С.В.Лавров: Мы провели очень интенсивные переговоры с Государственным секретарем США Дж.Керри по вопросам, касающимся кризиса на Украине. Выразили несовпадающие точки зрения на его причины. Тем не менее, мы согласились с необходимостью искать точки соприкосновения, чтобы выработать общую позицию относительно путей дипломатического урегулирования ситуации в интересах украинского народа. Обе стороны внесли свои предложения о том, как можно добиться деэскалации применительно к политической ситуации, ситуации в области безопасности как на Украине, так и вокруг нее. Условились работать с украинским правительством – и в более широком смысле – с украинским народом, чтобы добиваться выполнения мер по достижению таких приоритетных задач, как обеспечение прав национальных меньшинств, языковых прав, задач в сфере разоружения нерегулярных сил и провокаторов и реализации инклюзивного процесса конституционной реформы, проведения свободных и честных выборов под объективным международным наблюдением. Договорились продолжить разговор по всем этим вопросам и встречаться достаточно часто для реализации упомянутых задач.
Считаю, что нынешняя встреча была весьма конструктивной. Рассчитываем на скорое продолжение таких дискуссий.
Вопрос: Обсуждалась ли приднестровская проблематика? Американская сторона говорит, что ни о какой блокаде речь не идет.
С.В.Лавров: Мы обсуждали приднестровскую проблематику. Выразили озабоченность шагами, которые сейчас предпринимаются нынешним украинским руководством в том, что касается свободы передвижения, реализации Приднестровьем своих прав, закрепленных в достигнутых ранее договоренностях по осуществлению внешнеэкономической деятельности и транзиту. Мы почувствовали, что американские коллеги с пониманием относятся к этим озабоченностям. Буквально через 10-12 дней состоятся очередные консультации в формате «5+2», где Россия и Украина выступают в качестве гарантов, ОБСЕ – в роли посредника, Кишинев и Тирасполь – сторон конфликта, а США и ЕС – наблюдателей. Призвали американских партнеров приложить все усилия, чтобы формат «5+2» был результативным и обеспечил на данном очень ответственном этапе всеобъемлющий подход ко всем аспектам нынешней ситуации для поиска политического урегулирования через конкретные конструктивные шаги. Цель – чтобы в итоге была достигнута разделяемая всеми нами задача – обеспечение особого статуса Приднестровья в единой суверенной и нейтральной Молдове.
Вопрос: Обсуждали ли Вы с Дж.Керри федеративное устройство Украины? Можно ли говорить о том, что по итогам переговоров имеется конкретный план?
С.В.Лавров: Я зачитал положения, которые мы сегодня согласовали с Дж.Керри. Обсуждение велось в контексте конституционной реформы, в пользу которой мы выступаем с американцами и которую обязались осуществлять украинские власти, руководящие сейчас в Киеве.
Мы убеждены, что федерализация является очень важным компонентом, потому что самое главное – обеспечить единство Украины через учет интересов всех без исключения регионов этой страны. Запад, Восток и Юг исповедуют достаточно противоречивые ценности. Чтобы эта страна функционировала как единое государство, важно найти компромисс между всеми без исключения регионами, которые входят сейчас в Украину. Мы согласны с тем, что решать нужно все равно самим украинцам. Никто извне не сможет им навязать какую-то схему. Но украинцы должны обеспечить всеохватывающий и всеобъемлющий характер такого диалога, в рамках которого все без исключения регионы и политические силы Украины будут иметь равный голос и смогут договариваться о том, какие конкретно политические, экономические, финансовые, социальные, религиозные традиции будут уважаться в различных регионах страны, чтобы она осталась единой и представляла всю совокупность украинских народов.
Вопрос: А есть ли конкретный план действий?
С.В.Лавров: Ни Россия, ни США, ни кто-либо другой не могут навязать украинцам конкретных планов. Мы знаем, что Верховная Рада Украины примерно месяц назад сформировала специальную комиссию по конституционной реформе. К сожалению, о работе этой структуры мы получаем мало информации. Возможно, те, кто сейчас руководят в Киеве, не уделяют этому достаточного внимания. Но мы были едины с Дж.Керри в том, что украинцы должны сами обеспечить инклюзивный характер этого процесса. С такой целью, по нашему глубокому убеждению, нынешние власти в Киеве должны предложить всем регионам на равноправной основе участвовать в процессе конституционной реформы. Как это будет сделано – решать им самим. Но это – в интересах украинского государства. Мы со своей стороны, а американцы, в свою очередь, будем поощрять именно к такому инклюзивному диалогу.
Вопрос: В американских СМИ появились сообщения, со ссылками на источники, о том, что США могут отказаться от запрета на поставки в Сирию ПЗРК. Обсуждался ли данный вопрос тем более, что эта информация просочилась сразу же после визита Б.Обамы в Саудовскую Аравию?
С.В.Лавров: Мы ставили вопрос насчет сообщений в СМИ о том, что в ходе визита Президента США в Саудовскую Аравию обсуждалась тема поставок ПЗРК в Сирию для оппозиции. Дж.Керри четко подтвердил, что американцы против. Это в полной мере соответствует имеющимся российско-американским договоренностям о том, чтобы ПЗРК не поставлялись в какие-либо горячие точки, а также договоренностям между Москвой и Вашингтоном, чтобы этот вид оружия не становился предметом распространения.
Вопрос: Ваш украинский коллега заявил, что модель федерации для страны неприемлема.
С.В.Лавров: Кто?
Вопрос: И.о. министра иностранных дел Украины.
С.В.Лавров: Мы встречались с А.Дещицей в Гааге «на полях» саммита по ядерной безопасности. Слышали не только заявления А.Дещицы, но и других руководителей, которые сейчас сформировали в Киеве власть, о том, что предложения России о федерализации и о необходимости наделения русского языка статусом второго государственного являются неприемлемыми. Как было сказано, они противоречат самим основам украинской государственности. Думаю, это передержка.
Украинскую государственность только предстоит закрепить. Не думаю, что это можно сделать на устойчивой основе, если будет игнорироваться факт наличия русского языка в качестве второго основного на Украине. Не думаю, что можно избежать каких-то договоренностей, которые так или иначе будут означать федерализацию Украины. Повторю, мы не навязываем никаких схем. Украинцы должны сами договориться, как будут уважаться права западных, восточных и южных регионов, как будут сопрягаться различные ценности, которые исповедуются людьми, живущими в различных частях страны. Но то, что без схемы, позволяющей каждому региону избирать свое руководство - исполнительную и законодательную власть (чтобы Киев везде и всюду не назначал своих людей), – не обойтись.
У нас перед глазами – история современной Украины, когда буквально каждые выборы президента и парламента сопровождаются сменой конституции. Это лишний раз подчеркивает, что модель унитарного государства здесь не работает. Мы хотим четко показать, что федерализация не означает – как этого опасаются в Киеве и других местах – попыток расколоть Украину. Наоборот, мы убеждены, что только федерализация, по сути, отвечающая интересам каждого региона Украины (возможны разные формы – они сами должны определиться), только договоренность об уважении каждого региона с его традициями, обычаями, культурой и языком, обеспечат единство и устойчивость украинского государства.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs