Рассчитываем на возобновление диалога, начавшегося между Российской Федерацией и Еврокомиссией при поддержке стран-участниц «Южного потока» и направленного на урегулирование сложившейся ситуации. На данный момент по инициативе еврокомиссара по энергетике Г.Эттингера диалог приостановлен. Мы, повторю, за прекращение возникшей паузы и возобновление диалога.

Вопрос (адресован К.Эрьявецу): Можете ли Вы подтвердить информацию словенских СМИ о том, что работающие в Словении американские дипломаты пытались предотвратить нынешний визит С.В.Лаврова? Действительно ли Еврокомиссия и США оказывают сильное давление на Словению по вопросу «Южного потока»?

С.В.Лавров (добавляет к ответу К.Эрьявеца): Я, честное слово, не знал об истории с американским посольством. Но это интересно. Спасибо Дж.Керри. Кстати, сегодня на церемонии открытия Музея памяти советских узников нацисткого концлагеря было много послов, но, насколько я припоминаю, не одного посла западных стран не было. Надеюсь, это не связано с их отношением к данному мероприятию.

Вопрос: Как Вы относитесь к тому, что в период, когда Россия вместе с рядом стран и руководством Евросоюза пытается урегулировать украинский кризис, вероятно, уже завтра Совет ЕС примет новые меры в отношении российской стороны, в частности, в плане расширения «черного списка» российских граждан?

С.В.Лавров: Я уже, честно говоря, перестал следить за тем, какие договоренности принимаются в Евросоюзе, какие назначаются сроки для нового рассмотрения очередных «черных», «серых» или другого цвета списков. Нас интересует не это, а необходимость срочно прекратить кровопролитие.

Благодаря корреспондентам, работающим с риском для жизни на Юго-Востоке Украины, мы все видим, что там происходит, и насколько отражают реальность торжественные слова Президента Украины П.А.Порошенко о том, что украинская армия имеет категорический приказ не обстреливать города, поселки, жилые кварталы и не подвергать бомбардировке мирных граждан. В этом, как он подчеркивал в одном из своих выступлений, состоят «рыцарские» традиции «украинского воинства».

Однако там происходит совершенно иное. Мы видим убитых людей, изуродованные тела, разрушенные дома и квартиры. Разрушены судьбы людей, беженцы потоками спасаются из-под огня - все это жутко. На этом фоне то, что мы слышим из уст украинского руководства, что перемирие возможно, только если ополченцы примут «мирный план П.А.Порошенко» (то есть капитулируют и будут рассчитывать, что их амнистируют), нас обескураживает и убивает любые возможности для достижения перемирия. Надеюсь, европейские коллеги озаботятся этим в первую очередь.

В четырехстороннем Заявлении министров иностранных дел России, Франции, ФРГ и Украины, о котором упомянул мой словенский коллега, содержится четкий призыв к немедленному безусловному двустороннему прекращению огня. Там нет никаких условий наподобие капитуляции ополченцев или чего-то еще в таком духе. Безусловное прекращение огня – вот под чем подписалась Украина вместе с нами, немцами и французами.

Мы все знаем, что кроме Европы особый интерес к ситуации на Украине проявляют также Соединенные Штаты. Мы бы хотели верить, что они также заинтересованы в скорейшем прекращении огня. Но я читал сообщение о том, что вчера состоялся телефонный разговор между Президентом США Б.Обамой и Президентом Франции Ф.Олландом. В информации по итогам этого разговора Елисейский дворец выделил задачу скорейшего прекращения огня, а Белый дом предпочел сделать акцент на подтверждении права украинского руководства подавить сепаратизм на Юго-Востоке. Вот, собственно говоря, и вся разница.

Я надеюсь, что на очередных министерских и других заседаниях Европейского союза, включая саммиты, Европа все-таки будет настойчиво добиваться того, о чем мы договорились в Берлине 2 июля. Возможно, этим заявлением рискую навлечь на себя санкции, но что делать - правда стоит того!

mid.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати