В последние дни фокус мировой общественности направлен на так называемое «дело майданских снайперов». Эта тема получила огласку после выкладки в Интернете записи перехваченного сотрудниками СБУ телефонного разговора, состоявшегося 26 февраля 2014 года между верховным председателем ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон и главой МИД Эстонии Урмасом Паэтом, только что вернувшимся из поездки по Украине. В этой беседе Паэт достаточно подробно изложил аргументированную версию о том, что во время острейшего противостояния боевиков Евромайдана и бойцов «Беркута» в центре Киева действовала группа снайперов, отстрелившая и тех, и других, то есть и протестующих, и служащих МВД. Ссылаясь на некую Ольгу (как оказалось потом Ольгу Богомолец, оказывавшую медпомощь пострадавшим на Майдане), министр иностранных дел Эстонии утверждал, что эти снайперы были наняты вовсе не соратниками Януковича (как сообщалось об этом ранее), а представителями оппозиции, позже пришедшей к власти.
Отдадим должное Урмасу Паэту: он тут же подтвердил подлинность записи телефонного разговора, хотя и выразил осуждение тем, кто его незаконно прослушивал. Он также подчеркнул, что совершенные на Майдане преступления требуют тщательного расследования, а виновные в них заслуживают строгого наказания. Позже его мнение разделила канцлер Германии Ангела Меркель. А вот Кэтрин Эштон и ее подчиненные двое суток как в рот воды набрали – отказывались от всяких комментариев по этому поводу. И только после того, как парламентарии России, МИД РФ (включая его главу Сергея Лаврова и постоянного представителя нашей страны при ООН Виталия Чуркина), российская и международная пресса начали серьезно заниматься этим вопросом, требуя от руководства ЕС, ПАСЕ и ОБСЕ, обстоятельного расследования фактов, изложенных в записи беседы европейских дипломатов и в особенности касающихся провокационной террористической деятельности снайперской группы, официальный Брюссель был вынужден подтолкнуть Киев к расследованию всех случаев применения насилия во время событий на Евромайдане. При этом отметим одну немаловажную деталь: глава российского МИД Сергей Лавров на недавних переговорах в Париже поинтересовался у иностранных коллег, как они относятся к этой аудиозаписи. Их ответы были идентичны: дескать, подобные утечки они предпочитают не комментировать.
Зато в российских парламентских кругах комментариев на этот счет было предостаточно. Вот что сказал по этому поводу вице-спикер ГД РФ Сергей Железняк: «О том, что в Киеве действовали снайперы, нанятые радикалами и работавшие на раскачку ситуации, стреляя в правоохранителей и сторонников Евромайдана, я и ряд экспертов писали еще в ходе кровавых событий в Киеве. В условиях нерешительности Януковича навести конституционный порядок и выдать оружие законным правоохранителям страны смысла давать приказ снайперам открывать огонь на поражение не было абсолютно ни малейшего: он этим никакой задачи бы не решил. А вот радикалам для того, чтобы спровоцировать силы правопорядка на жесткие действия без приказа сверху и усилить решимость уличных боевиков применять огнестрельное оружие, использование таких невидимых убийц было на руку. Жестоко, цинично, но, к сожалению, мы видим, что это сработало».
Первый зампред комитета ГД РФ по международным делам Леонид Калашников также считает, что расстрел сторонников Евромайдана и полицейских в центре Киева вполне мог быть провокацией со стороны антиправительственных сил. «На фоне этой записи и появления сильных сомнений как у украинского общества, так и у европейских представителей по вопросу принадлежности снайперов к одной из сторон, я считаю, что Россия вполне может совместно с ЕС провести объективное расследование киевских расстрелов, - подчеркнул Калашников. – Время уходит, и чем больше мы его теряем, тем вероятнее, что преступники и убийцы уйдут от ответственности. Мы видим, что нелегитимная власть в Киеве не высказывает желания расследовать дело снайперов. Она, наоборот, сознательно тянет время, что наводит на определенные мысли».
Член комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Илья Дроздов провел прямую аналогию между событиями в центре столицы Украины и стрельбой по своим в Вильнюсе в 1991 году. «Мы можем, конечно, создать международную комиссию по расследованиям, чтобы она подтвердила то, о чем и так уже многие догадываются. Определенные западные круги готовили этих людей для вооруженного мятежа против легитимной власти. Для этих кругов Запада отнюдь не секрет, кто держал снайперские винтовки и где были подготовлены эти бойцы. Как говорится, шила в мешке не утаить. Постепенно прозревает мировая общественность, украинский народ тоже начинает понимать, кто на самом деле стрелял в соотечественников, стоявших по обе стороны баррикад», - отметил депутат ГД РФ.
Председатель комитета Госдумы РФ по международным делам Алексей Пушков высказался на сей счет жестко и однозначно. «На мой взгляд, то, что этот факт известен руководству Евросоюза, но не стал предметом никаких официальных заявлений – даже о том, что это необходимо расследовать, то, что он скрывается руководством ЕС, показывает, что поддержка Евросоюзом оппозиции в Киеве связана не с заботами о демократии и правах человека на Украине, а с попыткой поддержки прозападных групп в их стремлении к захвату власти в стране», - подчеркнул он. «Можно предположить, что точно так же, как людей обстреливали снайперы, нанятые оппозицией, верна и информация относительно того, что протест оплачивался из зарубежных источников, и та информация, что группы боевиков готовились в странах Евросоюза на специальных базах, чтобы потом быть засланными в Киев. Мы видим, что оппозиция не гнушалась абсолютно никакими средствами, чтобы добиться своего», - отметил глава комитета по международным делам ГД РФ. По его мнению, когда российские власти говорят о том, что в Киеве произошел государственный переворот, у них достаточно оснований для этого. «И телефонный разговор между представителем МИД Эстонии и Эштон это еще раз подтверждает. Это – одна из причин, почему Россия не признает нынешнее оппозиционное правительство, поскольку оно пришло к власти незаконно», - констатирует депутат.
В нынешней Генпрокуратуре Украины запись телефонного разговора европейских чиновников пока предпочитают не комментировать. Правда, ранее глава МВД Украины Арсен Аваков уже заявлял, что «ключевым фактором в противостоянии, вылившимся в кровавое побоище в Киеве, была третья сила». И если считать структуры администрации президента Януковича и тогдашнего правительства первой силой, а сторонников Евромайдана и прозападной оппозиции – второй. То выходит, что третья сила действовала явно в интересах второй, причем не слишком утруждая себя в выборе средств, опускаясь до кровавых провокаций с использованием наемных снайперов для отстрела и своих и чужих.
Позиция Кэтрин Эштон в обнародованном разговоре сводится к искусному выгораживанию новых украинских властей, попавших в нежданный переплёт. Все её старания в телефонной беседе по отношению к этим кругам сводятся к её же одной, но весьма символичной и сакраментальной фразе: «Им нужно продержаться хотя бы несколько недель – потом будут выборы». То бишь любой ценой сохранить власть и потом её узаконить. А там, дескать, обратного пути нет. Видимо, с этой целью Эштон не делала даже попыток обнародовать полученную от Урмаса Паэта информацию о провокациях с использованием снайперов, по сути скрывая её от украинской и международной общественности. Но публикация телефонного разговора в Интернете сорвала эти замыслы и дала право министру иностранных дел России с уверенностью заявить: «Последние сведения о так называемом деле снайперов, я думаю, уже невозможно будет замести под ковер. Мы предложили, чтобы ОБСЕ занялась объективным разбирательством этого факта, и будем добиваться здесь справедливости».
В заключение хочется лишь добавить к словам главы МИД РФ, что для самой ОБСЕ это станет строгим экзаменом на её объективность и, если так можно выразиться, профпригодность.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs