Уважаемый Эдвард Агванович,
Наши отношения с Арменией – это отношения союзников, отношения стратегического партнерства, которые опираются на вековые традиции дружбы, добрососедства и взаимопомощи. В этом мы видим важный фактор обеспечения благоприятных условий для развития наших государств и поддержания региональной стабильности.
Необходимый импульс нашим многогранным связям придают регулярный, доверительный диалог на высшем уровне. Сегодня мы обсудили ход выполнения договоренностей, достигнутых в ходе визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в Ереван в декабре 2013 г. и встречи президентов наших двух государств 8 мая с.г. в Москве в контексте проведения мероприятий ОДКБ, в том числе посвященных юбилею Победы в Великой Отечественной войне.
Согласовали наши шаги по двусторонним каналам и в рамках СНГ, ОДКБ в том, что касается памятных мероприятий, связанных с годовщинами Первой мировой и Великой Отечественной войн, которые будут отмечаться в предстоящие годы. На этот счет принято соответствующее решение в рамках Содружества независимых государств. Россия и Армения будут активно участвовать в проведении этих мероприятий.
Отмечаем динамичную работу Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Соответствующая комиссия работает и по военно-техническому сотрудничеству. Недавно в Нижнем Новгороде состоялось заседание Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации и Национального Собрания Республики Армения. В самом начале июля ждем в Москву спикера Парламента Армении Г.Г.Саакяна. Исходим из того, что укрепление и расширение межпарламентских связей будет способствовать дальнейшему развитию наших отношений. Мы в этом заинтересованы.
Министр иностранных дел Армении Э.А.Налбандян только что привел достаточно впечатляющие цифры – рост товарооборота составляет 10 % в год. Это серьезно при нынешней конъюнктуре. Российские капиталовложения в армянскую экономику составляют более 3 млрд.долл. В Армении работают лидеры российского бизнеса: ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», ОАО «ВТБ», ОАО «Интер РАО ЕЭС», ОАО «Российский алюминий», ОАО АФК «Система» и целый ряд других.
В экономических и культурных связях с Арменией задействованы более 70 субъектов Российской Федерации. Это лишний раз подчеркивает, насколько тесно мы сотрудничаем.
Сегодня рассмотрели вопросы подключения Армении к процессам евразийской интеграции. Россия активно это поддерживает. Обсудили сотрудничество в различных международных организациях, включая ООН, ОБСЕ, Совет Европы, Организацию Черноморского экономического сотрудничества, а также координацию внешнеполитических действий по линии ОДКБ и внешнеполитические консультации в рамках Содружества независимых государств.
Разумеется, коснулись ситуации на Украине. Исходим из безальтернативности незамедлительного прекращения огня, которое должно не просто объявляться, а выполняться на практике, и самое главное – безальтернативности начала подлинного общенационального диалога с участием всех регионов для обеспечения прав и интересов всех без исключения граждан Украины. Россия, как и Армения, поддерживает предпринимаемые в настоящее время усилия по завязыванию переговорного процесса или созданию условий для его скорейшего начала. Россия вносит в эти усилия непосредственный и заинтересованный вклад. Мы руководствуемся отнюдь не какими-то геополитическими амбициями. Безусловно, у нас на приоритетном месте задача спасения жизни людей, в том числе и российских журналистов, которые продолжают гибнуть.
Рассмотрели вопросы, связанные с событиями на Ближнем Востоке и на Севере Африки. Сирия и Ирак – страны, представляющие серьезный интерес для российских и армянских соотечественников, и, конечно, мы хотим, чтобы там воцарились мир и спокойствие. Пока до этого очень далеко. К сожалению, террористическая угроза расширяется, что лишний раз подчеркивает важность в такого рода ситуациях (например, как в Сирии), не ставить во главу угла искусственную задачу смены режима любой ценой, а, как и в любом другом конфликте, думать о судьбах людей, об их безопасности, предотвращении гибели мирных граждан. Если мы будем исходить из этого, то поймем, что главная угроза на Ближнем Востоке и Севере Африки – терроризм. Это касается Сирии, Ирака, Ливии, Йемена и других стран, куда пытается проникать «террористический интернационал». Если мы все подтвердим приоритетность антитеррористических усилий и объединимся для эффективной борьбы с этой общей для всех угрозой, убежден, что вопросы, связанные с политическим урегулированием конфликтов, будут решаться легче.
Обсудили тематику нагорно-карабахского урегулирования. Россия как в двустороннем порядке, так и в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ заинтересована в скорейшем урегулировании этого конфликта. Исходим из того, что база для решения этой проблемы есть – я имею в виду принципы, зафиксированные в заявлениях президентов России, США и Франции за последние четыре-пять лет. Сейчас главное – согласовать параметры практической реализации этих принципов и последовательность шагов, которые предстоит предпринять в этом направлении. Работает тройка сопредседателей. Российская сторона как один из сопредседателей будет стремиться к продолжению возобновившегося в конце 2013 г. прямого диалога между президентами Азербайджана И.Г.Алиевым и Армении С.А.Саргсяном и содействовать нахождению развязок по остающимся не урегулированным вопросам.
Мы довольны итогами переговоров. Благодарю армянских друзей, хозяев за традиционное гостеприимство. Ждем в следующий раз Э.А.Налбандяна в Москву с визитом.
Вопрос (адресован Э.А.Налбандяну): Учитывая хорошие отношения, которые установились между Россией и Турцией в последнее время, может ли Россия способствовать улучшению турецко-армянских отношений?
С.В.Лавров (добавляет после слов Э.А.Налбандяна): Почему Вы спрашиваете о том, что сможет Россия, у Министра иностранных дел Армении?
За период до подписания армяно-турецких протоколов и после мы выражали готовность внести свой вклад в тех формах, которые будут устраивать и Армению, и Турцию. Были идеи осуществлять инфраструктурные проекты, включая железнодорожные, которые могли бы связывать народы, страны и сопредельные районы. Все это остается в силе, но, конечно, первая роль принадлежит двум государствам, подписавшим протоколы. Мы готовы всячески содействовать их выполнению.
Вопрос (адресован Э.А.Налбандяну): Во время визита в регион, в частности в Ереван, Президент Франции Ф.Олланд представил инициативу проведения встречи лидеров Армении и Азербайджана в Париже. Недавно Ваш азербайджанский коллега выразил мнение о том, что ему нужна некая конкретика по поводу этой встречи. Не могли бы Вы прокомментировать, о чем идет речь?
С.В.Лавров (добавляет после слов Э.А.Налбандяна): Россия поддерживает любые усилия, которые приведут или приблизят разрешение этого конфликта. Мы исходим из того, что наши французские партнеры по «тройке» сопредседателей Минской группы ОБСЕ как раз продвигают идеи, которые позволят перевести на практический язык принципы, согласованные сопредседателями на высшем уровне. Россия тоже готова вносить вклад в эти усилия. В любом случае, чем регулярнее будут встречи президентов, разумеется, при необходимости какой-то предварительной подготовки, тем большую динамику наберет переговорный процесс. Мы выступаем за это.
Вопрос: В марте-апреле этого года Вы неоднократно высказывались о том, что политическим решением кризиса на Украине будет федерализация. Как, по Вашему мнению, должны выглядеть возможные контуры этой федерализации? Может ли это быть создание Юго-Восточной автономной республики? Если, по словам дипломатов, на Юго-Востоке действуют не пророссийские силы, а сторонники той самой федерализации, ополченцы, то как Вы можете объяснить, что А.Бородай и И.Стрелков-Гиркин довольно тесно связаны с российским политическим истеблишментом?
С.В.Лавров: Что касается связей внутри политического истеблишмента, я думаю, можно сразу очень просто ответить. Весь этот истеблишмент на 90% произрастает из одного государства – СССР. Поэтому насчет тесных связей можно не сомневаться. Это данность.
Что касается федерализации, я все-таки позволю себе Вас поправить. Я постоянно подчеркиваю, что этот процесс можно назвать федерализацией, децентрализацией, можно придумать другие варианты – к примеру, есть английский термин «devolution». Главное, обеспечить начало переговорного процесса.
Украина переживает глубокий кризис государственности. С этим никто не спорит. Понятно, что просто подавить одну часть страны и подчинить ее воле другой части не удастся. Но даже если это произойдет, это не позволит достичь устойчивого урегулирования. Его возможно достичь только путем прямых переговоров. Именно в ходе этих переговоров можно выяснить, что подразумевается под федерализацией, децентрализацией или под каким-то другим термином, который призван, по большому счету, обеспечить такое устройство страны, которое будет гарантировать права и свободы всех без исключения граждан, проживающих в любом регионе Украины. Вот, собственно говоря, и все.
Поэтому предпринимаемые сейчас усилия, о которых было объявлено вчера и сегодня (мы их активно поддерживаем), направлены на то, чтобы завязать пусть по началу не прямой, а опосредованный диалог между киевскими властями и Юго-Востоком Украины. Впоследствии, я убежден, необходимо будет выходить и на прямые переговоры, в рамках которых должны согласовываться параметры государственного устройства Украины, включая статус регионов внутри Украинского государства.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs