Каковым будет конкретное геополитическое будущее Донецкой Народной Республики (ДНР), предсказать сложно, но на наших глазах происходит формирование нового субъекта международных отношений. По крайней мере, достижение статуса правовой субъектности является первоочередной задачей донецких властей.
Сразу же встает вопрос о месте ДНР в мировой системе цивилизационных ценностей, который станет еще более актуальным после окончательного оформления государственных институтов новой республики.
В годы отсутствия на карте ДНР линия соприкосновения разнонаправленных цивилизационных векторов (либерального, евроатлантистского и традиционного, евразийского) проходила практически вдоль украино-российской границы. Курс Киева на евроинтеграцию означал насильственную административную ориентацию туда же юго-востока Украины. Сейчас из-под административного контроля евроатлантистов уплывает огромный кусок территории (Юго-восток), который дрейфует к противоположному полюсу ценностей, понимаемых в самом широком смысле слова – ценностей этических, религиозных, мировоззренческих и т.д. Этим полюсом для ДНР выступает Россия, придерживающаяся традиционного ценностного уклада в этическом (традиционные семейные ценности) и политическом смысле (стремление к политической независимости для реализации собственного интеграционного потенциала).
Территории, входившие ранее в состав Новороссии, но теперь оставшиеся за пределами ДНР (Одесса, Николаев, Херсон и др.), напротив, остаются привязанными к Украине, вставшей на рельсы полного и некритичного подражания евроатлантическим ценностям. Это значит, что западная граница ДНР есть не только граница двух разных геополитических проектов, но и двух разных проектов цивилизационных (коллективный Запад плюс Украина – ДНР плюс Россия).
В современном мире экономическое здоровье государства значит не меньше морального здоровья. Если с экономическим здоровьем у Запада пока все не так уж плохо, моральным здоровьем западные страны похвастать не могут. Шопенгауэр говорил, что много индивидуальности – это уже уродство. Абсолютизация малочисленных отклонений, и возведение их в догму, как это происходит на Западе с однополыми браками и проч. крайними проявлениями нездоровой индивидуальности, превращают Запад в уродство (с моральной точки зрения). Результаты Евровидения-2014 г. тому яркое доказательство.
Запад будет тащить по пути моральной ассимиляции. Иными словами, те ценности, которые сегодня исповедует украинское население, обречены пасть жертвой ценностного культуртрегерства, проводимого Западом. Это уже началось: вместо традиционного символа Победы – георгиевской ленточки – Киев ввел новый знак – красный мак. Сместилась и дата праздника - акцент предлагается делать не на девятое, а на восьмое мая. Так Киев желает быть ближе к Европе.
Но этим дело не ограничится. Заменой только одного символа цивилизационная дистанция не сокращается. Демонтажу подвергнутся и прочие символы, в т.ч., семейные. Сейчас уже мало кто помнит слова представительницы Голландии Марии Корнелиссен, сказанные ею в Киеве за несколько месяцев до Евромайдана: евроинтеграционные успехи Украины будут зависеть от соблюдения прав сексуальных меньшинств.
Ценностная ломка будет болезненной для украинских граждан. Традиция не создается волевым актом или разовым усилием духа. Традиция должна быть вплетена в ткань жизни и истории, и органично из них вытекать. Те ценности, которые на Украину будут импортированы с Запада, из украинской истории и традиций не вытекают.
На этом фоне ДНР должна стать ценностным образцом для остальной Украины. Пока ДНР не входит в состав России (этот вопрос еще не стоит), она, по умолчанию, будет нести особый моральный груз, а именно: на республику буду обращены миллионы глаз, прежде всего, со стороны Украины, и ее будущее состояние, как в экономике, так и в морально-этическом плане, послужит маркером успешности ее независимости.
Для этого мало автоматически сохранить прежнюю шкалу ценностных ориентаций на традиционные праздники. Необходимо добиться того, чтобы вся социальная жизнь новообразованного субъекта международного права была пропитана соответствующими смыслами. Должна быть создана такая система этико-социальных отношений, при которой существовали бы социальные лифты, рассчитанные на реализацию культурно-экономических запросов населения, ориентированного на традиционные ценности.
У всякого внутреннего чувства должно быть внешнее соответствие. Т.е., наши чувства только тогда могут быть реализованы, если во внешнем мире существуют для этого определенные механизмы. Скажем, человек воинственный может сделать военную карьеру, обладатель умозрительного мышления – стать философом, и т.д. Та же схема и в отношении ценностных ориентаций. Традиция должна оставаться живой, не превращаясь в бюрократические предписания, что и как праздновать или делать.
Есть все условия для превращения ДНР в территорию полного господства евразийской идеологии, что случается нечасто с приграничными землями. Как правило, приграничный регион, одновременно, и свой, и немного соседский в том смысле, что впитывает в себя различные особенности сопредельной страны, приспосабливая их под свою идентичность. Например, Калининград – самый западный регион России. Либеральные настроения (в политическом плане) там всегда сильнее, чем в российской глубинке. В случае с Украиной – это ее западные области, традиционно тяготеющие к Западу больше, чем остальная Украина.
В ДНР такого нет. Там либерализм – чужак. ДНР – это очаг евразийства. Именно в таком качестве эта республика и сможет полнее реализовать свой потенциал, как в культурном, так и политическом смысле.
1) «Марийе Корнелиссен: Информация — оружие против гомофобии» (The Kiev Times,17 сентября, 2013)
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs