Уважаемые дамы и господа,
Мы весьма плодотворно поработали, рассмотрев широкий круг двусторонних и международных вопросов, которые характеризуют отношения между Россией и Китаем и обеспечивают поступательное развитие двустороннего многопланового взаимодействия и стратегического партнерства. Наши отношения вышли на беспрецедентно высокий уровень. Регулярный интенсивный и доверительный политический диалог направляется лидерами России и Китая, которые встречаются несколько раз в год. В этом году 6 февраля в Сочи состоялась встреча Президента России В.В.Путина и Председателя КНР Си Цзиньпина. Это была первая поездка руководителя Китая на открытие Олимпийских игр за границей.
Сегодня мы подробно обсудили подготовку к главному событию текущего года – визиту Президента Российской Федерации В.В.Путина в Китайскую Народную Республику и его участию в саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, которое пройдет в Шанхае в мае. В этом году руководители наших стран встретятся еще не раз: им предстоит вместе участвовать в ряде встреч на высшем уровне, включая саммиты БРИКС, ШОС, «Группы двадцати» и АТЭС (последний в этом году пройдет в Пекине). На осень намечается визит в Российскую Федерацию Премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна. Помимо встреч президентов и премьеров проходят регулярные контакты на уровне руководства министерств и ведомств, советов безопасности и парламентов двух стран.
Сегодня мы уделили особое внимание согласованию подходов к празднованию 70-летия Победы во Второй мировой войне в Европе и Азии. Договорились о целом ряде посвященных этому событию совместных мероприятий для их реализации через ООН и другие международные организации, а также в рамках проходящих сейчас Годов дружественных молодежных обменов между Россией и Китаем. В наших планах - наращивать также совместные действия по продвижению Концепции безопасности в Азиатско-тихоокеанском регионе в развитие совместной российско-китайской инициативы от сентября 2010 года. Будем заниматься этими вопросами в рамках Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, ШОС, по линии сотрудничества России и Китая со странами АСЕАН.
Мы тесно взаимодействуем с Китаем в ООН, на других площадках и в различных форматах по решению целого ряда региональных проблем, включая иранскую ядерную программу, ядерную проблему Корейского полуострова, ситуацию вокруг Афганистана, Сирии и по другим вопросам.
Мы затронули сегодня и украинскую тему в свете происходящих в этой стране драматических событий. Подтвердили признательность за объективную, взвешенную и ответственную позицию, которую Китайская Народная Республика заняла в связи с событиями на Украине и в Крыму. Убеждены, что применение силы для развязки ситуации, которая сложилась на Юго-Востоке страны, неприемлемо, а ключ к урегулированию кризиса - начало разработки подлинной конституционной реформы, которая обеспечила бы учет интересов всех без исключения регионов Украины.
Подписанный сегодня План консультаций между министерствами иностранных дел наших стран будет обеспечивать дальнейшую координацию действий России и Китая на внешнеполитической арене. Убежден, что наше партнерство по международным делам является одним из важнейших факторов обеспечения стабильности современного мироустройства.
Признательны нашим китайским друзьям за традиционное радушие и гостеприимство. Всегда с удовольствием будем видеть Министра иностранных дел Ван И в Российской Федерации.
Вопрос: Сергей Викторович, как Вы оцениваете эффективность работы Миссии ОБСЕ на Украине? Что Вы можете сказать о последних инициативах украинских властей по урегулированию ситуации на Юго-Востоке? Примете ли Вы участие в четырехсторонней встрече в Женеве?
С.В.Лавров: Миссия ОБСЕ работает и расширяется (такая возможность имеется в соответствии с принятым при ее создании решением), ежедневно направляет фактологические доклады и отчеты в штаб-квартиру ОБСЕ в Вене. Когда начались проблемы в Славянске, куда было приказано направить воинские подразделения, мы настояли, чтобы группа наблюдателей Миссии срочно выдвинулась в тот район, что и было сделано. Будем ждать объективной информации.
Термин «инициативы» для описания действий нынешних властей в Киеве звучит двусмысленно. Категорически осуждаем и требуем прекратить «инициативы», связанные с направлением сил безопасности и армейских подразделений для подавления протестов в нарушение всех норм украинского законодательства и международного права.
Если говорить об инициативах, связанных с недавней поездкой А.Яценюка на Юго-Восток и объявлением о том, что нынешние киевские власти готовы пригласить представителей юго-восточных регионов для участия в конституционной реформе и урегулировать все проблемы с учетом законных требований жителей этих регионов Украины через переговоры, то это, безусловно, – шаг в правильном направлении, хотя и очень сильно запоздалый. В течение полутора месяцев после государственного переворота захватившие власть ничего не делали, не посылали никаких сигналов жителям Юго-Востока, кроме угроз и ультиматумов. Нельзя одной рукой приглашать к диалогу, а другой – отдавать преступные приказы об использовании армии против собственного народа, при этом приглашая ООН поучаствовать в этих противоправных действиях. Это вообще ни в какие ворота не лезет!
Придумываются небылицы для оправдания своих агрессивных замыслов, приплетаются все мыслимые и немыслимые прегрешения Российской Федерации, которая якобы все это организовала и реализует. Большей чепухи я не слышал! Это означает отказывать собственному народу в праве выражать свое мнение и выступать против беззакония и дискриминации.
Нельзя посылать танки против своих граждан и одновременно вести переговоры. Я уже не раз говорил, что если на Юго-Востоке будет применена сила, то это подорвет шансы на проведение встречи, которая планируется в Женеве на этой неделе. В принципе мы к этой встрече готовы. Считаем, что это будет небесполезный формат, чтобы еще раз напрямую сказать нашим американским и европейским партнерам о необходимости урезонить тех, кого они привели к власти, обеспечить уважение ими своего собственного народа, добиться начала подлинной, а не косметической или кулуарной подпольной конституционной реформы с участием на равноправной основе всех регионов Украины и основных политических сил, решить проблему разоружения незаконных военных формирований и, в целом, конечно, разрядить напряженность.
Когда из Киева и западных регионов отправляют сейчас боевую технику, призыв к деэскалации обретает особо актуальное значение. Когда вы слышите от тех, кто сейчас руководит украинским МИД, заявления, что Россия опасается женевской встречи и хочет ее сорвать, – не верьте. Это неправда. Не верьте и тем заявлениям украинского внешнеполитического ведомства, что будто бы на этой встрече не планируется обсуждать внутриукраинский кризис, а, дескать, дискуссия пойдет о том, какие шаги должна предпринять Российская Федерация. Это откровенная ложь!
Мы собираемся для того, чтобы обсудить внутриукраинский кризис. Мы «вчерне» согласовали повестку дня, которая включает то, о чем я уже сказал: деэскалацию, разоружение вооруженных формирований, подлинную конституционную реформу, проведение выборов. Вот об этом мы готовы говорить, если, конечно, те, кто сейчас лихорадочно пытаются подавить справедливый протест, не сорвут встречу, начав кровопролитие.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs