Центральная Азия1 стала представлять интерес для Соединенных Штатов после распада СССР в 1991 году. Вашингтон одним из первых признал независимость новообразованных стран, а также одним из первых открыл свои посольства во всех республиках региона. Первоначально американская стратегия заключалась в углублении политических контактов, продвижении демократического управления и либерализации рынка. Также зачастую США продвигали и поддерживали идею возрождения «национального самосознания» и национальной культуры народов Центральной Азии, ставящей основной целью отторжение региона в культурном, историческом и ментальном аспектах от России.

Стратегическое значение региона для США обусловлено значительными запасами энергоресурсов, редкоземельных металлов и выгодным географическим положением в Евразии, которое определяет одну из ведущих ролей Центральной Азии в борьбе с терроризмом и поддержании региональной стабильности. С другой стороны, Центрально-Азиатский регион с точки зрения вопросов экономической интеграции, миграционного потока, традиционных и нетрадиционных угроз безопасности является буферной зоной для воздействия на Россию и появившийся на евразийской шахматной доске в XXI веке Китай. Минимизация значимости и влияния России, а теперь и Китая в регионе остается ключевой целью геополитической стратегии США на евразийском направлении.

Сразу после распада СССР политика США для центральноазиатских стран была генерализирована и универсальна в силу размытой идентичности на постсоветском пространстве. Открытое насаждение либеральной повестки не давало нужных результатов. Под влиянием западных акторов в странах Центральной Азии начали активизироваться националистические движения, в том числе дирижируемые извне. Затем стратегия влияния США стала более адресной, отвечающей специфике каждой из стран. Экономические и политические инициативы Запада были адаптированы к необходимости учитывать интересы центральноазиатских элит, которые, в свою очередь, пытались сохранить многовекторность своей внешней политики в силу исторического сопряжения с Россией и желанием продолжить выгодные отношения с северным соседом2.

Сотрудники Института стратегического анализа и прогноза при Кыргызско-Российском славянском университете выделяют несколько этапов трансляции геополитических стратегий США в Центральной Азии3:

Стратегия «вовлечение» (1991-2000 гг.) характеризовалась необходимостью подрыва экономического и идеологического влияния России через ряд традиционных для США инструментов - формирование демократических институтов, имплементация рыночных отношений, кредитное закабаление.

Стратегия «агрессивный реализм» (2001-2005 гг.) ставила целью противодействие усилению военно-политического и экономического присутствия России в регионе (на фоне инициированного Китаем создания Шанхайской организации сотрудничества и Региональной антитеррористической структуры внутри организации, открытия российской авиабазы в г. Канте, Кыргызстан), также этот период отмечен транзитом политической элиты стран Центральной Азии от пророссийских к прозападным элитам. Решение поставленных задач происходило через учреждение американских военных баз, управление народными массами и организации акций публичного неповиновения, актуализацию афганской угрозы.

Стратегия «Большая Центральная Азия» (2005-2010 гг.) должна была противодействовать успешно инициированному Россией интеграционному проекту ЕврАзЭС. Начиная с этого периода и по сей день противодействие российской интеграционной политике остается ключевой задачей США. На фоне роста напряженности в отношениях друг с другом между странами Центральной Азии американское руководство вело работу по эскалации конфликтов, поддержанию боевых действий и дестабилизации региона путем объединения вокруг Афганистана стран Центральной Азии на базе декларируемых демократических ценностей.

Стратегия «Новый Шелковый путь» (2011-2014 гг.) продолжила афганизацию и дестабилизацию в регионе через более интенсивное экономическое взаимодействие и объединение на этой почве Центральной и Южной Азии вокруг Афганистана.

Стратегия «С5+1» (2015-2018 гг.) на фоне создания Россией ЕАЭС формировала политико-демократическую площадку в странах Центральной Азии для обсуждения проблем региона без Афганистана, активизировала сектор гуманитарного диалога и подготовки элит для госсектора. В первые годы работы «С5 + 1» участники форума обсуждали борьбу с экстремизмом и терроризмом, а также вопросы афганского урегулирования. В это время Вашингтон хотел продемонстрировать странам ЦА, что их региональные проблемы могут быть разрешены не только Россией и Китаем, но и США, которые на данном этапе не преследуют никаких конкретных интересов, кроме как содействие развитию региона. В этот период в аналитических и экспертных публикациях стала часто подниматься тема соперничества между Москвой и Пекином в Центральной Азии. Делался вывод, что интересы двух стран настолько пересекаются, что это неминуемо приведет к расхождению России и Китая сначала в регионе, а потом и по глобальным вопросам.

Стратегию «прокси экспорта демократии» (2018-2022 гг.) можно охарактеризовать как формирование ненасильственных точек присутствия из числа акторов внутри стран и удаленного управления влияния на процессы. В 2020 году Государственный департамент США представил новую стратегию по Центральной Азии до 2025 года, где прописывались шесть основных принципов политики США в регионе:

1) Поддержка и укрепление суверенитета и независимости государств Центральной Азии, индивидуально и в рамках всего региона.

2) Сокращение террористических угроз в Центральной Азии.

3) Расширение и продолжение поддержки стабильности в Афганистане.

4) Содействие развитию связей между Центральной Азией и Афганистаном.

5) Содействие реформированию системы верховенства закона и соблюдению прав человека.

6) Содействие США инвестициям и развитию в Центральной Азии4.

В августе 2021 года американские войска покинули Афганистан. К власти во второй раз в современной истории страны пришло движение «Талибан». (Организация находится под санкциями ООН за террористическую деятельность.) Соединенные Штаты оставили там вооружение и боеприпасы, по некоторым оценкам, более чем на 85 млрд долларов5. На сегодняшний день политическая картина в Афганистане остается довольно сложной, в том числе и из-за формирования оппонентов движению «Талибан». Внутри самого движения тоже наблюдается определенное противостояние. Руководство «Талибана», почти полностью состоящее из пуштунов, пытается провести пуштунизацию в стране, однако это вызывает сопротивление других этносов6. Также усугубляет ситуацию присутствие, в том числе на севере страны (на границе со странами Центральной Азии) радикальных исламистских группировок, что, учитывая наличие огромного количества фактически плохо контролируемого вооружения, создает дополнительные риски для безопасности стран Центральной Азии, России и Китая. 

Ряд американских образовательных проектов, которые финансировались либо напрямую правительством США, либо через сеть НКО/НПО в регионе, стали занимать значимые ниши влияния в республиках Центральной Азии, в частности Казахстане, Кыргызстане.

Так, Американский университет в Центральной Азии, находящийся в Бишкеке, позиционирует себя как вуз, который «воспитывает будущих лидеров для демократических преобразований в Центральной Азии»7. В Казахстане работают Казахско-Американский университет, Казахстанско-Американский свободный университет. В апреле 2023 года было подписано постановление правительства РК о передаче Северо-Казахстанского университета им. Козыбаева в доверительное управление университету Аризоны без права последующего выкупа сроком на десять лет. В стране также работают или планируются к открытию филиалы Пенсильванского университета и Мичиганского университета. Вебстерский университет в Ташкенте весной 2023 года совершил свой первый выпуск бакалавриата. «Западные» учебные заведения не отражают реальные потребности общества в нужных специальностях (технические, медицинские), подготовка в учебных заведениях в основном ведется по направлению «Bachelor of arts degrees» (по экономике, международным отношениям, медиа).

Необходимо отметить, что за последние два года в странах региона проводится усиление законодательных мер по работе некоммерческих организаций и фондов (в Кыргызстане закон «О СМИ» и «О НКО», в Казахстане закон «О массмедиа»), в том числе финансируемых из-за рубежа, что частично повлияло на работу западных НКО в странах Центральной Азии.

 

После начала СВО на Украине особенностью политики США в отношении государств Центральной Азии стало стремление комплексно ослабить их связи с Россией и Китаем в экономике, политике, культурно-гуманитарном и военно-техническом сотрудничестве. Подход и роль США, а также стран Европейского союза к странам ЦА претерпевают определенные изменения.

США пытаются возродить в новом виде идею построения Большой Центральной Азии - региона, включающего пять стран Центральной Азии и Афганистан, дистанцированного от России и Китая.

В сфере экономического взаимодействия США активизировали свои усилия по изменению экономического ландшафта Центральной Азии, стремясь ослабить зависимость региона от России. Контроль за соблюдением санкций против РФ и применение вторичных санкций стало отличительной чертой политики США в регионе. В настоящий момент это основной инструмент манипулирования и корректировки поведения республик ЦА.

США всегда ориентировались в своей экономической и инвестиционной деятельности на Казахстан и его сырье. В остальных странах региона экономическое присутствие Вашингтона менее значительно.

Поддержка альтернативных (в обход России) логистических путей является важной сферой взаимодействия Вашингтона и государств Центральной Азии. Транскаспийский транспортный коридор («Срединный коридор») - главный проект по созданию альтернативы российским логистическим сетям. Этот путь должен связать ЦА с европейскими рынками через Каспийское море, Азербайджан, Грузию и Турцию в обход Северного коридора через Россию. Реализация этой затеи активно началась еще в 2014 году с открытием Трансказахстанской железной дороги, а затем продолжилась в 2017 году со строительством, при внешнем кураторстве США, железной дороги Баку - Тбилиси - Карс. Однако проект имеет много инфраструктурных проблем, которые требуют решений в виде больших инвестиций.

Кроме того, США продолжают поддерживать проекты «CASA-1000» и «Лазуритовый коридор». Эти проекты также подразумевают создание системы передачи электроэнергии и торговых маршрутов в обход территорий России и Китая.

К тому же, в Вашингтоне активно работают над тем, чтобы подрывать планы по укрепления сотрудничества России со странами ЦА в газовой сфере. Так, после оглашения предложения Москвы о создании Газового союза России, Узбекистана и Казахстана, последовали информационные вбросы о некоем стремлении РФ поставить под свой контроль не только газовые маршруты, но и газовый экспорт всех стран Центральной Азии.

В политико-дипломатической сфере США выстраивают последовательную работу для того, чтобы оказать давление на государства Центральной Азии и дистанцировать их от России. В настоящее время страны региона испытывают беспрецедентный прессинг со стороны представителей Вашингтона. Так, с 2022 года значительно возросло количество очных визитов - высокопоставленные американские чиновники на уровне госсекретаря, замгоссекретаря, спецпосланника США по Афганистану, помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии и многие другие, включая представителей силовых ведомств.

Также Вашингтон заменил своих послов во всех пяти государствах Центральной Азии. Ярким примером такого давления является письмо, направленное главой Госдепартамента Президенту Кыргызстана, в котором подчеркнул, что проект Закона об НКО (этот проект предусматривает: введение регулярной финансовой отчетности для некоммерческих организаций; появление в киргизском законодательстве терминов «иностранная НКО» и «НКО, выполняющая функции иностранного представителя») ставит под угрозу доступ жителей страны к услугам здравоохранения и образования. В ответном письме Президент Кыргызстана Садыр Жапаров указал, что содержание послания госсекретаря США «имеет признаки вмешательства во внутренние дела нашего государства»8.

Соединенные Штаты продолжают использовать в своей политике по отношению к странам Центральной Азии формат «С5+1», целью которого заявляется «построение независимой, процветающей и защищенной Центральной Азии, которая решает общие проблемы в партнерстве с Соединенными Штатами»9.

Начиная с 2022 года повестка США в его рамках стала более прагматичной и жесткой. К примеру, США настаивают на снижении экономических связей Центральной Азии с Россией, неукоснительном соблюдении введенных в отношении России санкций. США прямо заявили, что отношения Центральной Азии и России являются угрозой суверенитету стран региона.

В 2022 году для координации коммуникаций между участвующими правительствами и планирования министерских встреч высокого уровня и других мероприятий был учрежден Секретариат С5+1. Осенью 2023 года состоялся первый саммит в формате «Центральная Азия+США». Ранее подобные мероприятия проводились в формате встреч глав внешнеполитических ведомств и ниже. Это свидетельствует о стремлении активнее участвовать в делах региона и продемонстрировать свою стратегическую заинтересованность, а также реанимировать или выстроить новые устойчивые связи в политической элите стран Центральной Азии.

Военно-техническое сотрудничество стало еще одним заметным аспектом перестроенной стратегии США по взаимодействию с ЦА. С момента начала специальной военной операции в регион с официальным визитом дважды прибывала военная делегация США во главе с командующим Центральным командованием Вооруженных сил генералом Майклом Куриллой, в регионе побывал председатель Комитета Сената США по безопасности Гэри Питерс, состоялась встреча с начальниками генштабов стран Центральной Азии и Пакистана, что указывает на то, что США выстраивают пояс партнеров по взаимодействию против «Талибана».

Такое взаимодействие подразумевает диалог на уровне спецслужб, обмен разведданными, специализированную подготовку и, вполне возможно, обсуждение плана поэтапного возвращения военных баз. В прошлом военные авиабазы Карши-Ханабад в Узбекистане и Манас в Кыргызстане имели решающее значение для снабжения операций в Афганистане. Эти базы стали частью Северной распределительной сети, через которую проходило более 40% продовольствия для американских формирований в Афганистане. По итогам переговоров «С5+1» США пообещали «приоритезировать инструменты содействия в сфере безопасности и иные ресурсы для развития сотрудничества со странами региона. Бывший Президент США Дж.Байден, выступив за дальнейшую поддержку гражданского общества и прав человека, отметил, что его страна увеличит финансирование в целях обеспечения безопасности в регионе Центральной Азии. Аналогичные заявления традиционно озвучиваются в преддверии подготовки «цветных революций».

На культурно-гуманитарном треке Вашингтон продолжает работу по продвижению либерально-демократической повестки, кроме привычной популяризации прав человека, идеалов демократии, свободы СМИ, меньшинств и т. д., в настоящее время активно разворачивается работа через сеть работающих НПО и СМИ в регионе по так называемой «деколонизации» Центральной Азии и повышению информационного охвата «деколонизацией» целевой аудитории - в первую очередь лидеров общественного мнения, экспертов, ученых.

Заметным явлением также является поддержка многочисленных конференций и научно-просветительских семинаров, направленных на переосмысление (в т. ч. негативное) истории региона в контексте пребывания в составе Российской империи и СССР. Эти негативные оценки, в свою очередь, проецируются на современную политику России в ЦА. Кроме того, призыв к возврату к своей аутентичности приводит к росту архаических обычаев и возрастанию религиозности общества, что может быть использовано экстремистскими группами в своих целях.

 

Таким образом, страны Центральной Азии невольно становятся инструментом Соединенных Штатов в деле ослабления позиций России и Китая в регионе. Не желая долговременно вкладываться в реальное развитие жизненно важной инфраструктуры республик и поэтому не достигая желаемых результатов, Вашингтон ищет новые механизмы воздействия и рычаги влияния. Центральная Азия не имеет критического значения для США, но она является пространством между Россией и Китаем, присутствие в котором можно использовать для снижения роли и эффективности их сотрудничества с республиками ЦА.

Для пресечения деструктивной линии Вашингтона в регионе России необходимо продолжать претворять в жизнь проекты, направленные на развитие Центральной Азии.

В экономической сфере - продолжать работу по наращиванию эффективного взаимодействия как в рамках интеграционных структур (ЕАЭС, ШОС, СНГ), так и на двусторонней основе. Следует активно модернизировать логистические пути, реализовывая новые проекты, в том числе и в части обновления инфраструктуры региона. Например, такие как «Евразийский агроэкспресс». Следует продолжить работу по увеличению привлекательности ЕАЭС через выявление и устранение препятствий в рамках функционирования внутреннего рынка Союза.

В сфере политики - продолжать проводить внешнюю политику с учетом своих национальных интересов и интересов стран региона.

В сфере безопасности - усилить взаимодействия в области безопасности, в том числе и по линии специальных служб, а также в сфере военно-политических отношений со всеми странами Центрально-Азиатского региона. Немаловажным аспектом данного сотрудничества является ОДКБ - организация, являющаяся фактически единственным гарантом обеспечения стабильности в регионе ЦА. В последнее время ОДКБ уделяет большое внимание установлению партнерских отношений и расширению сотрудничества с другими региональными организациями, осуществляющими свою деятельность в границах государств - членов ОДКБ и влияющими на стабильность в регионе10.

В культурно-гуманитарной сфере - продолжить политику по поддержанию русского языка, использовать для этого созданную Международную организацию по русскому языку. Следует обратить внимание на развитие сотрудничества не только со столицами, но и с регионами стран Центральной Азии, поддерживая положительный имидж путем открытия филиалов ведущих университетов. Важным является противодействие дискурсу «деколонизации», активно продвигаемой в регионе США и его партнерами. С этой целью уже проводятся многочисленные научные и культурные мероприятия, в ходе которых обсуждаются проблемы сохранения исторической памяти народов России и стран Центральной Азии.

 

 

1В данной работе под Центральной Азией мы понимаем регион, объединяющий Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

2Геополитические проекты мировых центров сил в Центральной Азии / М.К.Асанбеков и др.; Отв. ред. А.Л.Салиев. Бишкек, ИСАП КРСУ. 2018. С. 51.

3Там же.

4United States Strategy for Central Asia 2019-2025: Advancing Sovereignty and Economic Prosperity (Overview) // U.S. Department of State // https://www.state.gov/united-states-strategy-for-central-asia-2019-2025-advancing-sovereignty-and-economic-prosperity/

5США специально бросили оружие в Афганистане. Это часть плана // ИА «ГАЗЕТА.RU» // https://www.gazeta.ru/army/2021/10/01/14042869.shtml

6Воробьев П.С. Этническая неоднородность современного Афганистана // Вестник КРСУ. 2023. Т. 23. №11. С. 160-167.

7Об университете // Американский университет в Центральной Азии // https://www.auca.kg/ru/auca_at_a_glance/

8«Не вмешивайтесь». Содержание письма Садыра Жапарова Энтони Блинкену // «Kaktus.media» // https://kaktus.media/doc/495581_ne_vmeshivaytes._stalo_izvestno_soderjanie_pisma_sadyra_japarova_entoni_blinkeny.html

9C5+1 Diplomatic Platform // U.S. Department of State // https://www.state.gov/c51-diplomatic-platform/

10ОДКБ - 30 лет: состояние и перспективы развития // Официальный сайт ИСАП КРСУ // https://isap.center/analytics/109