Женевские соглашения по Ирану и американо-израильские отношения
Заметная напряженность в отношениях между США и Саудовской Аравией была отмечена уже в ходе египетских событий, когда Вашингтон и Эр-Рияд заняли различные позиции относительно ушедшего правительства Мурси. Израиль тогда также подверг критике некоторые шаги США на Ближнем Востоке, в частности снятие при американской поддержке Мубарака, который в глазах Тель-Авива был гарантом его безопасности.
Во времена Арабской весны многое списывалось на драматизм тех событий, и "похолодание" было не столь явным. Когда же речь зашла об Иране - главным противнике Израиля и Саудовской Аравии, прозвучал ряд резких высказываний. В частности, израильский министр экономики предрек скорый взрыв "чемоданчика с ядерным устройством" в какой-либо части мира как последствие соглашений "шестерки" по иранской ядерной программе. А Нетаньяху заявил, что теперь Израиль сам будет обеспечивать свою безопасность, поскольку "самый опасный в мире режим сделал значительный шаг к обладанию самым опасным в мире оружием".
Перспективы развития российско-иранских отношений
В случае если Иран попытается нормализовать отношения с внешним миром, вопрос каспийской политики приобретет для России особую актуальность. Иран - важный игрок Каспийского региона, и в настоящее время он чувствует поддержку Москвы по многим позициям - это касается и подписания Женевских соглашений. Если Иран придет к нормализации отношений с такими странами, как США и ЕС, ситуация для российской дипломатии, как это ни парадоксально, может заметно осложниться: ведь интересы Запада часто не совпадают с интересами России.
Украина и Евросоюз
Нынешний выбор Украины в пользу России основан, в первую очередь, на экономических соображениях. Но, говоря о перспективах сближения с Евросоюзом, нельзя не учитывать и особенностей украинского национального менталитета. Тип цивилизации, к которому принадлежит большая часть Украины, - восточнославянский, православный, но никак не западноевропейский. Поэтому ее восток и юг никогда не согласятся на "европейский вектор" развития, в то время как Западная Украина никогда от него не откажется. В этом заключается "дуализм" Украины, и с ним нужно считаться.
Говоря об экономической стороне евроинтеграции Украины, невозможно не задаться вопросом: на что рассчитывал Евросоюз, предлагая ей 1 млрд евро для перевода промышленности на новые технические стандарты, в то время как в Киеве эти расходы оценили в 150 млрд долларов? МВФ пообещал Украине еще четыре миллиарда - для погашения долга перед самим же собой. При этом от украинского правительства требовалось заморозить зарплаты, пенсии и социальные выплаты, в два раза повысить коммунальные тарифы, сократить бюджетные расходы и отменить льготное налогообложение сельхозпроизводителей. Эти требования были изложены в письме МВФ украинскому кабмину и стали, по словам Николая Азарова, последней каплей.
Опубликованная на сайте Белого дома петиция с требованиями ввести санкции против Януковича - неприкрытая попытка политического давления. А отказ Брюсселя от трехсторонних переговоров с Россией и Украиной, в свою очередь, опровергает его утверждения о том, что сближение Украины с Европой соответствует интересам России, и демонстрирует непоследовательность и политизированность собственной позиции.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs