Региональные выборы в парламент Каталонии, состоявшиеся 12 мая 2024 года, ознаменовали существенные изменения в раскладе сил на партийной карте автономии. Голосование завершилось победой каталонского отделения Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП). Движение заручилось поддержкой 28% избирателей, получив в состоящем из 135 депутатов законодательном органе 42 места, на девять кресел расширив свое представительство по сравнению с итогами выборов 2021 года, на которых лидирующую позицию также заняли социалисты [1]. Тем не менее это не являлось препятствием для блока националистических сил, который формировал коалиционное правительство, имея в сумме абсолютное большинство парламентских мандатов. Националисты Каталонии на протяжении порядка 40 лет неизменно играли ведущую роль в создании правительства региона.

Однако главным отличием результатов голосования в 2024 году от предыдущих электоральных кампаний стало значительное снижение популярности именно националистов, в частности партии «Левые республиканцы Каталонии» (ЛРК), которая получила 13,7% голосов и 20 мест, потеряв 13 кресел по сравнению с 2021 годом. Другая крупная националистическая сила региона - «Вместе за Каталонию» - заняла второе место на выборах, обогнав ЛРК и получив 21,6% голосов. Представительство движения в парламенте увеличилось на три кресла, достигнув 35 депутатов [1].

Если по итогам голосования 2021 года два крупнейших националистических движения региона имели в сумме 65 мест в парламенте (для большинства необходимо 68 голосов депутатов) и не столкнулись с проблемами в формировании коалиционного правительства, получив поддержку небольших националистических групп, то после результатов 2024 года такой механизм оказался недоступен. Партии получили лишь 55 кресел, а их партнер по прошлой коалиции - левое движение «Кандидатура народного единства» - набрал лишь 4% голосов и возможность делегировать в парламент только четырех депутатов, потеряв пять мест в законодательном органе. Таким образом, потенциальная коалиция националистов ЛРК - «Вместе за Каталонию» - «Кандидатура народного единства» не имеет возможности сформировать правительство большинства, аналогичное тем, которые создавались в регионе ранее. Националисты получили 59 мест и нуждаются в поддержке от девятерых депутатов, представляющих партии и движения другой идеологии.

После выборов начался длительный процесс межпартийных переговоров. Ни социалисты, ни националисты, ни консерваторы не имели достаточной поддержки в парламенте, чтобы сформировать правительство как самостоятельно, так и с вовлечением более мелких сил. В таких условиях появилась очевидная необходимость в поиске прямого соглашения между традиционными конкурентами. Договоренности удалось достичь спустя три месяца. В августе 2024 года региональное представительство ИСРП, возглавляемое Сальвадором Ильей, достигло соглашения с ЛРК о выдвижении лидера социалистов на позицию главы региона. Однако для его утверждения в парламенте коалиции, имеющей в сумме 62 голоса, было необходимо получить поддержку еще шестерых депутатов.

В чем причины снижения популярности национализма в Каталонии?

Итоги голосования в Каталонии недвусмысленно демонстрируют снижение доверия электората националистическим силам. Часть избирателей поддержала движение «Вместе за Каталонию», однако основная часть разочаровавшихся в данной идеологии избирателей отдала голоса социалистам, а также каталонскому отделению Народной партии (НП), показавшей наибольший рост на выборах и увеличившей свое представительство на 12 депутатов: с трех после голосования 2021 года до 15 - в 2024 году. Очевидно, что популярность националистов в регионе находится на одном из наиболее низких уровней в XXI веке, спустя семь лет после вызвавшего негативную реакцию со стороны центра одностороннего референдума о статусе Каталонии в 2017 году.

Неудачные результаты националистов на выборах объясняются рядом причин. Во-первых, была зафиксирована низкая явка в муниципалитетах, где обычно поддерживают силы, выступающие за независимость. Так, в муниципалитетах, где в 2021 году националисты получили более 75% голосов, явка сократилась в среднем на 5,5-6%, в то время как в целом по территории Каталонии она выросла с 51,2% до 57,4% [1].

Во-вторых, стоит обратить внимание на обозначенный ранее отток электората в сторону ИСРП и НП. Карта выборов демонстрирует «двухскоростную Каталонию». На фоне признаков истощения националистического движения в борьбе за проведение нового референдума о независимости региона социалистам удалось привлечь на свою сторону электорат на средиземноморском побережье. «Красная волна» прошла от Байш-Камп (на юге, в Таррагоне) до Барселоны. В целом Социалистическая партия Каталонии, возглавляемая Сальвадором Ильей, победила на выборах благодаря поддержке в северо-восточной части автономии [2].

Городской округ каталонской столицы, где находится практически половина избирателей, исторически является оплотом социалистов. Об этом свидетельствует первое место ИСРП в Вальесе и Анойе. Именно в этих районах проживает большинство испаноязычного населения сообщества - та группа избирателей, которую после провала попытки провозгласить независимость в одностороннем порядке после референдума 2017 года ЛРК поставила перед собой цель завоевать, чтобы расширить свою базу сторонников суверенитета и продолжить борьбу за отделение [3].

Также стоит подчеркнуть поражение ЛРК в конкуренции с движением «Вместе за Каталонию». Если после голосования 2021 года лидером националистов была ЛРК, то после мая 2024 года эту позицию заняли их соперники. Это объясняется в том числе эффективной мобилизацией электората. Ни в столичной Барселоне, ни в остальных муниципалитетах, за исключением областей Аран и Альта-Рибагорса, ЛРК не сумела обогнать партию Карлеса Пучдемона. «Вместе за Каталонию» сумела перехватить у ЛРК и Таррагону, которая три года назад поддержала приход Пере Арагонеса на пост главы Женералитета [4].

Помимо этого, необходимо отметить появление в парламенте движения «Каталонский альянс». Партия, которая поддерживает независимость, получила два места. Движение выступает за сепаратизм и критикует остальные националистические силы за отсутствие прогресса в вопросе референдума о статусе региона. «Альянс» также выступает против иммиграции. Его вхождение в парламент подтверждает наличие определенного разочарования среди электората двух крупных националистических партий.

«Альянс» получил голоса преимущественно в сельской Каталонии, электорат ультраправой «Вокс», получившей 11 мест в парламенте, сосредоточен в районах с высоким уровнем доходов в крупных городах. Аналогичные характеристики и у избирателей центристской НП.

Сепаратизм на втором плане: изменение приоритетов на каталонской повестке

Кроме факторов межпартийной борьбы, существуют и неполитические причины, приведшие к снижению популярности националистического блока. В частности, необходимо выделить засуху, от которой регион страдает уже три года. Более того, затяжное отсутствие осадков и проблемы с инфраструктурой доставки воды заставляли власти объявлять чрезвычайное положение.

Ограничение водоснабжения, с которым столкнулись не только жители и ключевые отрасли экономики, такие как сельское хозяйство, вынудило каталонцев обратить внимание на другие вопросы, вызывающие серьезную озабоченность. Среди них важно выделить чрезмерный и неконтролируемый приток туристов, высокую стоимость жизни в регионе, а также кризис с экономической доступностью жилья [5]. Эти проблемы сместили фокус части электората, решившего проголосовать за ИСРП и НП, которые в своей предвыборной кампании делали акценты на социальной повестке в отличие от националистов, предлагавших продолжение малоперспективного курса на получение права провести новый референдум о статусе автономии.

Также нельзя не затронуть и экономические факторы. Проведение референдума 2017 года и стремление к независимости от Испании вызывает опасения у многих представителей бизнеса, которые действуют в регионе. При теоретической независимости Каталонии она перестанет быть членом ЕС, Барселоне предстоит подавать заявку на вступление и проходить длительный процесс присоединения к Евросоюзу, блокировать который будет Испания. В этой связи многие крупные международные компании, работающие на территории Каталонии, стремятся обезопасить себя от возможных рисков потери прямого выхода на европейский рынок через Юго-Восточный регион Испании [6].

Будущее национализма в Каталонии

Очевидно, что результаты выборов представляют собой поворотный момент в жизни автономного сообщества, в котором уже более десяти лет партии, выступающие за независимость, проводят процесс борьбы за отделение от Испании (известный на каталанском языке как «el procés»).

Кампания по стремлению к независимости достигла своего пика в октябре 2017 года, когда был проведен референдум о самоопределении, признанный испанскими судебными органами незаконным. При явке в 43% порядка 90% избирателей проголосовали за отделение от Испании, а около 8% не поддержали данную инициативу [7]. После плебисцита было сделано одностороннее заявление о независимости региона, после чего несколько каталонских политиков бежали за границу или были преданы суду и заключены в тюрьму.

Результаты выборов мая 2024 года можно рассматривать как толчок для премьер-министра Испании, главы правящего блока ИСРП - Сумар Педро Санчеса. Традиционно, когда центральное правительство королевства находится в руках социалистов, кандидаты от этой партии в Каталонии добиваются хороших результатов [8]. Соглашения правительства Санчеса с националистами снизили напряженность в Каталонии, несмотря на рост общественного недовольства в остальной Испании, где правые обвиняют Санчеса в «политическом предательстве» интересов государства в целях сохранить власть.

С момента прихода к власти в 2018 году Санчес последовательно снижал напряженность в Каталонии. Важнейшим шагом стало утверждение испанским парламентом в мае 2024 года закона об амнистии [9], который позволит лидерам сторонников независимости, скрывающимся за границей, вернуться в Испанию. Наиболее известным «политическим беженцем» Каталонии является Карлес Пучдемон, бывший глава Каталонии, который с 2017 года проживает в Бельгии, а его партия «Вместе за Каталонию» продолжает участие в политическом процессе Испании [10].

Пучдемон заявлял, что не собирается отказываться от присяги в качестве президента каталонского правительства, однако это представляется маловероятным, учитывая ослабление позиций националистов, которые не набрали необходимого количества мест для получения абсолютного большинства [11]. В августе 2024 года Пучдемон сумел вернуться в Каталонию спустя семь лет после своего отъезда из Испании. Политик не был арестован полицией и даже смог выступить на митинге в Барселоне.

Коалиция социалистов и националистов во главе Каталонии

Новый глава регионального правительства Каталонии был утвержден 8 августа 2024 года. За лидера социалистов и бывшего министра здравоохранения Испании Сальвадора Илью проголосовали 68 депутатов: 42 от ИСРП, 20 от ЛРК и еще шесть от каталонского представительства Сумар - партии Сomuns Sumar [12]. Движение «Сумар» является младшим партнером ИСРП по коалиции в испанском правительстве и поддерживает социалистов в регионах. Этого количества голосов было достаточно для утверждения нового главы автономии, однако важно добавить, что против проголосовали 66 депутатов, представляющих другие партии в парламенте. Воздержался только один законодатель. Данные результаты демонстрируют, что, несмотря на успех в формировании правительства большинства коалицией ИСРП - ЛРК, его работа будет характеризоваться наличием жесткой оппозиции в законодательном органе автономии.

Краеугольным камнем межпартийного соглашения между социалистами и националистами, которое позволило утвердить Илью и создать правительство спустя три месяца после выборов в мае 2024 года, стал новый принцип в налоговой системе Каталонии. ЛРК объявила, что ключ от казны будет находиться у Женералитета, то есть Барселона будет управлять, собирать, рассчитывать и проверять 100% новых налогов, уплачиваемых в автономном сообществе и вносить «квоту солидарности» в пользу государства, процент которой еще не определен [13].

Эта новая система повлечет за собой два важных изменения: во-первых, Каталония выйдет из общей системы, а во-вторых, создаст собственное налоговое агентство. Чтобы законодательно обеспечить эту модель, партия ЛРК заверила, что соглашение предусматривает все необходимые юридические изменения, поэтому оно будет защищено, даже если к власти в Мадриде придет правительство иной идеологии, однако правовое содержание этого аспекта обнародовано не было [14].

Данные шаги подразумевают внесение изменений в Органический закон о финансировании автономных сообществ, сроки действия которого еще не определены. Ожидается, что первым налогом, который перейдет под полный контроль властей автономии, станет подоходный налог по итогам 2025 года.

Еще одним знаковым для националистов пунктом является создание департамента языковой политики, который ЛРК обещала во время предвыборной кампании перед голосованием в мае 2024 года. Цель этого нового органа - закрепить тему о каталанском языке и культуре в политической повестке. Новый институт будет обеспечивать защиту этих вопросов, уделяя особое внимание проблеме снижения уровня использования каталанского языка в обществе [15].

Относительно урегулирования политических противоречий между центром и регионом, ИСРП и ЛРК намерены создать национальный конгресс, в который войдут все парламентские силы и где будет гарантировано ее признание со стороны всех партий-участниц. Этот формат будет нацелен на то, чтобы продвигать новые предложения по обновлению системы взаимодействия по линии центр - регион [15].

 

Автономные парламентские выборы в мае 2024 года в Каталонии ознаменовали ослабление националистических сил в регионе, которые впервые за 40 лет не сумели сформировать правительство. Снижение их популярности обусловлено успехами ИСРП по мобилизации своего электората, а также усталостью части избирателей от безрезультатной борьбы за проведение нового референдума о статусе региона. Еще одним фактором является недостаточное внимание к более насущным социально-экономическим и экологическим вопросам автономии.

Появление в августе 2024 года коалиции ИСРП - ЛРК, которая при поддержке Сумар сумела получить необходимые 68 голосов для утверждения главы социалистов Сальвадора Ильи на пост руководителя Женералитета, свидетельствует об укреплении позиций социалистов в регионе. Данные итоги также указывают на успешную политику премьер-министра Испании Педро Санчеса по урегулированию разногласий с автономией. В частности, объявление амнистии бывшим каталонским политикам в 2023 году нашло отклик у части каталонских избирателей, что привело к росту поддержки ИСРП. Тем не менее новый кабинет, созданный ИСРП, ЛРК и Сумар, будет работать в условиях наличия крупной оппозиции, представленной 66 депутатами.

Став частью правящего блока в Каталонии, социалисты, которые также являются ведущей партией испанской правительственной коалиции вместе с Сумар, получили новые рычаги влияния на политический процесс в регионе. Движение по борьбе националистов за проведение нового референдума о статусе сообщества может быть отодвинуто на второй план, поскольку ИСРП и Сумар не поддерживают эту инициативу, а ЛРК придерживается умеренных позиций и выступает за сдержанные переговоры с центром. Эта особенность их подхода привела к разногласиям с другой националистической силой - партией «Вместе за Каталонию», которая теперь вошла в оппозицию и проголосовала против кандидатуры Сальвадора Ильи.

Социалисты смогут частично контролировать курс националистических сил региона. Политика центральных властей Испании в 2023-2024 годах по нормализации отношений с Каталонией через ряд уступок, которые включили в себя амнистию бывшим каталонским политикам, а также планы коалиции ИСРП - ЛРК по наделению Женералитета полномочиями по сбору налогов, отчасти отвечает требованиям части умеренных националистов. В этих условиях националистические силы региона в среднесрочной перспективе имеют ограниченные инструменты для увеличения своей популярности и привлечения новых сторонников. Дальнейшие позиции блока ИСРП - ЛРК будут зависеть от хода реализации обозначенных в межпартийном соглашении планов.

 

Источники и литература

  1. Elecciones en Cataluña 2024 // El País. 13.09.2024 // URL: https://elpais.com/espana/elecciones/autonomicas/09/#
  2. Resultado de las elecciones en Cataluña 2024, gráficos, mapas e infografías // EP Data. 13.05.2024 // URL: https://www.epdata.es/datos/elecciones-cataluna-catalunya-2024-datos-graficos-resultados-mapas-encuestas/730
  3. Хенкин С.М. Каталония: сепаратизм усиливается, несмотря на успех социалистов // РСМД. 21.02.2021 // URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/kataloniya-separatizm-usilivaetsya-nesmotrya-na-uspekh-sotsialistov/?ysclid=m0kvxkknm6222188933
  4. Donate F. Resumen del día después de las elecciones catalanas: Illa y Puigdemont se presentarán a la investidura // RTVE. 13.05.2024 // URL: https://www.rtve.es/noticias/20240513/resultado-elecciones-catalanas-2024-directo-partidos-analizan-posibles-pactos/16100351.shtml
  5. El independentismo pierde la mayoría cuarenta años después // El Correo. 13.05.2024 // https://www.elcorreo.com/elecciones/catalanas/independentismo-pierde-mayoria-cuarenta-anos-despues-20240512003033-ntrc.html
  6. Вильчинский А.С. Особенности подходов Страны Басков и Каталонии к отношениям с Мадридом: сравнительный анализ // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2022. №1 (31). С. 69-84.
  7. Resultados del referéndum de Cataluña: consulta los votos de la consulta // El Confidencial. 01.10.2017 // URL: https://www.elconfidencial.com/espana/cataluna/2017-10-01/resultados-referendum-cataluna-recuento-votos-independencia_1453407/
  8. Меньшиков П.В., Вильчинский А.С. Каталония в повестке дня испанского коалиционного правительства // Вопросы политологии. 2022. №2 (78). С. 563-568.
  9. Ley de Amnistía: cuándo y cómo entra en vigor en España y qué delitos se eliminan // La Razón. 30.05.2024 // URL: https://www.larazon.es/espana/ley-amnistia-cuando-como-que-entra-vigor-espana_20240530665835dce73ed6000142bd17.html
  10. Vilchinskii A.S. Approaches of the Basque Country and Catalonia to Interregional Cooperation: Comparative Analysis // Проблемы постсоветского пространства. 2021. №1 (8). P. 123-135.
  11. Хенкин С.М. Испания. Современное нестабильное общество: монография / С.М.Хенкин. М.: Аспект Пресс. 2023. 384 с.
  12. Delgado C. Salvador Illa, investido president de la Generalitat de Cataluña por mayoría absoluta en una votación sin Puigdemont // El Economista. 08.08.2024 // URL: https://www.eleconomista.es/actualidad/noticias/12942792/08/24/salvador-illa-investido-president-de-la-generalitat-de-cataluna.html
  13. Baquero C. ERC dice que el pacto de investidura de Salvador Illa fija «un concierto económico» y que recaudará el 100% de los impuestos // El País. 29.07.2024 // https://elpais.com/espana/catalunya/2024-07-29/la-ejecutiva-de-erc-bendice-el-preacuerdo-para-investir-a-illa-y-lo-consultara-el-viernes-a-sus-bases.html
  14. Boada G. ¿Qué han pactado el PSC y ERC? Las 4 claves del acuerdo para la investidura de Illa // El Periódico. 29.07.2024 // URL: https://www.elperiodico.com/es/politica/20240729/claves-pacto-psc-erc-investidura-salvador-illa-106252849
  15. Un acuerdo para abrir una nueva etapa en Cataluña // El País. 02.08.2024 // URL: https://elpais.com/opinion/2024-08-02/un-acuerdo-para-abrir-una-nueva-etapa-en-cataluna.html