Уважаемые дамы и господа,
Мы с Министром иностранных дел Исламской Республики Иран М.Д. Зарифом и его коллегами провели полезные переговоры. Мы подтвердили твердую решимость наших стран наращивать взаимодействие по всем направлениям – двусторонней повестке дня, региональным и международным делам. Эта линия следует из договоренностей, достигнутых президентами России и Ирана в ходе встречи в Бишкеке в сентябре этого года, где они обсудили весь спектр двустороннего взаимодействия, и во время их последующего телефонного разговора.
Видим хорошие перспективы для наращивания двустороннего экономического сотрудничества. Договорились ускорить возобновление работы межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Определены сопредседатели с российской и иранской стороны, и мы считаем важным, чтобы они как можно скорее встретились и обсудили сроки и содержание полноценного заседания межправительственной комиссии, на котором будут обозначены средне- и долгосрочное направления российско-иранского экономического взаимодействия. Удовлетворены также тем, что между министерствами энергетики и экономики России и Ирана уже осуществляются контакты по конкретным вопросам развития и сотрудничества. Довольны мы хорошими результатами переговоров Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О.Рогозина во время его визита в ИРИ в ноябре с.г. Безусловно, будем развивать и гуманитарные связи. Это - наша давняя традиция, которая помогает людям больше узнавать друг о друге и развивать межчеловеческие контакты.
Мы рассмотрели итоги женевской встречи «Группы шести» и Ирана, в ходе которой была достигнута договоренность о поэтапном и взаимном продвижении к урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы (ИЯП), с тем, чтобы итогом этой работы стало признание права ИРИ на мирный атом, включая его право на обогащение урана в этих целях, при закрытии всех сохраняющихся у МАГАТЭ вопросов (отмечаем прогресс в отношениях между Ираном и Агентством) и постановке ИЯП под полный контроль этой организации. У нас есть общее понимание того, что «женевский документ» необходимо исполнять добросовестно всем сторонам. Будем этого добиваться, а также напряженно и целенаправленно работать над следующей стадией урегулирования - формированием окончательного пакета, который позволит полностью закрыть данную проблему в обозримом будущем. Мы поставили амбициозные сроки, и Россия и Иран нацелены на то, чтобы эти сроки выдержать. Кроме того, реализация достигнутых договоренностей, несомненно, окажет оздоравливающее воздействие на обстановку во всем регионе Ближнего Востока и Северной Африки, включая преодоление наблюдавшихся в течение последних лет опасных тенденций – раздумывать над применением силовых методов для урегулирования той или иной проблемы.
Естественно, нас тревожит ситуация в Сирии и вокруг нее. Мы выступаем за прекращение кровопролития, за то, чтобы сами сирийцы, без вмешательства извне, договорились о будущем своей страны, которая должна оставаться территориально целостной, суверенной, независимой, в которой все этнические, конфессиональные и иные группы должны чувствовать себя равноправными, ощущать себя в безопасности и быть полностью включенными в политический процесс. Именно на достижение этих целей направлены усилия по созыву конференции «Женева-2», на которой сирийские стороны должны быть представлены всем спектром сирийского общества. Внешние игроки также должны представлять всех, кто может помочь достижению позитивных результатов на переговорах между самими сирийцами. В этот круг мы, безусловно, включаем Иран. Считаем принципиально важным пригласить ИРИ на это важное мероприятие.
Рассмотрели ситуацию в Афганистане и вокруг него, особенно в контексте т.н. фактора 2014 года. Мы хотим способствовать налаживанию тесного регионального взаимодействия по Афганистану для того, чтобы помочь народу этой страны преодолеть сохраняющиеся сложности. В ИРА не уменьшается террористическая угроза, бурными темпами растет наркоиндустрия. В интересах России и Ирана помочь нашим афганским соседям преодолеть эти угрозы, наладить мирную жизнь. Договорились работать в этих целях как по двусторонним каналам, так и в рамках ШОС.
Аналогичным образом условились активизировать наши контакты по Ираку. Хотим сотрудничать с иракским руководством, чтобы посмотреть, в каких формах Россия, Иран и другие страны региона могут помочь стабилизировать там ситуацию, особенно в контексте подготовки к выборам, назначенным на апрель 2014 г. Нас очень тревожит разгул террористической активности в этой стране. Достаточно сказать, что только в этом году от рук террористов в Ираке погибло семь тыс. человек - это больше, чем число жертв среди гражданского населения в Афганистане. Давайте не будем забывать об этом. Мы вместе с иранскими коллегами заинтересованы в мобилизации усилий всех способных повлиять на ситуацию государств для содействия стабилизации Ирака.
Обсудили двустороннее сотрудничество на Каспии. Полагаем, что всем каспийским странам следует активизировать работу по подготовке Конвенции о правовом статусе Каспия. На это будет направлена наша деятельность по подготовке к очередному каспийскому саммиту, который планируем провести в Астрахани в 2014 г. Саммиту будет предшествовать встреча министров иностранных дел для рассмотрения проектов документов, которые впоследствии будут вынесены на одобрение глав государств.
В целом, я весьма удовлетворен сегодняшними переговорами. Мы подтвердили общую заинтересованность в углублении взаимодействия по всем направлениям, включая региональные дела. При этом мы, прежде всего, руководствуемся интересами наших стран как давних добрых соседей, которые хотят видеть свой регион стабильным, мирным и процветающим. Наше взаимодействие по региональным проблемам не направлено против кого бы то ни было. Наоборот, мы хотим вовлекать все страны этого региона в совместную работу для преодоления проблем на основе взаимного уважения, учета интересов и законных озабоченностей всех, уважения принципов международного права.
Вопрос: Сергей Викторович, Вы являетесь одним из представителей «шестерки» международных посредников. Какие усилия Вы предпринимаете для выполнения женевских договоренностей?
С.В.Лавров: Мой визит в Иран носит двусторонний характер. Я нахожусь здесь не в качестве представителя «Группы 5+1» и не имею каких-либо специальных полномочий от этой группы. На данном этапе ничего этого и не требуется, потому что договоренность закреплена на бумаге, на ее согласование на уровне министров ушло немало времени. Согласовывались предельно конкретные параметры, которые должны выполнить Иран и страны «Группы 5+1», прежде всего те, которые в обход Совета Безопасности ООН вводили односторонние санкции. Работа эта уже началась. Инспекторы МАГАТЭ продолжают свою деятельность в Иране с учетом достигнутых в Женеве договоренностей. Этому процессу будут способствовать создаваемая совместная комиссия в составе «Группы шести» и Ирана. Безусловно, на это направлены и консультации, которые интенсивно проходят между ИРИ и МАГАТЭ по вопросам, которые Агентство хотело бы до конца прояснить. Главное, на мой взгляд, делать все, о чем договорились, а не пытаться расширенно или зауженно трактовать записанные в этом документе договоренности, и, что очень важно, параллельно начинать консультации по параметрам окончательного пакета, который расставит «все точки над и» и закроет эту проблему.
Вопрос: В Женеве прошла встреча между Ираном и «шестеркой» международных посредников. Состоялись ли «на полях» этой встречи двусторонние российско-иранские контакты? Появилась информация о том, что в случае участия в конференции «Женева-2» Президента Сирии Б.Асада Саудовская Аравия откажется оказывать содействие в ее организации. Так ли это?
С.В.Лавров: По первому вопросу скажу, что во время встречи в Женеве мы с г-ном М.Д.Зарифом провели контакты «на полях». Мы их не скрывали, на них присутствовали журналисты, все точно зафиксировано. Информацию о том, что встречи действительно имели место, Вы можете уточнить в Интернете.
Что касается Вашего второго вопроса, то я не слышал о таком заявлении представителей КСА. Исхожу из того, что инициатива проведения «Женевы-2» получила полную поддержку международного сообщества, поддержана в резолюции СБ ООН 2118, которая была принята консенсусом и в соответствии с Уставом ООН является обязательной для исполнения всеми членами Организации. Мы периодически слышим, что та или иная страна не довольна предстоящим мероприятием (которое, надеюсь, обязательно состоится), кто-то считает гораздо более продуктивным и быстрым решить проблему силовым методом, путем внешней интервенции. Но подтверждения этим слухам я ни от кого не получал.
Исхожу их того, что ответственные страны должны сделать все, чтобы российско-американская инициатива, еще раз подчеркну - единогласно одобренная в СБ ООН - увенчалась успехом. Уже объявлена дата конференции. Попытки сорвать это мероприятие будут грубейшим нарушением воли международного сообщества.
Вопрос: Позиция России по участию Ирана в конференции «Женева-2» понятна. Наблюдаются ли сейчас подвижки со стороны западных коллег, а также сирийской оппозиции?
С.В.Лавров: Повторю, мы убеждены в том, что для успеха женевской конференции в ней должны участвовать все, кто влияет или может повлиять на ситуацию. Важно собрать всех этих представителей за одним столом для создания команды единомышленников, чтобы использовать влияние, которое многие страны оказывают на происходящее в Сирии, ради прекращения кровопролития. Это относится ко многим государствам. Безусловно, Иран – среди тех, кто в состоянии оказать позитивное воздействие на ситуацию в САР. М.Д.Зариф только что сказал ключевую фразу о том, что только сами сирийцы могут определить судьбу своей страны. Внешние игроки должны их к этому побуждать, а не пытаться навязать им какие-то нежизнеспособные схемы, должны не вмешиваться в диалог сирийцев, а подталкивать их к тому, чтобы они оставались за столом переговоров, пока не договорятся. Это полностью соответствует главному принципу Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г.: решение о том, как дальше жить Сирии, должно приниматься на переговорах между правительством этой страны и всеми группами оппозиции на основе общего согласия. В этом ключ к тому, чтобы решение, которое будет выработано, было устойчивым и долговременным, а не оказалось очередной неудачной попыткой кому-то что-то навязать. Принципиально важно, что «Женева-2» созывается для реализации Женевского коммюнике и его центрального принципа – достижения согласия между самими сирийцами.
В моих контактах с западными коллегами и из региона Ближнего Востока и Северной Африки начинаю ощущать их растущее понимание важности приглашения на конференцию всех ключевых игроков, включая Иран. В пользу этого высказываются спецпредставитель по Сирии Л.Брахими и Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. Надеюсь, что в списке тех, кому будут рассылаться приглашения на «Женеву-2» (а это должно быть сделано до конца года), обязательно будет фигурировать и ИРИ.
Хотел бы сказать несколько слов о российско-иранском сотрудничестве. Россия заинтересована в продолжении взаимодействия с Ираном в сфере развития мирной ядерной энергетики. Видим такой же интерес с иранской стороны. Знаем о планах ИРИ по дополнительному сооружению энергоблоков, аналогичных бушерскому, работающему на легководном реакторе, который, подчеркну, не запрещен никакими резолюциями СБ ООН.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs