За маревом веков мы часто не умеем разглядеть истинную сущность исторических событий и исторических личностей. Мы припорашиваем их реалиями современности, представляем их в той системе политических и социальных координат, каковые наличествуют сегодня, и в каковых обретаемся мы сами, даже если внутренняя суть происходящего сегодня разительно отличается от взглядов и помыслов тех, кто остался во глубине веков.
Такие размышления приходят в голову в канун Рождества, в преддверии массовых визитов украинских православных в церкви.
Украинское общество разделено. Последние события на киевском Майдане продемонстрировали это особенно выпукло. Антиправительственное действо, получившее приставку «Евро» и ставшее «Евромайданом», проходило под националистическими лозунгами. Но нельзя отрицать факт поддержки Евромайдана людьми, далекими от необандеровской идеологии. Жаждая смещение правящей власти, они, одновременно, видели в России противника и зложелателя. Эти настроения умело подогревались руководителями «европутча». В итоге, тезисы о независимости Украины и необходимом цивилизационном разрыве с Русским миром слились воедино, быв увенчаны легендами о скорой евроинтеграции. Свою поддержку «европротестующим» оказала раскольническая Украинская Церковь Киевского Патриархата. Многие граждане, будучи искренне православными, приняли эту поддержку за чистую монету, усматривая в ней божественное предначертание.
Между тем, христианская история Украины – это история святорусской идеи, но никак не секулярной идеи украинской независимости. Святая Русь не имеет государственных границ, она – надгосударственное образование, объединяющая под своим покровом всех православных русских (великороссов, малороссов, белорусов). Идея эта была нам завещана в святоотеческих писаниях, а история нашего православия - это история служения Святой Руси. Оставаться православным и желать раздробления Святой Руси на удельные княжества под видом независимых государств – оксюморон. Но на Украине быть православными русофобами получается у многих.
Украинская Православная Церковь особо почитает Собор Карпато-русских святых. Частицы мощей причисленных к нему праведных служителей Церкви можно увидеть во многих украинских храмах, но верующие не подозревают, что молятся и кланяются поборникам единой Святой Руси. Наиболее примечательным является то, что практически все причисленные к Собору, были выходцами с Западной Украины, на сегодня - самого националистического региона Украины. Некоторые из святых жили не так давно – середина – конец ХХ в. Их биографии впечатляют подвижничеством и самоотверженностью.
Преподобный Иов Угольский (в миру Иван Георгиевич Кундря) был уроженцем закарпатского села Иза. История этого села – это история святорусской идеи.
Здесь в XVII в. скончался активный сторонник возвращения закарпатских русинов-униатов в лоно православия и их воссоединения с единоверной Россией иерей Михаил Андрелла. За свои взгляды он подвергался преследованиям, был заключен в узилище Мукачевского замка.
В XIXв. в Изе родился местночтимый св. Алексий (Кабалюк), Исповедник Карпато-русский. Яркий полемист и миссионер, еще при жизни он получил широкую известность. Свои статьи ему посвящали многие западнорусские авторы того времени, а сам о. Алексий был объектом постоянных преследований венгерских жандармов.
Уроженцем Изы был угрорусский поэт-подпольщик Дмитрий Вакаров, сгинувший в нацистском концлагере.
Не удивительно, что Иза подарила нам еще одну яркую личность – Ивана Георгиевича Кундрю, будущего святого Иова Угольского. Не удивительно, что жизненные дороги Иова пересеклись с таковыми св. Алексия Карпато-русского. Именно св. Алексий постригает И. Г. Кундрю в монахи с именем Иов. Далее в жизни о. Иова – заключение в советской тюрьме по надуманному обвинению в шпионаже, служба в чехословацкой бригаде Людвика Свободы в годы Великой Отечественной войны (о. Иов имел чехословацкое гражданство, т.к. с 1920 г. Закарпатье входило в состав Чехословакии), должность охранника посольства Чехословакии в Москве.
Отец Иов находился в непосредственном духовно-личном общении с митрополитом Варшавским и всея Польши Макарием (в миру Михаил Федорович Оксиюк). Митрополит Макарий, в свою очередь, был рукоположен в сан диакона епископом Пантелеимоном (Рудыком). Об о. Пантелеимоне известно, что родился в патриотической галицко-русской семье. Подвизался в Почаевской лавре, был настоятелем Георгиевского храма во Львове, духовно окормлял несколько приходов, перешедших из унии в Православие. Вел миссионерскую деятельность среди русинов. Управлял приходами в Иране, Тунисе, Канаде, Аргентине. Общался со схиархиепископом Антонием (в миру князь Дмитрий Абашидзе) – инспектором Тифлисской духовной семинарии в годы обучения в ней Иосифа Сталина.
Долгие годы пребывания в инокультурном окружении не смогли превратить будущего Иова Угольского ни в ренегата, ни в приспособленца. Служба в чехословацкой армии в 1920-х и 1942-1945 гг., пребывание под венгерской оккупацией в 1939-1940 и долгие годы проживания в Закарпатье, самой западной окраине Русского мира, где всегда было сильно венгерское влияние (венгры владели этой частью Руси с XI в., поэтому она называлась Угорской Русью или Угроруссией, а угрорусов венгры называли Magyar Orosz – «венгерские русские») лишь укрепили общерусское самосознание о. Иова. Он скончался в 1985 г. в с. Малая Уголька. В 2008 г. он был причислен к лику местночтимых святых Хустской епархии и к сонму Собора Карпато-русских святых.
В акафисте св. Иову Угольском, икос 7, есть такие слова: «Новаго тя Иоанна Кронштадского зрим, о угодниче Христов, якоже бо той явися великий молитвенник земли Российския, сице и тебе Господь яви в земли Карпаторусской изрядного молитвенника и чудотворца, дабы укрепились сердца людей в Православии… Радуйся, преподобне отче наш Иове, земли Карпатския похвало и молитвенниче о нас предивный».
Возможно ли, ходить в православную церковь, молчаливо внимая ликам святых, в т.ч. Иова Угольского, и не желать торжества святорусской идеи, т.е. воссоединения всех трех частей Русского мира в единую Святую Русь? Возможно ли, пребывая в церкви, в этом обиталище молитвенников земли Российской, а под таковой святые старцы подразумевали всю Русь, от Карпат до Камчатки, оставаться политическим русофобом?
На Украине св. Иов «забыт». В том смысле, что о нем помнят только лица духовного звания, поскольку непосредственно соприкасаются с памятью о нем в своей деятельности. Но многие верующие, особенно вне пределов Угорской Руси, не помнят и не знают, за что св. Иов Угольский был прославлен в лике местночтимых святых; что такое Карпатская Русь, и в каком моральном соотношении идея Карпатской Руси, как неотъемлемой части Руси Святой, находится к предельно светской, атеистической идее украинской независимости.
Они не осведомлены, что молясь Иову Угольскому, как и другим святым (Иову Почаевскому, Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, Алексию Карпато-русскому, Кукше Одесскому и т.д.), они молятся сподвижникам Святой Руси, тело которой разрываемо ныне границами, произвольно прочерченными рукой чиновника. Самый раз вспомнить об этом в канун Рождества.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs