Уважаемые дамы и господа,
Провели интенсивный переговорный день с Госсекретарем США Дж.Керри. Подробно рассмотрели ситуацию на Украине. У нас и американских партнеров эта ситуация вызывает тревогу. Изложили нашу хорошо известную позицию о происходящем, причинах и мерах, которые должны предприниматься международным сообществом для того, чтобы помочь начать инклюзивный национальный диалог. Он должен быть нацелен на преодоление глубокого раскола общества и проведение конституционной реформы, учитывающей, по нашему убеждению, интересы всех регионов Украины.
С нашей стороны была выражена глубокая озабоченность в связи с тем, что не принимаются необходимые меры для обеспечения правопорядка, эффективные действия по пресечению противоправной активности радикалов, которые продолжают устраивать провокации, в том числе вооруженные, с применением насилия, и пытаются все больше влиять на происходящее в стране. Привлекли внимание и к совершенно очевидному невыполнению положений соглашения от 21 февраля, таких как сдача незаконного оружия, освобождение незаконно захваченных зданий, улиц и площадей. Американские партнеры заверили, что они так же считают необходимым навести порядок в этих вопросах. Согласны они и в том, что конституционная реформа, которая обеспечивала бы преодоление раскола в обществе, весьма важна.
Вместе с тем в том, что касается практических мер, которые могли бы предпринять зарубежные партнеры Украины, у нас нет общего видения ситуации. Расхождения сохраняются. Но разговор был, безусловно, полезен для того, чтобы лучше понять, насколько мы друг друга в этой ситуации понимаем в общем контексте широкого спектра вопросов, обсуждаемых в рамках российско-американских отношений. С этой точки зрения, переговоры были полезны.
Обсуждался, конечно, и Крым. Подтвердили нашу позицию, неоднократно изложенную Президентом России В.В.Путиным, о том, что мы будем уважать волеизъявление крымского народа в ходе предстоящего 16 марта референдума.
Вопрос: Согласится ли Российская Федерация на создание контактной группы с участием России, США и европейских государств, а также на направление миссии ОБСЕ на Украину?
С.В.Лавров: Я уже имел возможность комментировать эту тему. Контактная группа в том виде, который предлагается сейчас нашими западными партнерами, подразумевает, что целью этого многостороннего процесса должно быть содействие прямому диалогу между Украиной и Российской Федерацией. Нам кажется, что это откровенная подмена понятий, потому что кризис возник не по вине России. Мы многократно предупреждали, прежде всего, наших европейских партнеров о том, что нельзя ставить Украину перед ложным выбором, как это было сделано в момент подготовки к подписанию соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли между этой страной и ЕС. Известно, как весь этот процесс начинался, когда Президент Украины В.Ф.Янукович заявил о своем решении отложить процедуру, что говорили мы и как предостерегали от поощрения незаконных неконституционных выступлений, тем более, опирающихся на незаконные вооруженные формирования.
Международное сообщество (если оно ответственно подходит к судьбе Украины и украинского народа) должно, прежде всего, настоятельно призвать немедленно начать процесс конституционной реформы. Верховная Рада вполне может инициировать такой процесс, пригласив к участию все без исключения регионы и обеспечив их равноправное место за столом переговоров.
У России есть предложение, которое было передано западным партнерам еще неделю назад. Сможем позднее ознакомить СМИ с тем, как нам видится процесс международной поддержки. Повторю, главное в том, что нам не нужна никакая международная структура для того, чтобы рассматривать российско-украинские отношения, поскольку они не прерывались. После произошедшего в Киеве, когда от власти был отстранен законно избранный президент, у нас возникли некоторые сложности. Но Президент России В.В.Путин поручил членам Правительства Российской Федерации работать для решения повседневных вопросов со своими партнерами в нынешнем руководстве Украины: это министры энергетики, экономики и другие отраслевые министры. Не прекращались контакты и по линии министерств иностранных дел. Поэтому все вопросы, которые хотят ставить перед нами украинские коллеги, нужно ставить напрямую.
Упомяну в этой связи, что украинская сторона, являющаяся сейчас председателем СНГ, в эти дни предложила провести СМИД СНГ в Киеве. Мы высказались за то, чтобы в соответствии с правилами процедуры СНГ организовать для начала заседание заместителей министров иностранных дел и провести его в штаб-квартире СНГ в Минске. К сожалению, украинские коллеги от этого отказались.
От диалога мы не уходим. Роль международного сообщества заключается в том, чтобы побудить всех украинцев начать диалог по конституционной реформе при понимании, что долгое бездействие и длительное поощрение движения руководителей Украины в направлении, в котором они двигались, обусловило решение Верховного совета Крыма о проведении референдума, результаты которого мы обязались уважать.
Вопрос: Готовы ли российские вооруженные силы войти на территорию Восточной Украины? Наблюдается значительное усиление ВС на российско-украинской границе. МИД России дал понять, что Россия готова взять граждан Украины под защиту в свете произошедших прошлой ночью в Донецке событий.
С.ВЛавров: Произошедшее в Донецке уже стало предметом комментария со стороны МИД России, и с этим текстом можно ознакомиться. То, что произошло, возмутительно. Вооруженные люди, боевики прибыли в Донецк из других регионов и начали разбираться с участниками мирной демонстрации, высказывающими претензии к руководству в Киеве.
Российская Федерация не имеет и не может иметь никаких планов вторжения в юго-восточный регион Украины. Исходим из того, что права русских, венгров, болгар, как и, собственно, украинцев должны быть защищены. То, что в Крыму пока всеми отмечается отсутствие каких-либо серьезных правонарушений, обусловлено именно принятием дополнительных мер: народные дружины самообороны были полны решимости не допустить повторения того, что произошло на Майдане, где продолжает оставаться палаточный лагерь – и это в центре европейского города!
У нас нет никаких планов не обеспечивать транспарентность того, что мы делаем. Приведу пример: на днях украинская сторона в рамках Договора об открытом небе попросила задействовать чрезвычайную процедуру – провести срочный облет российских территорий, на которых проводились военные учения. Такое разрешение было сразу же получено.
Вопрос: Почему некоторые западные страны признают право на самоопределение, например, жителей Косово и в то же время отказывают в этом народу Крыма? Что Ваши западные коллеги отвечают на этот вопрос?
С.В.Лавров: Эту тему мы, безусловно, обсуждаем. Отвечают в основном, что каждый случай – особый. Вот и все. Убежден, что если Косово – особый случай, то Крым – не менее особый.
Вопрос: Поднимал ли Госсекретарь Дж.Керри вопрос санкций, угрожал ли их вводом? Каково Ваше мнение относительно перспективы ввода санкций, в том числе торговых, против России?
С.В.Лавров: Госсекретарь Дж.Керри не выдвигал никаких угроз в адрес России. Что касается перспектив санкций, то мы живем в информационном пространстве: читаем, слышим и знаем, что обсуждается в Вашингтоне и Европе. Смею заверить, что наши партнеры тоже понимают, что санкции – это контрпродуктивный инструмент. Если в западных столицах будет принято такое решение, значит, это будет их решение. То, что оно не будет способствовать взаимным интересам, бизнеса и в целом развития нашего партнерства – это факт.
В политике гадать бессмысленно, и сослагательных наклонений не бывает.
Вопрос: После предстоящего в воскресенье референдума ожидаете ли Вы, что Крым станет независимым или частью Российской Федерации? В случае второго сценария, не станет ли это неприемлемой аннексией? Как министр иностранных дел не обеспокоены ли Вы, что это приведет к долгосрочному значительному ухудшению отношений между Россией и Западом?
С.В.Лавров: Относительно референдума, который состоится в Крыму в воскресенье, устами Президента России В.В.Путина мы сказали, что будем уважать выбор крымских народов. Свое отношение к его результатам мы выскажем после того, как они станут известны. Крымский парламент уже принял декларацию, в которой заявил о независимости и выразил надежду, что крымчане подтвердят это на референдуме. Далее спекулировать бессмысленно. Нужно дождаться результатов. По поводу заявления наших западных партнеров о неприемлемости этого шага я уже высказался. Исходим из того, что право народов на самоопределение никто не отменял. Это одна из целей Устава ООН. Случаев, когда народ самоопределялся, немало, в том числе за период новейшей истории.
Приведу один пример. Все говорят про Косово, но есть еще такое государство, как Коморские острова, где в конце прошлого века проходил референдум по вопросу о независимости от Франции. Один из островов высказался против. По этой причине Франция настояла на пересчете голосов таким образом, чтобы учитывалось не общее количество проголосовавших жителей коморских островов в целом, а каждого острова в отдельности. На этом основании остров Майота остался в составе Франции сначала как колониальная территория, а в последствии был включен в состав Французской Республики в качестве какого-то по номеру департамента. Была это аннексия или самоопределение, я не знаю. ООН и ЕС не признали такого решения Франции, но Евросоюз спокойно с этим живет.
Что касается реакции наших западных партнеров, повторю, это будет их решение. Президент России В.В.Путин находится в постоянном контакте с Президентом США Б.Обамой, Канцлером Германии А.Меркель, Премьер-министром Великобритании Д.Кэмероном, Президентом Ф.Олландом и другими лидерами стран Запада, а также Председателем КНР Си Цзиньпином, Премьер-министром Турции Р.-Т.Эрдоганом. Я провожу повседневные телефонные разговоры и личные встречи со своими коллегами. Свою позицию мы не скрываем, обсуждаем ее, не уходим от вопросов, которые нам задают. Главное – обсуждать все это по-честному.
Вопрос: Думаете ли Вы, что потерян последний шанс на окончательное политическое и дипломатическое решение этого кризиса, поскольку в воскресенье состоится референдум, а на понедельник назначена встреча министров иностранных дел стран ЕС для обсуждения, как они это назвали, «ряда серьезных» мер против России?
С.В.Лавров: Не могу ответить на этот вопрос. Мы никогда не уходим от сотрудничества в дипломатических форматах. Если партнеры не хотят этого, заставить их мы не можем. Надеюсь, они осознают (и мы ощущаем это в частных беседах), что это случай, который не может рассматриваться изолированно от истории. Независимо от того, есть или нет прецеденты в международном праве (а они есть), ответственно заявляю: все понимают, что значит Крым для России и что значит он несоизмеримо больше, чем Коморы для Франции или Фолкленды для Великобритании.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs