Бросается в глаза эпигонство новых украинских властей, слепо копирующих западные образцы политического поведения, без оглядки на то, положительны или негативны эти образцы. Как пример – все явственнее проступающие параллели между идеологическими установками Третьего Рейха и евромайдановской Украины.
У украинского обывателя вошло в привычку дурашливо отмахиваться от сравнений элементов нынешней государственной идеологии украинского государства с гитлеровской. Но факты говорят сами за себя.
В Третьем Рейхе самыми распространенными патриотическими лозунгами были “Deutschland über alles!” и “Heil Hitler!”. Евромайдан породил практически полное их соответствие для украинской политики: «Україна понад усе!» и «Слава Україні – героям слава!». Как в нацистской Германии этими лозунгами щеголяли немецкие ультраправые, так и в необандеровской Украине их соответствия чаще всего звучат из уст украинских ультраправых. Они перекочевали в украинских политический лексикон из карпатских «крыйивок», где вояки ОУН-УПА разрабатывали планы массовой резни поляков, евреев и украинцев-антифашистов в далекие 1940-е – 1950-е.
Самый вопиющий пример: статья и.о. премьера Украины Арсения Яценюка, размещенная на сайте посольства Украины в США, в которой он назвал население Донбасса «недочеловеками» (subhuman). Калька с гитлеровского Untermensch очевидна. Американские партнеры Киева попытались завуалировать высказывание А. Яценюка, доказывая, что имелось в виду “inhuman” (бесчеловечные), но не “subhuman” (недочеловеки), и объяснили все трудностями перевода (1).
«Один язык, одна нация, одна родина» новоявленных украинских патриотов тоже намекает на гитлеровское “ein Volk, ein Reich, ein Führer”. Только слово «фюрер» заменили словом «родина», потому как фюреров на Украине – хоть пруд пруди, и никто из них не желает поступиться своими фюрерскими амбициями. Казалось бы, быть единой и неделимой хочет всякая страна. Но в случае Украины 2014 г., как и в случае Германии 1933 г., эти тезисы накладываются на расистские измышления. Расизм плюс разделение собственных граждан на «правильных» и «неправильных», когда «неправильными» объявляются миллионы, а не единицы – это взрывоопасная смесь, способная подорвать самое стабильное государство.
В среде украинских национал-патриотов пользуются популярностью расовые теории о монголо-татарском и финно-угорском (в зависимости от фантазии автора) происхождении русских. В них одним махом демонстрируется пренебрежительное отношение не только к русским, но и татарам и финно-уграм. Вот цитата о русском народе из книги «Московство» некоего Павла Штепы, члена ОУН, скрывшегося от советского суда в Канаде: «Еще в доисторические времена в северо-восточный уголок Европы приблудился из Азии этот маленький угро-финский народец. Необозримые леса на топких почвах отгородили тот народец от всего мира так, что он отстал от культурного развития человечества на много веков» (2).
Несколько лет назад усилиями политиков-националистов опус П. Штепы переиздали, и разрекламировали в соответствующих СМИ.
Символика украинских националистических организаций – отдельный разговор. Движение «Патріот України», влившееся позже в «Правый сектор», предпочитало свой лозунг «Nация превыше всего!» писать обязательно через латинскую N, и добавляло к ней художественный элемент, превращавший N в подобие свастики. «Патриоты Украины» называли себя украинскими социал-националистами, и зачитывались трудами американских расистов, в частности, «Дневниками Тернера» Уильяма Пирса.
Эмблема дивизии СС «Das Reich» и эмблема Социал-национальной партии Украины Олега Тягнибока (позже переименована в «Свободу») демонстрируют практически полное сходство. Похожая эмблема – на шевроне батальона «Азов», отличившегося в карательной операции против населения юго-востока Украины.
Не удивительно, что Украина 1945 г. и Украина 2014 г. – это две разные Украины. В 1945 г. за антибандеровский поступок можно было получить награду, в 2014 г. за это можно получить срок, потому что все бандеровское искусственно сделали синонимом всего украинского. Кто осмеливается критиковать украинский национализм, тот объявляется врагом, и украинские антифашисты сегодня преследуются так же, как антифашисты в Германии 1930-х гг. Как могло быть иначе, если все ведущие парламентские силы («Удар» В. Кличко, «Батькивщина» Ю. Тимошенко, «Свобода» О. Тягнибока) выступают апологетами бандеровского движения?
Еще одним характерным сходством Третьего Рейха на берегах Рейна и его эпигона на берегах Днепра является наличие признаков политического вождизма орденского типа. Только в случае с Германией этот вождизм был централистским, и концентрировался вокруг фигуры фюрера, а на Украине этот вождизм анархичен. Центрального лидера нет, есть только кучка атаманов, которые поодиночке не в состоянии навести порядок в стране. Каждый из них контролирует свой сегмент электорального поля, и накачивает его необандеровским радикализмом, соревнуясь со своими конкурентами в агрессии.
Вождизм был и в СССР, но там не было ни расизма, ни «недочеловеков», ни бандеровщины. Поэтому вождизм советского типа и вождизм в исполнении фюрера и его эпигонов в Киеве – абсолютно разные по своему идеологическому содержанию явления.
Вполне предсказуемо было появление на Украине националистических организаций орденского типа. Их лидеры копируют своих предшественников из ОУН 1930-1940-х, а те, в свою очередь, явно подражали орденам германских национал-социалистов. В Третьем Рейхе «цветом нации» и элитным военно-политическим орденом был СС, на Украине – «Правый сектор». И первые, и вторые отличались непримиримым отношением к «врагам Рейха», и готовностью к их массовому умерщвлению.
Сегодня на Украине популяризируют «творческое наследие» проповедников кастового расизма, как Дмитрий Донцов, Степан Ленкавский и др. Д. Донцов симпатизировал Муссолини, учил, что нужно быть «агрессорами и захватчиками, прежде чем сможете стать властителями и обладателями ... Общечеловеческая правда не существует». Доказывал, что «украинская идея желает вступить с другими за властвование», а экспансия является для нее идеалом (3).
В статье «Дух нашего времени» Донцов называл эту массу «упряжным скотом, который идёт, куда ему указано». Меньшинство наделяется у Донцова правом осуществлять «творческое насилие» над тупой, ничего не соображающей массой: «Мировоззрение вместо партийных параграфов; вера вместо знания; непогрешимость, а также исключительность вместо компромиссов; культ личности и активного меньшинства вместо подчинения “воле народа”; суровость как в отношении себя, так и к другим вместо человечности… Не является пороком предводителя, если порою он будет вынужден спустить гнилую кровь..., чтобы заставить разбушевавшуюся стихию смиренно склонить голову...».
С. Ленкавский, автор «Декалога украинского националиста» (на Западной Украине текст «Декалога…» можно увидеть на стенах вузовских аудиторий и даже в больницах), призывал пойти «непоколебимо на самое опасное преступление, если этого потребуют интересы дела», и побороться «за усиление силы, славы, богатства и просторов Украинской Державы, даже путём порабощения иноземцев».
Тому же С. Ленкавскому принадлежат слова: «Не бойтесь признавать себя фашистаим. Ведь мы такие и есть». Современная Украина может похвастать пятью памятниками, возведенными в честь автора этого человеконенавистнического «Декалога…».
На Украину слетаются ульраправые со всего света. Недавно СМИ сообщали о добровольце из Италии в составе Нацгвардии Украины. 52-летний Франческо Фальконе решил, что отомстить русским за гибель своего деда-фашиста в годы Второй мировой он сможет в составе украинской армии. Комментарии излишни (4).
Так есть ли на Украине нацизм? Ответ очевиден.
1) http://www.vesti.ru/doc.html?id=1697928
2) Штепа П. «Московство. Його походження, зміст, форми й історична тяглість» (1968)
3) Донцов Д. «Націоналізм» (Лондон, 1966)
4) http://sevastopol.su/world.php?id=63399
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs