Уважаемые дамы и господа,
Мы обсудили состояние российско-аргентинских отношений в области торговли, экономической и гуманитарной сферах, а также наше сотрудничество на международной арене, включая ООН, «Группу двадцати» и другие форматы.
Договорились способствовать дальнейшему развитию всех направлений нашего сотрудничества. Согласовали сроки проведения очередных заседаний Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству и Межправительственной комиссии по военно-техническому взаимодействию, а также взаимные шаги по ускорению подготовки целого ряда важных межправительственных документов, призванных укрепить договорно-правовую базу двустороннего сотрудничества, в том числе в вопросах мирного использования атомной энергии. Обсудили дальнейшие шаги по завершению принятия документов о сотрудничестве в правовой сфере.
Мы внимательно следим за происходящими в Латинской Америке процессами. Заинтересованы в развитии тесных, дружеских связей не только с отдельными странами континента, но и интеграционными объединениями – CEЛAK и МЕРКОСУР, участниками которых являются наши аргентинские партнеры.
У нас взаимное удовлетворение тем, как обстоят дела во взаимодействии наших представителей в СБ ООН, Совете по правам человека, в «Группе двадцати». У России и Аргентины общие позиции в том, что касается подходов к глобальной ситуации. Мы едины в том, что формирующаяся новая архитектура международных отношений должна быть полицентричной и опираться на объективно укрепляющиеся центры экономического роста и политического влияния. Заинтересованы, чтобы Латинская Америка была одним из таких центров.
При рассмотрении международных вопросов подчеркнули российскую неизменную позицию в пользу скорейшего возобновления прямых переговоров между правительствами Аргентины и Великобритании с целью нахождения мирного и окончательного урегулирования спора о суверенитете над Мальвинскими островами. Есть соответствующие решения Генеральной Ассамблеи ООН и мы за то, чтобы они выполнялись.
Обсудили вопросы, которые стоят на повестке дня СБ ООН – сирийскую проблему, ситуацию в Иране, Афганистане, Ливии и в целом на Ближнем Востоке и Севере Африки. У России с Аргентиной единое мнение о необходимости максимально эффективно содействовать решению проблем Африканского континента. По предложению наших аргентинских коллег мы договорились подумать, можно ли нам совместно проявить какие-либо инициативы, которые будут способствовать решению социально-экономических проблем стран Африки. Считаю, что это полезная идея, будем ее предметно прорабатывать.
Рассмотрели положение на Украине и вокруг нее. Россия ценит независимую самостоятельную позицию Аргентины в отношении происходящего в этой стране. Это объективная и непредвзятая позиция, которая разделяется подавляющим большинством латиноамериканских стран, что проявилось в ходе мартовских дебатов на ГА ООН.
Особое внимание уделяем участившимся сообщениям о нарушениях прав человека на Украине, ущемлении законных интересов национальных меньшинств, проявлении ксенофобских, неонацистских настроений. У нас общее мнение, что с учетом состоявшихся 25 мая выборов необходимо воспользоваться этой ситуацией для немедленного прекращения использования армии, любого другого насилия, а также для начала широкого всеукраинского диалога с участием всех политических сил и регионов для осуществления конституционной реформы, призванной сделать ситуацию устойчивой и создать приемлемые для всех украинцев рамки.
Хорошим примером близости наших позиций по международным делам стало подписание совместного заявления о неразмещении первыми оружия в космосе. Эта российская инициатива приобретает все больше сторонников. Рассчитываем, что в 2014 г. на сессии ГА ООН соответствующая резолюция будет принята и в многостороннем формате.
Удовлетворены уровнем нашего сотрудничества. Благодарю своего коллегу г-на Э.Тимермана за наш предметный и заинтересованный подход к развитию всех без исключения направлений российско-аргентинских отношений.
Вопрос (обоим министрам): Какое значение имеет нынешний визит для развития торгово-экономических отношений России и Аргентины?
С.В.Лавров (отвечает после Э.Тимермана): Очень важно, что мы не просто заинтересованы в диверсификации торговых связей, но хотим делать упор на инвестиции. Мы приветствовали бы аргентинские инвестиции в российскую экономику. Сегодня Э.Тимерман подтвердил заинтересованность аргентинской стороны в более существенном притоке российских инвестиций. Это достаточно реалистичные планы. В предметном разрезе уже обсуждаются перспективы нашего инвестирования в энергетический сектор Аргентины, включая гидро- и атомную энергетику. Рассчитываем, что конкурентные преимущества наших компаний, заинтересованных в приходе в эти сектора экономики, будут по достоинству оценены аргентинскими коллегами.
Хотел бы также упомянуть многосторонний аспект. Аргентина является членом МЕРКОСУР – объединения, созданного для продвижения экономического сотрудничества среди стран-участниц и развития торгово-экономических и инвестиционных отношений с внешними партнерами. Россия установила рабочие контакты с этой организацией. Заинтересованы в том, чтобы поставить их на правовую основу. Учитывая, что завтра должен быть подписан договор о создании Евразийского экономического союза уже в формате тройки – Россия, Казахстан, Белоруссия (а в ближайшей перспективе - Армения и Киргизия), мы были бы заинтересованы в установлении формальных отношений между этим интеграционным процессом и МЕРКОСУР в Латинской Америке. Это очень перспективное объединение, и мы всячески поддерживаем эти тенденции.
Вопрос: Обсуждалась ли возможность вступления Аргентины в БРИКС? Какие шаги должна предпринять Аргентина для вступления в эту организацию? Если эта тема не обсуждалась в нынешних переговорах, будет ли она затрагиваться на ближайшем саммите в Бразилии?
С.В.Лавров (добавляет после Э.Тимермана): Заинтересованы в возрастании роли развивающихся стран или, как их принято называть, стран с растущей экономикой в международных экономических отношениях. В «Группе двадцати» БРИКС взаимодействует со многими единомышленниками, в том числе с Аргентиной, а также с Мексикой, Индонезией, по ряду вопросов – с Саудовской Аравией. На нынешнем этапе этот формат сотрудничества является оптимальным, тем более что наша общая заинтересованность состоит в выполнении договоренностей «двадцатки». Напомню, с 2010 г., когда были приняты решения о существенной реформе Международного валютного фонда, никаких сдвигов не произошло. Вернее, в позиции Запада произошли изменения, но в негативную сторону. США попросту утратили какой-либо интерес к реформе МВФ, а вслед за ними несколько «поостыли» и страны Евросоюза. Это не вполне правильный подход. Считаем, что приятые тогда решения – результат договоренностей, консенсуса и компромиссов. Свое слово надо держать. В разгар кризиса 2010 г. страны Запада были заинтересованы в этой реформе, чтобы привлечь дополнительные взносы из стран с переходной экономикой. Теперь, когда острота кризиса спала, они хотят сохранить свое доминирующее влияние без каких-либо изменений. Такая позиция не может быть оправдана. Мы будем самым тесным образом сотрудничать по этому и целому ряду других вопросов в рамках «Группы двадцати» и иных форматах, где интересы стран БРИКС и других развивающихся экономик совпадают (таких сфер очень много). Что касается формального расширения группы БРИКС, данный вопрос является предметом консенсуса в этой структуре. Пока идеи о планировании дальнейшего расширения не обсуждались. Всему свое время.
Вопрос: Принимая во внимание беспрецедентную активизацию диалога России с Латинской Америкой, можно ли в ближайшее время ожидать контактов на высшем уровне с Аргентиной и другими странами региона?
С.В.Лавров: Можно. Как известно, в середине июля в Бразилии состоится саммит БРИКС. Бразильские хозяева сообщили, что по традиции (как это бывало в ходе предыдущих саммитов) будет организована дополнительная встреча в формате «аутрич», на которую Аргентина приглашается в любом случае. Так что в ходе латиноамериканской поездки Президента России В.В.Путина будет возможность для встречи с Президентом Аргентины К.Киршнер и руководителей других стран региона.
Вопрос: Как ожидается, сегодня Президент США Б.Обама объявит об оказании военной помощи сирийской оппозиции. Ряд американских СМИ сообщает, что Б.Обама обдумывает возможность проведения американскими военными специалистами тренировок сирийских боевиков. Как это скажется на дальнейшем сотрудничестве между Москвой и Вашингтоном по сирийскому вопросу и отразится на процессе сирийского урегулирования в целом?
С.В.Лавров: Предпочел бы дождаться, что будет реально объявлено Президентом США Б.Обамой. Ваш интерес понятен: вчера уже были распространены оценки экспертов в отношении того, что конкретно будет объявлено. Нас тревожит информация о том, что среди объявленных мер могут быть такие как военная помощь оппозиции, подготовка боевиков "Свободной сирийской армии", а также готовность США снять возражения против поставок оппозиционерам переносных зенитно-ракетных комплексов – опаснейшего оружия, – которое может создать серьезную угрозу для гражданской авиации в этом (и не только) регионе.
Повторю, мы не хотим забегать вперед, а дождаться конкретных объявлений о том, что США намереваются делать в Сирии. Не хотелось бы, чтобы при этом забывали похожий опыт, когда Вашингтон всячески вооружал, поддерживал и финансировал моджахедов, из которых произросла «Аль-Каида», делегировшая своих «лучших» представителей на совершение терактов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. и Вашингтоне. Мне бы очень хотелось, чтобы подобных повторений ошибок прошлого не происходило.
Единственный путь к урегулированию кризиса в Сирии – это не ставка на военную победу со стороны режима или оппозиции, а только переговоры. Нас тревожит, что давно согласованная повестка дня очередного раунда женевских переговоров пока остается невостребованной. Наши западные коллеги, а вместе с ними и т.н. «Национальная коалиция» не хотят ехать в Женеву до тех пор, пока, как они заявляют, Президент САР Б.Асад не отречется от власти. Всем давно понятно, что это абсолютно нереалистичная идеологизированная позиция. В этом случае, как и с реформой МВФ, надо выполнять договоренности о начале диалога между правительством и оппозицией в том, что касается политических реформ в Сирии, по согласованию переходных структур на основе консенсуса и общего согласия. Нужно об этом договариваться, а не требовать ультиматумами односторонней капитуляции со стороны сирийского правительства.
Рассчитываю, что дверь для диалога остается открытой. Сегодня у меня должна состоятся телефонная беседа с Госсекретарем США Дж.Керри, который среди прочего хочет обсудить сирийскую тематику.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs