Добрый вечер, дамы и господа!
Мы завершили встречу по ситуации на Украине, которая продолжает серию контактов между Госсекретарем США Дж.Керри и мной. Теперь мы собрались с участием Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности К.Эштон и и.о.Министра иностранных дел Украины А.Б.Дещицы. Как и во время встреч с Дж.Керри в двустороннем формате, партнеры предпочитают раздельные пресс-конференции. Поэтому я с вами здесь один, а они будут отдельно рассказывать о своих впечатлениях об итогах встречи.
Мы одобрили документ – женевское Заявление от 17 апреля, в котором согласились с необходимостью принять первоначальные и конкретные шаги по деэскалации напряженности и восстановлению безопасности для всех граждан Украины. Договорились, что все стороны должны воздерживаться от любого насилия, запугивания и провокационных действий. Решительно осудили и отвергли любые проявления экстремизма и расизма, религиозной нетерпимости, включая антисемитизм. В связи с происходящим в последние месяцы в сегодняшней Украине это очень актуальные требования.
Мы призываем осуществить следующие шаги: все незаконные вооруженные формирования должны быть разоружены; незаконно занятые здания возвращены легитимным владельцам; оккупированные улицы, площади и другие публичные места во всех городах Украины освобождены; должна быть проведена амнистия для всех протестующих за исключением тех, кто совершил тяжкие преступления. Было решено, что для реализации в комплексе всех этих мер мы призываем уже работающую на Украине специальную мониторинговую Миссию ОБСЕ, которой, в соответствии с ее мандатом, поручено урегулировать различные ситуации и снижать напряженность между конфликтующими сторонами, играть лидирующую роль в оказании содействия самим украинцам – властям в Киеве и местным общинам в регионах – реализовывать упомянутые выше меры по деэскалации ситуации. Безусловно, Россия, США и ЕС уже участвуют в мониторинговой Миссии, состав которой будет расширяться в соответствии с принятым ранее Постоянным советом ОБСЕ решением. Будем поддерживать работу этой Миссии по налаживанию диалога между сторонами, чтобы шаг за шагом, в комплексе и на основе взаимности разблокировать различные ситуации.
Мы приняли также важный призыв, заключающийся в необходимости немедленного начала широкого национального диалога в рамках конституционного процесса, который должен быть инклюзивным, транспарентным и подотчетным. Это – три важные характеристики, которые пока не просматриваются в нынешних усилиях властей в Киеве, создавших соответствующую группу в Верховной Раде по конституционной реформе. Было подчеркнуто, что в диалог должны быть вовлечены все украинские регионы, политические группы, нужно обеспечивать рассмотрение комментариев и поправок в разрабатываемую конституцию.
Мы отметили важность экономической и финансовой стабильности на Украине, которая сейчас серьезнейшим образом подорвана. Выразили готовность в последующем обсуждать поддержку усилий по восстановлению стабильности в экономике по мере реализации упомянутых мною шагов.
В этом заключается суть наших сегодняшних, во многом компромиссных договоренностей. Но для нас самое главное – признание участниками переговоров непреложного факта, что этот кризис, в том, что касается немедленного прекращения конфликта, связанного с задержанием протестующих, занятием различных зданий и площадей и в долгосрочном плане с началом подлинной конституционной реформы, должны урегулировать сами украинцы.
Как вы знаете, когда готовилась эта встреча, российская сторона предложила, чтобы на ней были представлены основные украинские оппозиционные силы, которые не согласны с произошедшим в Киеве 22 февраля и выражают сомнение по поводу легитимности киевских властей. Вместе с тем, по организационным причинам пригласить сюда представителей оппозиции, прежде всего с Юга и Востока, не удалось. Но на этой встрече мы презентовали и распространили документы, принятые президиумом «Партии регионов», Луганским областным советом и вновь созданным движением «Юго-Восток Украины».
Прежде всего, они касаются мер по деэскалации обстановки, недопущению применения силы или угрозы силой для решения различных спорных вопросов и, самое главное, видения Юго-Востоком положений, которые обязательно должны быть в новой конституции: в первую очередь, это – децентрализация, существенное расширение полномочий регионов, включая право выбирать свои законодательные и исполнительные органы, обеспечение достойной роли русского языка в украинском обществе. Будет ли это государственный или официальный статус – повторю, решать самим украинцам, но решение должно быть приемлемым для всех регионов и политических сил. Будем способствовать развитию такого диалога в конструктивном ключе, потому что это – залог обеспечения стабильности украинского государства при полном уважении всех исторических, культурных, языковых и прочих особенностей различных регионов этой страны.
Условились продолжать встречаться в разных форматах. Надеюсь, что наши коллеги, обеспечивающие работу Миссии ОБСЕ на Украине, воспримут наш призыв (это лишь призыв – мы не можем решать за ОБСЕ) к тому, чтобы Миссия учла пожелания и использовала имеющиеся у нее полномочия для урегулирования различных очагов напряженности. Будем добиваться ее честной и объективной работы, чтобы она направляла свои усилия на все упомянутые в нашем заявлении аспекты, включая важнейшие, с нашей точки зрения, задачи освобождения арестованных за участие в политических акциях (мы особо выделили судьбу народного губернатора Донецкой области П.Губарева) и решительное пресечение проявлений экстремизма в любых его формах.
Вопрос: Вы сказали о разоружении незаконных вооруженных формирований. Вы имеете в виду отряды самообороны Юга-Востока, в том числе, народное ополчение Донбасса? Обсуждали ли Вы на встрече санкции, которые сегодня Украина применила к мужскому населению Российской Федерации в возрасте от 16 до 60 лет, практически запретив въезд на свою территорию?
С.В.Лавров: Меры, которые мы перечислили в качестве предложений после сегодняшней встречи, касаются всех без исключения регионов Украины и проявлений тех или иных проблемных вопросов. Вы знаете, что еще в Соглашении, подписанном 21 февраля, был закреплен вопрос о разоружении незаконных формирований. С тех пор делалось мало. Далеко не все они были разоружены. «Правый сектор» продолжает функционировать, отказывается сдавать оружие, аррогантно заявляя, что будет выполнять функции украинской армии в случае ее беспомощности. Все эти агрессивные проявления «покрываются» нашим Заявлением.
Исходим из того, что Украина должна прийти к тому, когда все без исключения регионы будут жить по общим правилам, принятым в цивилизованном обществе: оружие должно быть только у сил безопасности, полиции и армии и применяться в соответствии с международными нормами, а не против собственного народа, как это предполагается приказом, подписанным в Киеве нынешним руководством, для подавления массовых протестов. Это все должно универсально и равномерно применяться и может быть сделано только на взаимной основе.
Невозможно решить проблему разблокирования незаконно захваченных зданий в одном регионе Украины, когда незаконно захваченные сооружения не освобождаются в другом. Повторю, это лишь принцип, который мы провозгласили. «Разруливать» все эти вопросы на местности в каждом конкретном случае предстоит самим украинцам. Мы особо подчеркнули, что для этого необходимо, чтобы, прежде всего те, кто в результате переворота взял власть в Киеве (если они считают, что представляют интересы всех украинцев), должны проявить инициативу, протянуть руку регионам, услышать их озабоченности, сесть с ними и начать договариваться о решении конкретных проблем безопасности в том или ином городе, селе или населенном пункте и, особо подчеркну, о подлинной конституционной реформе.
Мы привлекли внимание к факту решения украинских властей о дискриминации граждан Российской Федерации мужского пола определенного возраста в том, что касается возможности приехать на Украину. Это возмутительно и совсем не соответствует духу, который наши западные партнеры хотели создать на этой встрече. Несмотря на этот явно дискриминационный недружественный акт, мы не списываем со счетов возможности, открытые на сегодняшней встрече. Нам дает надежду тот факт, что США, Евросоюз, как показалось, проявляют искреннюю заинтересованность в трехстороннем сотрудничестве с Россией, чтобы убедить всех украинцев и, прежде всего тех, кто взял власть в Киеве, сесть за стол переговоров (нам это западные партнеры обещали), проявить ответственность за судьбы своей страны и решать любые вопросы с учетом мнения и интересов всех регионов страны.
Вопрос: Есть ли понимание между российскими, украинскими и американскими коллегами в отношении внеблокового статуса Украины? Как этот статус будет закреплен? Имеется в виду только военный или также политический нейтралитет? Как Россия относится к возможному вступлению Украины в ЕС?
С.В.Лавров: Во-первых, на Украине действует закон о военно-политическом нейтралитете. Мы в наших дискуссиях твердо заявили, изменение этого статуса Украины подорвет все усилия по налаживанию сотрудничества и конструктивного взаимодействия по вопросам, связанным с преодолением нынешнего кризиса на Украине.
Я, честно говоря, не знаю, что такое политический нейтралитет, я не уверен, что он может существовать в отрыве от военного. Военно-политический нейтралитет в современном политико-дипломатическом словаре означает членство в военных блоках. НАТО - военно-политический блок, в других частях мира есть другие союзы с участием, прежде всего, США. Тот факт, что Украина выбрала нейтралитет и закрепила его в своем законе, думаю, должен уважаться всеми, и не должно быть попыток подвергать его сомнению или размыть.
Мы привлекли внимание к неприемлемым заявлениям, которые звучат в том числе из Брюсселя, от Генерального секретаря НАТО А.Фог Расмуссена и его первого заместителя А.Вершбоу, которые с частотой, заслуживающей направления на более продуктивные цели, не устают твердить, что никто не должен заставлять Украину быть нейтральной. Мы попросили наших западных коллег и непосредственно руководство НАТО осознать свою ответственность за нагнетание этой темы в период, когда это может сорвать все усилия по урегулированию кризиса на Украине и вокруг нее.
Вопрос: Сегодня в Украине проходит частичная военная мобилизация. Известно, что около 40 тыс. российских военных находятся на восточной границе Украины. Также поступают сообщения об увеличении количества военных в Крыму. Сегодня Президент России В.В.Путин сказал, что он надеется, что ему не придется вторгаться на Украину. Возможно ли введение российских военных сил на Украину, если эта страна не проведет конституционную реформу в соответствии с видением Российской Федерации?
С.В.Лавров: Во-первых, что касается российских военнослужащих, то они находятся на нашей территории, а ваши военнослужащие, которые проводят мобилизацию, делают это также на своей территории. Единственное отличие в том, что наши военнослужащие против собственного народа не выступают, а ваши мобилизованы незаконным приказом для подавления массовых протестов.
Крым вообще отношения к делу не имеет, потому что он сделал свой выбор, мы его признали и с уважением отнеслись к мнению подавляющего большинства крымчан. Никакого увеличения наших вооруженных сил не происходит. Там есть российская база, на которой служат ровно столько военно-морских офицеров и матросов, сколько необходимо для ее нормального функционирования. Если и появляются какие-то сообщения, что число военнослужащих увеличилось, это может быть связано с тем, что большинство военнослужащих базы Черноморского флота Украины выбрало российское гражданство, и судьба их дальнейшей службы будет решаться. Я Вас уверяю, что никаких лишних вооруженных сил на территории Крыма или любого другого региона Российской Федерации, которые противоречили бы международным обязательствам России, не будет.
Что касается Вашего последнего вопроса, я не уверен, что мы правильно понимаем, о чем идет речь. У нас нет никакого желания вводить войска на Украину, на территорию дружественного нам государства, где живет братский народ. Это противоречит коренным интересам Российской Федерации. Мы, безусловно, крайне озабочены дискриминационным отношением, которое проявляют нынешние власти к русскому и русскоязычному населению, русскому языку и культуре. В парламенте звучат абсолютно отвратительные высказывания, когда члены партии, входящей в правящую коалицию, публично называют говорящих по-русски «существами» и заявляют, что тех, кто разговаривают по-русски, необходимо ликвидировать. Это лишь один из многочисленных примеров.
Мы не услышали каких-либо заявлений от лидеров коалиции, которые отвергали бы и осуждали бы подобные высказывания. Поэтому исхожу из того, что все мы будем содействовать изменению этой ситуации. Конституционная реформа состоится в любом случае, – у меня здесь нет никаких сомнений. В этом нас заверили наши американские партнеры, которые оказывают решающее влияние на нынешнее киевское руководство. У нас есть понимание, что задача проведения реформы будет доведена до конца и в ее рамках права всех регионов, этнических групп, языковых меньшинств будут в полной мере обеспечены.
Вопрос: Вы сейчас говорили о конституционной реформе и правах регионов. Уточните, пожалуйста, фигурирует ли термин «федерализм» или «федерализация Украины» в документах, которые вы сегодня обсуждали, или это пока за скобками?
С.В.Лавров: Мы не употребляли какие-либо термины – они могут быть самыми разными: это может быть федерация, в которой учтены права субъектов, может - формально унитарное государство, где власть настолько децентрализована, что иной федерации завидно будет.
Повторю, мы исходим из того, что главная концептуальная основа сегодняшней встречи заключалась в том, что все участники приехали с пониманием необходимости послать сигнал всем украинским сторонам, что на них лежит ответственность за выход из нынешнего кризиса. Если они сядут и договорятся о количестве полномочий, которые будут оставлены регионам и которые будут переданы Центру, о том, как каждый регион может защитить свою культуру, историю и язык, как на территории каждого региона могут быть обеспечены равные права для меньшинств, тогда Украина будет сильным государством, которое мы все хотим видеть, будет тем связующим звеном, мостом между Западом и Востоком, который поможет существенно оздоровить атмосферу во всей Евро-Атлантике на основе уважения законных интересов всех расположенных в этом регионе государств.
Я уже упомянул, что сегодня передал нашим американским и европейским коллегам документы, направленные в наш адрес представителями Юго-Востока - «Партией регионов», Луганским областным советом, новым движением «Юго-Восток Украины». В них достаточно подробно изложено видение, как, по мнению «южан» и «восточников», в новой конституции должны быть отражены интересы регионов. В принятом сегодня заявлении есть пункт о необходимости немедленного начала диалога в контексте конституционной реформы, чтобы все регионы могли донести свои пожелания, которые уже начали поступать. Теперь дело за киевскими властями, которые должны обеспечить инклюзивный, транспарентный и подотчетный конституционный процесс.
Вопрос (перевод с английского языка): Как относится Россия к назначенным на 25 мая выборам на Украине? Как может мир верить Вашим словам, когда неделю назад Президент России В.В.Путин говорил, что российские власти не поддерживали крымских сепаратистов, а сейчас говорит, что – поддерживали? Как Вам можно верить?
С.В.Лавров: Президент России В.В.Путин никогда не говорил, что в Крыму нет российских военнослужащих – в Крыму наши военнослужащие были и есть на военно-морской базе Российской Федерации, которая там (в то время на украинской территории) находится абсолютно легитимно. Когда начались народные протесты, попытки того же «Правого сектора» и прочих бандитов проникнуть в Крым и устроить там повторение событий «майдана», военнослужащие были приведены в повышенную готовность. В тот момент они были готовы не допустить реализации подобных планов. Но отряды самообороны справились сами - не пустили экстремистов в Крым. Вот и все.
Что касается Украины - оставляя Крым в стороне, – то, как говорил В.В.Путин еще несколько недель назад и повторил это сегодня, там наших военнослужащих, агентов и каких-либо диверсантов не было и нет.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs