Павел Гуревич: «Смена цивилизаций произойдет неожиданно»

21:12 15.10.2013 Армен Оганесян, главный редактор журнала «Международная жизнь»

Оганесян: Здравствуйте! Гость нашей программы - Павел Семенович Гуревич, кандидат исторических наук, доктор философских наук, доктор филологических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук. У нас давно не было философов. Были литературные критики, которые имеют амбиции осмыслять мир, но философов в чистом виде не было. Мы рады приветствовать вас в нашей студии.

Интересно, что вопросы от слушателей ожидаемые, но в некотором смысле и неожиданные. Давайте сразу ответим на вопрос слушателя из Екатеринбурга. Он такой достаточно общий. Естественно, люди хотят сориентироваться в быстро меняющемся мире, и этим продиктован этот вопрос.

Павел Семенович, не могли бы вы охарактеризовать с точки зрения философии нынешний исторический период, переживаемый Россией и всем миром. Столько разных событий происходит, столько всего нового появляется и уже появилось в нашей жизни.

Гуревич: Здесь может быть несколько подходов - от простых до философских. Обычная социальная философия, которая дружит с политикой, предлагает вариант выживания и больше ничего. Мы хотим выжить. Это озвучивается устами премьера, президента. Вот такая историческая развилка.

Оганесян: А еще хотелось бы пожить, как в песне поется.

Гуревич: Да. Но это такой узко прагматический подход. Очевидно, автор этого вопроса имеет в виду все-таки какой-то философский подход, не связанный непосредственно с политической конъюнктурой. Здесь я бы сказал, что могут быть общие оценки, поскольку есть связь с международными делами, событиями, которых очень много во всем мире.

Можно говорить о том, что капиталистическая формация, которая господствовала четыре столетия, по мнению наиболее проницательных экспертов, подошла к концу. Есть поиск другого цивилизационного уклада, который исторически оправдан, потому что ни одна формация не существовала сколько-нибудь долго, а капитализм существует продолжительное время, и, по-видимому, он себя исчерпал.

Есть такая оценка исторического периода, когда мы должны задаться теми культурно-историческими проектами, которые не связаны с выживанием, не связаны с тем, чтобы пристроиться к капитализму в том варианте, который существует на Западе. Поэтому вопрос можно сформулировать так: что мы хотим?

Хотим ли мы использовать идеал социалистического общества, допустим, условно говоря, как вариант для того, чтобы начать всестороннюю критику изжившего себя цивилизационного уклада? Или мы хотим догнать Запад, как традиционно считается в нашей истории? Или - ни тот, ни другой вариант - мы не хотим возвращаться в социализм, теперь уже китайского типа?

Оганесян: Думаю, многие не захотят.

Гуревич: Да. Мы не хотим быть на задворках капиталистического общества в Европе и в Америке. А что мы хотим? Если вопрос задан лично мне, то я полагаю, что все эти варианты, касающиеся прагматики, ущербные, потому что современное общество вряд ли захочет возвращаться в социализм.

Оганесян: Хотя можно придумать какую-то новую социализма, и пытаются.

Гуревич: А соревноваться с супердержавами, которые навязывают нам свою волю, у нас таких ресурсов тоже нет.

Оганесян: Может быть, и не надо. Недавно были опубликованы беседы с драматургом Виктором Розовым, где он вспоминал, как примерно в одно и то же время они с Хрущевым поехали в Америку. Интересная была реакция. Хрущев был в восторге от Америки, и он выдвинул лозунг "Догнать и перегнать". Мы же оставались советскими людьми, нас это все не сильно впечатлило. И как сказал один из его коллег, писателей, нас пытали роскошью в Америке, но мы остались неподвижны.

Их возили по пятизвездочным отелям. Представьте себе, в конце 1950-1960-х годов попасть в Америку. Лозунг "Догнать и перегнать", вряд ли это осуществимо. Возникает вопрос, а надо ли? Розов говорит, да и не надо было это делать… 

Версия для печати