Вопрос: Сегодня это первая встреча после двухмесячного перерыва?
С.В.Лавров: Ну почему – мы общались с Госсекретарем США Дж.Керри. Думаю, прошло не два месяца, с тех пор, как мы с ним говорили в последний раз. Тем более, что мы регулярно беседуем по телефону.
Сегодня обсуждали весь спектр наших отношений, но, конечно, с упором на ситуацию вокруг Украины, которая – и это очевидно – влияет на эти отношения. Мы услышали реакцию на наши неоднократные призывы обратить внимание, что на Украине все-таки необходимо вести дела таким образом, чтобы следовать в русле достигнутых с США и Евросоюзом договоренностей в контексте Женевского заявления от 17 апреля и “дорожной карты”, разработанной Действующим председателем ОБСЕ, Президентом Швейцарии Д.Буркхальтером на основе данного заявления. “Дорожная карта” подробно расписывает шаги, которые мы все хотим увидеть на Украине и которые зависят, прежде всего, от самих украинских сторон.
Дж.Керри согласился, что ситуацию нужно возвращать именно в это русло, не позволять антагонизировать происходящее сейчас на Украине. Он признал, что в этом смысле самое главное требование, которое мы записали еще в Женевском заявлении и которое было закреплено в Соглашении от 21 февраля - это прекращение любого насилия. Мы подтвердили необходимость немедленного прекращения войсковой операции (так называемой «контртеррористической операции»), которая вышла за все рамки возможного. Вам известно, что артиллерия и боевая авиация “работают” по мирным кварталам, гибнет все больше гражданских лиц.
Исходим из того, что наши американские партнеры нас услышали. Очень надеемся, что их влияние на нынешние киевские власти, на избранного Президента П.А.Порошенко будет использовано с тем, чтобы процесс нагнетания напряженности и конфронтации прекратился, чтобы было объявлено прекращение огня (мы к этому давно призываем), что позволило бы начать воздействовать с обеих сторон на украинские стороны, убеждая их сесть за стол переговоров и начать договариваться о том, что необходимо сделать, чтобы их страна была мирной, спокойной и стабильной. А это подразумевает, прежде всего, конституционный процесс с участием всех политических сил и регионов по выработке рамок, которые будут комфортны, будут обеспечивать безопасность, законные культурные, языковые и иные права всех живущих на Украине людей. Мне кажется, у нас есть такое взаимопонимание.
Я обратил внимание моего коллеги на то, что некоторые действия США и Евросоюза, предпринятые в последнее время, особенно в последние дни (заседание в рамках НАТО, встреча лидеров “семерки”, заявления, которые там принимаются), не совсем помогают создавать амтмосферу для конструктивного диалога, а напротив – порождают у некоторых деятелей в Киеве иллюзии, что им все дозволено. Это неприемлемый подход, который не приведет ни к чему хорошему. Надеюсь, Дж.Керри меня услышал.
Повторю, завтра пройдут торжественные мероприятия, посвященные высадке союзных войск в Нормандии. В них будет участвовать Президент России В.В.Путин. Мы хотим отдать дань памяти всем, кто создал Второй фронт и подкрепил победоносное движение Красной Армии. Думаю, это будет неплохим поводом, чтобы и сегодня объединить наши усилия для недопущения новых конфликтов на европейском континенте, чтобы мы нашили пути и способы для восстановления мира на Украине. Но сделать это могут только сами украинцы. Мы должны им помогать, и никто из внешних игроков, влияющих на различные украинские стороны, не должен нагнетать страсти и провоцировать неуступчивость, не должен провоцировать те или иные действия той или иной стороны, которые будут запрограммированы на достижение победы над другой частью украинского народа. Вот, наверное, то, чем придется заниматься завтра.
Вопрос: Можно ли в этой связи уточнить, Госсекретарь говорил, что мог бы повлиять на П.А.Порошенко?
С.В.Лавров: Мы говорили о том, что нужно влиять на все украинские стороны, посылать сигналы Президенту, который был избран украинским народом и который собирается проводить инаугурацию. В том, что наши американские партнеры могут и влияют на П.А.Порошенко, у нас сомнений нет. Это подтверждается тем фактом, что свой первый визит избранный Президент П.А.Порошенко нанес не в Донбасс, как он планировал, а в Польшу для встречи с Президентом Б.Обамой.
Вопрос: Со своей стороны выразила ли Россия готовность повлиять на юго-восточные регионы, на противников киевской власти, на Донецкую Республику?
С.В.Лавров: Донецкая и Луганская народные республики возглавляются людьми, которые исходят из неприемлемости односторонних решений, принятых после государственного переворота. Понятно, что это противостояние не может быть вечным. Но также понятно и то, что люди, которые категорически не согласны с тем, как была свергнута власть в Киеве и с тем, как власть была захвачена, имеют полное право на отстаивание своих позиций. В конце концов их волнуют не столько методы и формы, сколько существо вопроса. А суть заключается в том, что у них есть свои права, они хотят отстаивать свою культуру, свои традиции, отмечать свои праздники, а не годовщину Р.Шухевича или С.Бандеры, они хотят разговаривать на своем языке и учить детей на том языке, который они считают родным. Они хотят, чтобы в тех регионах, где они живут, местное самоуправление и местная власть избиралась людьми, которые там проживают.
Полагаю, что это отнюдь не запредельные требования. В любом цивилизационном обществе – с точки зрения любых конвенций о правах человека, которые приняты и действуют в Европе – это абсолютно закономерные требования. Считаю, что сейчас самое главное – откликнуться на пожелания людей, чтобы начать диалог о том, как достичь договоренностей о совместном проживании, о том, как различные регионы Украины будут взаимодействовать между собой. Чтобы начать этот разговор, необходимо прекратить убийства мирных граждан. Насилие должно прекратиться с обеих сторон, со всех сторон – там есть и так называемая третья сила.
Убежден, что первый шаг должен делать тот, кто считает себя ответственным за безопасность своего государства – прежде всего люди, объявившие себя властью. Это закон политики, это неизбежно. Поэтому первым шагом должно быть прекращение так называемой «контртеррористической», а на самом деле карательной операции. Уверен, что Луганск и Донецк в этом случае сделают то, о чем они неоднократно говорили: будут готовы прекратить огонь, сесть за стол переговоров. С посредниками, без посредников – это уже неважно. Главное – прекратить огонь и начать диалог.
Вопрос: Попытается ли Россия повлиять на Донецкую и Луганскую народные республики, если П.А.Порошенко прекратит огонь, остановит операцию?
С.В.Лавров: Понимаете, нам не надо пытаться. Самое главное – прекратить любое насилие со всех сторон. И все, кто влияет на различные украинские стороны, должны этому способствовать. Но первый шаг – и я думаю с этим спорить невозможно – должны сделать украинские власти, которые обязаны отозвать решение об использовании армии против собственно народа. Думаю, избранный Президент П.А.Порошенко, как сказал вчера Президент России В.В.Путин в интервью французским СМИ, имеет уникальную возможность сделать такой шаг, который послужил бы сигналом к объединению и переговорам о достижении договоренностей.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs