Палестино-израильский конфликт: возможно ли возвращение к границам 1967 года?

13:41 29.01.2014


Член ЦК ФАТХ, ответственный за международные отношения, экс-министр иностранных дел Палестины Набиль Шаат на встрече с экспертами РСМД.

Последний визит госсекретаря США Джона Керри на Ближний Восток, состоявшийся в декабре прошлого года, не принес заметных подвижек в палестино-израильском урегулировании. Несмотря на то, что весной 2014 года по-прежнему планируется заключение долгосрочного мирного соглашения между Израилем и Палестиной, наблюдатели сомневаются в реалистичности подобного сценария развития событий и продолжают искать новые пути решения полувекового конфликта на Ближнем Востоке. Президент Государства Палестина Махмуд Аббас 11 января 2014 г.заявил, что национальное примирение в Палестине должно предшествовать переговорам с Израилем и выступил против увязки освобождения палестинских заключенных со строительством еврейских поселений. Другим серьезным препятствием для прогресса в переговорах является нерешенность вопроса о статусе Иерусалима.

Стабилизация ситуации вокруг Сирии и атмосфера ожидания «Женевы-2» не могла не придать дополнительного стимула палестино-российскому диалогу. Накануне открытия конференции по Сирии в Женеве в Москву прибыл член Центрального комитета партии ФАТХ, ответственный за международные отношения, экс-министр иностранных дел Палестины доктор Набиль Шаат, который встретился с руководством РСМД и известными представителями российского внешнеполитического экспертного сообщества. Был обсужден общий ход переговорного процесса по ближневосточному мирному урегулированию (БВУ), последние события на треке палестино-израильского урегулирования, а также влияние на процессы БВУ продолжающейся нестабильности в странах Большого Ближнего Востока после «арабской весны». В дискуссии принял участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Государства Палестина в России Фаед Мустафа. После того, как мероприятие, проходившее в закрытом режиме, закончилось, Набиль Шаат ответил на вопросы журналистов, в том числе на вопрос журнала «Международная жизнь».

Международная жизнь: Господин Шаат, в своих интервью российским средства массовой информации Вы неоднократно заявляли, что Палестинское государство появится на политической карте мира в ближайшем будущем. Однако хорошо известно, что руководство ФАТХ и руководство Израиля по-разному смотрят на перспективы политического диалога с движением ХАМАС. В Израиле не желают видеть ХАМАС в качестве равноправного участника переговоров по вопросу о ближневосточном урегулировании, так же как и обсуждать перспективы возвращения к границам 1967 года. Что, с Вашей точки зрения, могло бы повлиять на возвращение Израиля к переговорам в рамках «ближневосточного квартета»?

Набиль Шаат: У Израиля и Палестины существует много острых углов во взаимоотношениях, но мы не теряем оптимизма, и надеемся, что путь для разрешения противоречий будет найден.

О том, каким образом предполагается искать этот путь, шла речь во время рабочего визита президент Государства Палестина Махмуда Аббаса в Москву, состоявшегося 23 января 2014 года. В загородной резиденции Президента России в Ново-Огарево обсуждали перспективы более активного участия российской стороны в переговорах по Ближнему Востоку, а также возможные российские инвестиционные проекты в добычу газа в районе сектора Газа. В ходе переговоров с президентом В.В.Путиным президент М.Аббас подчеркнул необходимость «большего присутствия России» на нынешних переговорах с Израилем о соглашении по окончательному статусу двусторонних отношений. В давние отношения между Москвой и Палестиной сегодня вписывается еще один немаловажный нюанс. Еще в 2000 году британцы обнаружили в районе сектора Газа месторождение природного газа, разработку которого ныне предполагается доверить «Газпрому» в обмен на контракт в 2 млрд. долларов. В настоящее время ведутся также палестино-российские переговоры о возможности проведения геологоразведочных работ компанией «Союзнефтегаз» в районе Рамаллы. Сложность заключается в том, что с 2007 года в секторе Газа действует правительство во главе с ХАМАС и поэтому перспективы контракта напрямую зависят от успеха посреднических усилий в переговорах ФАТХ и ХАМАС.

Центральный вопрос всего ближневосточного «узла» - вопрос о создании полноценного государства Палестина. Для того что бы процесс сдвинулся с мертвой точки, требуются кардинальные изменения в регионе. По всей видимости, палестинская сторона уверена: на них работает время, и любые события, которые происходят на Ближнем Востоке с самого начала «арабской весны», заставят ведущие мировые державы лавировать с учетом позиции не только Тель-Авива, но и Рамаллы. По мнению экспертов, США сделали все возможное, чтобы свести деятельность «четверки» посредников ближневосточного урегулирования к минимуму. При этом роль Израиля в «ближневосточном квартете» чем дальше, тем больше напоминает синекуру: его вполне устраивает ситуация, когда к нему обращаются, с просьбами о либерализации режима на палестинских территориях, а ключевые вопросы ближневосточного урегулирования остаются без решения. Прежние форматы посредничества и разработанная квартетом «Дорожная карта» не дали и, видимо, не смогут дать ощутимого результата. Сегодня, по мнению экспертов, сложилась ситуация при которой прежние договоренности, достигнутые между израильской и палестинской сторонами при международном содействии, не соответствуют сложившимся реалиям и нуждаются в корректировке. Среди вопросов, входящих в комплекс базовых составляющих ближневосточного урегулирования, на переговорах палестинцев и израильтян с участием американских дипломатов будут, скорее всего, обсуждаться только вопросы обоюдной безопасности, границ и поселений. Другие вопросы постоянного статуса (о беженцах и об Иерусалиме) никогда не поднимались и вряд ли будут предметом переговоров в ближайшей перспективе. Современные реалии, сформировавшиеся за сорок с лишним лет израильской оккупации таковы, что на основе существующих резолюций Совета Безопасности ООН обозначенные вопросы решить невозможно. В пользу этой позиции говорит и неумолимая математическая логика. Согласно подсчетам ряда экспертов, вывод 7,5 тысяч израильских поселенцев и военных из Газы, а также демонтаж в секторе объектов инфраструктуры, обошелся Израилю в 30 млрд. шекелей (7 млрд. долларов). Проведение такой же операции на Западном берегу вполне может влететь в копейку. Цена вопроса, как отмечают американские СМИ, может составить минимум 500 млрд. долларов, а это в два с лишним раза превышает объем финансовой помощи, которые США оказали Израилю за всю историю его существования. Причем речь идет не просто о ликвидации скопления караванных населенных пунктов, а об эвакуации целых городов с многотысячным населением и развитой инфраструктурой.

Последняя американская инициатива в области ближневосточного урегулирования предполагает идею размена территориями между двумя сторонами. Практика ведения сепаратных переговоров под эгидой США в 1995 – 2001 гг. успеха не принесла. Однако, как механизм для перезапуска переговорного процесса такой подход не исключен. Можно было бы также воспользоваться опытом работы «группы 5+1» по иранской ядерной программе. Такие шаги были бы уместны и полезны для перезапуска мирного диалога и достижения долгожданного прорыва на палестино-израильском треке. Однако для реализации подобного сценария российской стороне придется отказаться от прежних политических установок. Переформатирование «квартета» посредством расширения его состава за счет подключения к переговорному процессу таких стран, как Саудовская Аравия, Катар, Египет, Иордания, возможно, Китай, вполне бы могло усилить давление на обе стороны конфликта и склонить их к принятию компромиссного решения, основанного на взаимных уступках по вопросу о статусе и границах палестинских территорий.

Как разрешится этот вопрос ближневосточного урегулирования, покажет, видимо, уже ближайшее время. Мы продолжим следить за развитием событий и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество России и Палестины. 

Ключевые слова: Израиль Женева-2

Версия для печати