Выступление С.В.Лаврова по итогам деятельности российской дипломатии в 2013 году, Москва, 21 января 2014 года

16:32 21.01.2014


Уважаемые дамы и господа,

Спасибо, что откликнулись на наше приглашение посетить традиционную встречу, посвященную подведению внешнеполитических итогов прошедшего года, о которых я кратко расскажу. А затем перейдем к ответам на вопросы.

Мы наблюдаем процесс формирования новой полицентричной международной системы. Он продолжался и сопровождался усилением глобальной конкуренции, соперничества, в т.ч. ценностных ориентиров и моделей развития.

В этой обстановке Россия стремилась способствовать укреплению международной и региональной стабильности, обеспечению устойчивости глобального управления. В своих действиях мы опирались на утвержденную в феврале прошлого года новую редакцию Концепции внешней политики Российской Федерации, которая уточнила видение наших приоритетов в меняющемся мире, и на Указ Президента России от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации». Эти документы нацеливают нас на то, чтобы, прежде всего, уделять внимание обеспечению благоприятных внешних условий для социально-экономического развития страны, содействия переводу экономики на инновационные рельсы, повышению качества и уровня жизни наших граждан.

В этих целях Россия последовательно продвигала позитивную, объединительную повестку дня международных отношений с тем, чтобы приблизить решение фундаментальных проблем современного мира. Именно такими подходами мы руководствовались в качестве председателя «Группы двадцати» и продолжим их придерживаться в текущем году после перехода к России функций председателя «Группы восьми», саммит которой пройдет 4-5 июня в Сочи. Среди наших приоритетов в «восьмерке» - задачи повышения эффективности на таких направлениях, как борьба с наркоугрозой, противодействие терроризму и экстремизму, охрана здоровья, формирование глобальной системы управления рисками, связанными с природными и техногенными катастрофами, содействие урегулированию региональных конфликтов.

В прошлом году удалось добиться подвижек в создании условий для мирного разрешения некоторых наиболее опасных кризисных ситуаций. Россия вместе с партнерами из США, Европы, КНР, другими странами самым активным образом способствовала мобилизации усилий международного сообщества на сирийском и иранском треках. Прежде всего, мы удовлетворены тем, что возобладали здравые подходы, опирающиеся на логику мира и базовые принципы международного права. Последовательно призываем выстраивать совместную работу именно на такой основе в противовес односторонним действиям, включая попытки использовать силу в обход Устава ООН.

Одновременно с участием в реализации программы уничтожения сирийского химического оружия Россия делает все от нее зависящее в интересах продвижения к политическому урегулированию сирийского кризиса. В соответствии с российско-американской инициативой завтра в швейцарском городе Монтрё открывается международная конференция, которая призвана дать старт межсирийскому общенациональному диалогу на основе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года.

Определить контуры будущего своей страны могут только сами сирийцы. Попытки внешних сил заниматься «социальной инженерией», диктовать другим народам рецепты политического устройства контрпродуктивны и не приведут к прочному миру и национальному согласию. В качестве примера приведу достаточно серьезное, опасное развитие ситуации в Южном Судане – стране, создание которой во многом является результатом активности ряда крупных международных игроков.

Важнейшая проблема, резко обострившаяся в ходе сирийского кризиса,- подъем волны экстремизма и терроризма. Сегодня большинство серьезных политиков признают, что самую главную угрозу в Сирии представляют действия террористических групп, связанных с «Аль-Каидой». Выработка мер по их нейтрализации должна стать одним из приоритетов конференции «Женева-2». Напомню, что лидеры «восьмерки» на саммите в Северной Ирландии в июне прошлого года призвали к объединению сирийского правительства и оппозиции в борьбе с терроризмом.

Вчера начался отсчет реализации плана действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы (ИЯП) на основе принципов поэтапности и взаимности, как это было предложено Российской Федерацией. Вместе с партнерами по «Группе 5+1» и иранскими коллегами будем продолжать поиск окончательного всеобъемлющего решения, которое обеспечило бы неотъемлемые права Ирана на развитие мирной ядерной программы под контролем МАГАТЭ и безопасность всех стран региона, включая Израиль.

Хорошо понимаем, что успех на уже упомянутых и других направлениях мировой политики не гарантирован. Впереди немало опасных развилок, на которых вновь придется делать выбор между долгосрочными стратегическими интересами мирового сообщества и сиюминутными выгодами или конъюнктурными соображениями. Что касается России, то мы будем последовательно добиваться закрепления тенденций к согласованию общеприемлемых подходов, обеспечивающих равную и неделимую безопасность всех стран.

Это – наш ключевой приоритет применительно и к ситуации в Евро-Атлантике. Нельзя, чтобы оставались на бумаге решения ОБСЕ, Совета Россия-НАТО, призвавшие к созданию общего пространства мира, безопасности и стабильности в евроатлантическом регионе при опоре на принципы взаимного доверия, транспарентности, предсказуемости и неделимости безопасности, когда ни одно государство не будет обеспечивать свою безопасность за счет безопасности других.

Знаковые даты, которые будут отмечаться в текущем году – 100-летие начала Первой мировой войны и 75-летие начала Второй мировой войны – напоминают о том, к каким катастрофическим последствиям приводят вера в собственную исключительность и геополитические игры с нулевым результатом.

Россия последовательно работала в интересах укрепления стратегического партнерства с Европейским союзом. Убеждены, в долгосрочном плане нашим общим интересам отвечает формирование единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана. Эту инициативу, как известно, выдвинул Президент Российской Федерации В.В.Путин.

Рассуждения о появлении каких-то системный проблем в партнерстве России и Евросоюза представляются надуманными (разумеется, если руководствоваться принципами равенства и взаимного уважения).Убеждены, что эти принципы должны применяться в отношении всех государств, включая, конечно же, страны, участвующие в программе «Восточного партнерства». Уважение права самостоятельно определять свою судьбу имеет фундаментальное значение в современном мире, и никому не должен навязываться выбор извне, тем более по принципу «или-или».

Реалиям XXI века отвечает стирание, а не закрепление разделительных линий, не обособление, а гармонизация интеграционных процессов. Именно так мы совместно с Белоруссией и Казахстаном стремимся развивать интеграционный проект, нацеленный на создание к 2015 г. Евразийского экономического союза. Как известно, и мы об этом не раз говорили, наши интеграционные структуры открыты и для других партнеров, включая, прежде всего, всех участников Зоны свободной торговли СНГ.

Пользуясь случаем, желаю успехов Украине на посту председателя СНГ в текущем году. Поддерживаем программу, которую сформулировало украинское руководство для своего председательства в Содружестве.

С сентября прошлого года Россия, в свою очередь, председательствует в ОДКБ. Наша программа председательства нацелена на повышение эффективности этой структуры, в том числе в сфере реагирования на общие вызовы и угрозы, в том числе исходящие с территории Афганистана, учитывая «фактор 2014 года».

Продуктивные результаты совместной работы России и США на ряде ключевых направлениях мировой политики подтвердили значительный потенциал двустороннего взаимодействия. К сожалению, расширению сотрудничества не способствуют сохраняющиеся раздражители, включая развертывание глобальной системы ПРО, попытки экстерриториального применения американского законодательства в отношении российских граждан и компаний. Со своей стороны открыты для наращивания партнерства с той степенью интенсивности, к которой будут готовы в Вашингтоне, на основе учета интересов друг друга, равноправия и невмешательства во внутренние дела.

Динамичное развитие по всем направлениям получили российско-китайские отношения всеобъемлющего стратегического партнерства и взаимодействия. Сотрудничество Москвы и Пекина по ключевым проблемам современного мира, в том числе в рамках ООН, БРИКС, ШОС, стало важным фактором обеспечение сбалансированного характера международных отношений.

Неотъемлемым элементом внешнеполитического курса России являются усилия по углублению интеграции нашей страны в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), использованию его потенциала для подъема Сибири и Дальнего Востока, что является нашим национальным приоритетом на весь XXI век. На обеспечение стабильности и безопасности в АТР направлена одобренная Восточноазиатским саммитом в Брунее в октябре 2013 г. российская инициатива, поддержанная КНР, о разработке рамочных принципов формирования новой региональной архитектуры.

Укреплялось наше стратегическое партнерство с Индией, Вьетнамом. Новый импульс был дан отношениям со странами АСЕАН, многоплановому сотрудничеству с Японией, Республикой Корея, другими государствами региона, включая участие в деятельности различных многосторонних механизмов в АТР.

Продолжали расширять взаимовыгодные отношения с государствами Латинской Америки, Африки и их интеграционными объединениями и региональными структурами.

В числе наших безусловных приоритетов остаются защита прав российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, содействие продвижению интересов отечественного бизнеса, расширение международного гуманитарно-культурного сотрудничества, углубление межцивилизационного и межрелигиозного диалога, информационное сопровождение международной деятельности.

Развивалось тесное сотрудничество с Федеральным Собранием Российской Федерации, структурами гражданского общества, включая работу Делового и Научного Советов при Министре иностранных дел, механизмы регулярного общения и обратной связи с Общественной палатой, неправительственными организациями.

Реализуя стоящие перед российской дипломатической службы задачи в наступившем году, будем продолжать опираться на все виды дипломатии: классическую, парламентскую, общественную, экономическую. Учитывая роль СМИ в современном мире, вполне уместно говорить и об информационной дипломатии, что однозначно лучше, чем информационные войны.

Президент России В.В.Путин 16 января с.г. в ходе встречи с аккредитованными в России послами иностранных государств подчеркнул, что Россия будет и впредь действовать продуманно, ответственно, предсказуемо, вносить конструктивный вклад в поиск совместных ответов на современные вызовы безопасности, обеспечение стабильного глобального развития. Открывающиеся через считанные дни зимние Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи призваны придать свежий импульс международному спортивному сотрудничеству, в целом способствовать, как и любая Олимпиада, оздоровлению атмосферы в мире.

mid.ru

Версия для печати