Молдавско-румынские отношения имеют достаточно длительную историю. Говорить о том, что молдаване и румыны один народ, не совсем корректно, хотя некоторые политики в Республике Молдова (РМ), включая и нынешнего президента страны Майю Санду, пытаются представить ситуацию именно в таком ракурсе. Но детальный анализ позволяет сделать вывод, что молдаване - это нация, обладающая собственной историей и культурой, отнюдь не идентичной румынской. Что касается населения Приднестровья, то оно вообще не имеет к Румынии практически никакого отношения. Ведь бóльшая часть территории Бессарабии, являвшейся историческим наименованием современной Молдовы, включала в себя земли, расположенные между Черным морем и реками Днестр, Прут, Дунай. Сегодня эта территория входит в состав современной Республики Молдова и юга Украины.

Исторический контекст молдавско-румынских отношений

В XVIII веке в Бессарабии сходились интересы трех государств - Речи Посполитой, Крымского ханства и Османской империи. И только в конце XVIII века, в период правления российской императрицы Екатерины II, Россия начинает активно проникать в этот регион. В 1792 году напротив турецкой крепости Бендеры российский полководец А.В.Суворов основал крепость Тирасполь, нынешнюю столицу Приднестровской Молдавской Республики (ПМР). Она стала центром Очаковской области, с которой началось освоение, а потом и заселение земель Приднестровья. Вслед за этим быстро развивается и Одесса, которая до этого была небольшим поселком, основанным на месте турецкого замка Хаджибей1. А в 1856 году, в результате объединения двух княжеств - Молдавии и Валахии - была образована Румыния, и с этого времени берет свое начало подчас искусственное навязывание новой румынской идентичности соседним народам. Да и сам факт создания Румынии был связан скорее с внешнеполитическими амбициями Англии и Франции, которые всеми силами пытались сдержать растущее геополитическое влияние России в регионе Юго-Восточной Европы.

Формирование румынской идентичности в XIX веке включало в себя несколько направлений: ношение европейской одежды вместо национальной, конфискация имущества православной церкви, переход с кириллицы на латиницу, создание искусственного румынского языка. Его авторами были А.Т.Лауриано и И.Массим, издавшие «Словарь румынского языка», из которого были исключены все нелатинские слова2.

Надо отметить и тот факт, что до XIX века молдаване никогда не называли себя румынами. На это указывает, в частности, профессор Бухарестского университета Лучиан Бойя в книге «Румыния: пограничье Европы». А в Валахии (исторической области на юге современной Румынии) румынами называли простых крестьян, которые были самым низшим слоем в социальной иерархии. Сама же латинизация румын начинается в XVII веке, и то только в Трансильвании (этот регион на северо-западе современной Румынии особую известность приобрел как родина мифического вампира графа Дракулы). Данный факт объяснялся прежде всего наличием в этом регионе католиков и лютеран, которые и пропагандировали латинский язык. Упор же на латинское происхождение позволял румынам выдвигать претензии в духе появившейся уже тогда концепции «Великой Румынии» ко всем своим соседям - славянам (в основном русским, сербам и болгарам), финно-уграм (венграм) и даже германцам (немцам Австрии и Германии). Что касается самой Румынии, то она появилась на политической карте Европы, как уже указывалось выше, гораздо позже Молдавского княжества - только в 1856 году3.

В годы Первой мировой войны Румыния воевала, как известно, на стороне Антанты - военного блока антигерманских государств, локомотивами которого были Великобритания, Франция и Россия. В декабре 1916 года после вступления Румынии в войну на стороне Антанты был образован Румынский фронт. Но австро-германские войска достаточно легко нанесли слабой Румынии поражение и за короткое время оккупировали большую часть ее территории. И только после того, как на территорию современной Молдавии было переброшено с других фронтов несколько русских армий, победоносное шествие австро-германских войск было остановлено. Это произошло в ходе кровопролитных боев, в результате которых погибло большое количество российских солдат и офицеров. Формально командовал Румынским фронтом король Румынии Фердинанд I, непосредственное руководство войсками осуществлял генерал А.Авереску, а фактически российский генерал Д.Щербачев, который занимал пост помощника главнокомандующего.

Переломным моментом во всей этой истории стало отречение от престола российского императора Николая II 2 марта 1917 года. Но в связи с тем, что Румынский фронт находился не только в значительном отдалении от Петрограда, но и на территории другого государства, эта новость пришла в находящиеся там войска лишь в середине месяца. Активно велась антироссийская агитация со стороны вражеских войск, российские военнослужащие буквально забрасывались листовками о переменах в политической системе России. Сначала этим сообщениям не верили, но потом из тыла подобные новости получили подтверждение.

Имело место и откровенное предательство национальных интересов России. В частности, член Петроградского комитета партии большевиков прапорщик А.Круссер, выходец из дворянской семьи, жившей до революции в Бессарабской губернии, открыто призывал сложить оружие, брататься с немцами, не подчиняться приказам о наступлении и не признавать Временное правительство. Сам А.Круссер позже погиб в результате пулеметного обстрела бронепоезда, на котором он находился. Но события в 1917 году развивались стремительно. Центральному командованию в Петрограде отказался подчиняться Д.Щербачев, который признал марионеточное правительство Центральной Рады в Киеве и возглавил Украинский фронт, объединивший Румынский и Юго-Западный фронты.

Большевики действовали достаточно жестко - советское правительство в лице Совета народных комиссаров (СНК) объявило Д.Щербачева вне закона, а заодно и конфисковало хранящееся в Москве золото Румынского королевства. А вот Антанта в этих условиях сделала ставку на мятежного генерала, планируя поставить его во главе «независимой» Бессарабии. Однако Д.Щербачев от предложения отказался, он был против румынской оккупации районов Прута и Днестра, которая фактически разворачивалась при поддержке Антанты. В марте 1918 года румынские войска оккупировали территорию Бессарабии (а это практически основная часть территории современной Молдовы), и на 22 года она попала под власть румынских властей4.

5 марта в Яссах и 9 марта 1918 года в Одессе представителями соответственно Советской России и Румынии было подписано Соглашение между РСФСР и Румынией об очищении Румынией Бессарабии5. Это был первый и пока единственный договор, который фиксировал принадлежность Бессарабского региона Российской Федерации, ставшей впоследствии (после распада СССР в 1991 г.) не только правопреемницей СССР, но и РСФСР (последняя, как известно, была одной из 15 союзных республик, а современная РФ находится на ее территории).

Одновременно с этим создается не совсем самостоятельная Одесская республика, которая на короткое время даже получила международное признание. Но среди тех, кто подписывал соглашения о ее создании, не было представителей Украинской Советской Социалистической Республики (УССР), хотя на этом активно в начале марта 1918 года настаивали большевики в процессе выработки условий Брестского мира. А уже 13 марта 1918 года в Одессу вошли германские войска, и все остававшиеся там советские учреждения были спешно эвакуированы в Крым. В итоге непосредственное сообщение РСФСР с Бессарабией было тогда потеряно. Кстати, РФ на данный момент его не имеет ни с РМ, ни с ПМР.

Воспользовавшись этим, Румыния отказалась выполнять условия вышеназванного договора и 9 апреля 1918 года оккупировала территорию Бессарабии. СНК выразил по этому поводу протест, но к серьезным последствиям он не привел. Одним из наиболее значимых итогов таких действий стало появление в советском политическом обиходе так называемого «Бессарабского вопроса», который накладывал отпечаток на взаимоотношения двух государств вплоть до 1940 года, когда Бессарабия была включена в состав СССР как Молдавская Советская Социалистическая республика (МССР). Упомянутый договор по Бессарабии фактически остался только на бумаге, но тем не менее СССР придерживался его положений применительно к своей политике в данном регионе6.

Одновременно с этим советское правительство приняло решение о создании в 1924 году на левом берегу Днестра (в настоящее время это территория ПМР) Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики (МАССР) в составе УССР. Сама идея создания подобной автономии на левом берегу Днестра принадлежала группе коммунистов во главе с героем Гражданской войны Г.Котовским. Бóльшая их часть, будучи ранее членами Румынской коммунистической партии (РКП), иммигрировала в СССР. Предполагалось, что МАССР станет своего рода витриной, привлекающей в СССР население Бессарабии7.

После включения территории современной Молдавии в состав СССР (под названием Молдавской Советской Социалистической Республики - МССР) вопросы, связанные с обсуждением ее идентичности с Румынией, на какое-то время оставались под запретом, несмотря на то, что Румыния входила в социалистический лагерь, являлась членом Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) и Организации Варшавского договора (ОВД). Новый импульс молдавско-румынскому сближению был дан уже после распада СССР, изменения политической системы Румынии и образования Республики Молдова как независимого государства. На общественном уровне в тот период о «воссоединении» Румынии и Молдавии говорилось практически постоянно, а сама идея такого воссоединения явилась в какой-то мере одним из катализаторов так до сих пор и не разрешенного Приднестровского конфликта8.

Еще в советский период был создан Народный фронт Молдовы (НФМ), при поддержке которого в сентябре 1990 года был избран первый президент РМ, формально беспартийный М.Снегур. Само создание НФМ для того времени - периода поздней перестройки - не было чем-то из ряда вон выходящим. Подобные народные фронты под разными названиями появились в большинстве республик бывшего СССР, начиная с республик Прибалтики и вплоть до республик Закавказья. Характерным было то, что официальные власти СССР во главе с М.Горбачевым особо не препятствовали их деятельности, а некоторые представители партийно-советской номенклатуры их просто откровенно поддерживали. В частности, НФМ сочувствовали многие члены Коммунистической партии Молдавии и правительства МССР, депутаты Верховного Совета,  работники КГБ и МВД республики. Многие из них сделали карьеру уже в ставшей независимой РМ9.   

27 августа 1991 года МССР объявила о своей независимости и стала именоваться Республикой Молдова. Тогда на базе НФМ было сформировано ее первое правительство во главе с ярым сторонником интеграции республики с Румынией, одним из лидеров Народного фронта Мирче Друком (в августе 1992 г. он эмигрировал в Румынию и даже выдвигал свою кандидатуру на президентских выборах в этой стране, набрав, правда, чуть более 2% голосов). В подтверждение своей позиции М.Друк утверждал, что исторически существование РМ незаконно, и она должна стать частью Румынии, от которой была искусственно отторгнута СССР в 1940 году.

В начале 1990-х годов правительство РМ мало занималось экономикой. В нем преобладали сторонники объединения с Румынией (униаты), которые и вели в основном республику именно к этой цели. Но провалы в хозяйственной жизни и социальные издержки заставили большинство населения разочароваться в подобной политической линии. Большую часть унионистов отстранили от власти, хотя они частично и сохранили позиции в сфере образования и культуры. Школьный курс истории в Молдове, например, получил название «История румын», а не «История Молдовы»10. Основные идеи в данном курсе достаточно просты: объединение с Румынией в 1920-х годах стало благом для страны, а период, когда Бессарабия находилась в составе Российской империи, а Молдавия в составе СССР преподносился в качестве незаконной оккупации11

Но в середине 1990-х годов политика, нацеленная на  объединение с Румынией, сменилась, и властями был взят курс на государственную самостоятельность РМ, что нашло отражение в принятой в июле 1994 года новой Конституции, где прямо говорилось о стремлении народа Молдовы жить в суверенной стране12.

Активность унионистов усилилась, когда в 2006 году Президент Румынии Т.Бэсеску заявил о возможности объединения двух государств - Румынии и Республики Молдова. Упор румынский президент делал на том, что после состоявшегося 3 октября 1990 года объединения Германии румыны остались единственным разделенным народом в Европе, и восстановление их единства должно произойти внутри Европейского союза. Но тогда руководство РМ официально отвергло подобные идеи. В частности, Президент страны В.Воронин заявил, что ни вся Молдова, ни ее отдельные части не войдут в состав Румынии13

Прорумынские настроения в независимой Молдове

В июне 2020 года правительство РМ представило национальную стратегию развития «Молдова-2030»14. В качестве основных приоритетов в ней были выделены четыре сферы: 1. Устойчивая и инклюзивная экономика (т. е. нацеленная прежде всего на решение проблем социума). 2. Крепкий человеческий и социальный капитал. 3. Честные и эффективные институты. 4. Здоровье и окружающая среда. Важно здесь то, что в какой-то мере именно эти сферы и являются основными направлениями, по которым развивается взаимодействие Молдавии и Румынии на современном этапе. Да и сами прорумынские настроения в Молдове никуда не исчезли, сохраняя свое влияние и на политический класс республики, и на многих представителей социума.

Проявляется это в разных аспектах. Во-первых, это уже упоминавшийся школьный курс «История румын» (он был введен в начале 1990-х гг., в 2003 г. отменен Партией коммунистов Республики Молдова (ПКРМ), а в 2012 г. опять восстановлен как основная часть курса «История румын и всеобщая история»). Румынская историография в целом преобладает и в молдавских вузах15. Во-вторых, прорумынские настроения значительно усилились в городской среде и особенно в столице - Кишиневе, где сторонники панрумынских идей представлены большей частью в среде городской интеллигенции и политической элиты. Идеи же молдавской самобытности, существования молдаван как отдельного этноса (молдовенизм) интерпретировались ими  исключительно как примитивные взгляды сельских жителей, которые по сути своей являются неполноценными16. В-третьих, сама Румыния оказала немалую поддержку различным прорумынским НКО и НПО, действующим в Молдавии. Не последнюю роль в данном процессе сыграло созданное в 2017 году Министерство по отношениям с румынской диаспорой, которого, правда, в настоящее время нет в структуре правительства17.

Активизация румынской политики в отношении своих соседей стала особенно заметной в 2000-х годах, после того как Румыния добилась двух основных внешнеполитических целей: в 2004 году она вступила в НАТО, а в 2007 году в Европейский союз, а ее Президент Т.Бэсеску (он занимал этот пост с 2004 г. по конец 2014-го) постоянно подчеркивал общность судеб Румынии и РМ. Бэсеску также неоднократно заявлял, что объединение с Молдавией должно стать третьим важнейшим шагом во внешней политике Румынии после присоединения к НАТО и ЕС18. В сухом остатке его усилия закончились лишь тем, что в 2016 году он вместе со своей супругой Марией получил гражданство РМ.

Унионистские идеи во взаимоотношениях двух стран затрагивали ряд весьма чувствительных сфер государственной деятельности. В частности, когда Пограничная служба РМ решила установить памятник пограничникам страны как людям, которые охраняют границы своего государства, то это намерение встретило резкий отпор со стороны унионистской Партии национального единства РМ. Ее лидер С.Бурлаку заявил, что установка подобных монументов может быть расценена как недружественный шаг в отношениях с Румынией, и этот шаг следует согласовывать либо с консульством Румынии в Бельцах, либо с посольством в Кишиневе. Напомним, что Бельцы - самый «русский»  город Молдовы, где большинство населения составляют русскоязычные. В итоге установку памятника заволокитили, тогдашний примар (мэр) города Бельцы Ренато Усатый, кстати имеющий и российское гражданство, не высказал ничего определенного по этому поводу19.

Конфликт в Приднестровье в контексте молдавско-румынских отношений

Одним из серьезных аспектов молдавско-румынских отношений является вопрос разрешения Приднестровского конфликта. Сам этот замороженный конфликт насчитывает уже без малого 30 лет, и он до недавнего времени был единственным конфликтом непосредственно в Западном регионе СНГ. Если сравнивать Приднестровский конфликт с аналогичными кризисными явлениями в Закавказье, то  здесь минимальное значение имеет этническая составляющая: молдаване, жившие на территории Приднестровья, вставали преимущественно на сторону местных властей, а не переходили на сторону официального Кишинева20. Не вдаваясь в детали данного конфликта, можно выделить несколько аспектов молдавско-румынских отношений по вопросу его разрешения.

Одним из центральных является проблема урегулирования данного конфликта. 9 июня 1992 года в Бендерах была создана мониторинговая миссия, в состав которой вошли представители Молдовы, России, Румынии и Украины. Но вскоре после этого вновь начались военные действия, сопровождавшиеся массированными обстрелами города Бендеры, и уже 19 июня четырехсторонняя группа военных наблюдателей была оттуда эвакуирована, так и не выполнив свою миссию по прекращению огня в зоне конфликта21

Нельзя игнорировать и тот факт, что на территории непризнанной Приднестровской Молдавской Республики находится Ограниченная группа российских войск (ОГРВ). Еще на Стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 году РФ обещала вывести из Приднестровья остатки находившейся там 14-й армии, командующим которой в период наибольшего обострения конфликта был А.Лебедь - один из харизматичных в то время генералов в Вооруженных силах РФ. Отдельные части 14-й армии и часть боеприпасов из Приднестровья были вывезены. Но, по разным данным, там осталось порядка 20 тыс. тонн этих боеприпасов. Утилизировать их в самой ПМР не представлялось возможным с технической точки зрения. Это заставило создать из остатков 14-й армии упомянутую ограниченную группу, в обязанности которой вошла охрана остававшихся боеприпасов, что до сих пор вызывает раздражение у различных антироссийских и унионистских сил как в Молдавии, так и Румынии.

Обращает на себя внимание и то, что М.Санду, ставшая 15 ноября 2020 года по итогам второго тура президентских выборов Президентом Молдовы, первые свои заявления в новом качестве сделала именно о выводе российских войск с территории Приднестровья. И сделала, как представляется, не без учета позиции Румынии. Новая правящая верхушка Молдовы рассчитывает на поддержку последней, ибо ее собственная армия для проведения подобной операции слишком слаба, а вот у Румынии для этого есть определенные ресурсы, которые многократно усиливаются в рамках нахождения Румынии в составе НАТО. И, конечно, определенную помощь по принуждению в этом направлении может оказать, как надеются в Кишиневе, соседняя Украина, хотя, если учесть нынешнее состояние российско-украинских отношений, совершенно непонятно каким образом. Что касается руководства непризнанной ПМР, то ее Президент В.Красносельский неоднократно заявлял, что он против вывода ОГРВ с территории Приднестровья22

Усиление молдавско-румынского взаимодействия в период президентства М.Санду

Новый Президент Молдовы - Майя Григорьевна Санду, являющаяся лидером партии «Действие и солидарность» (Partidul Acțiune și Solidaritate, PAS), которая во втором туре голосования, состоявшемся 15 ноября прошлого года, получила 57,7% голосов избирателей23. Активно кандидатуру Санду поддерживала Румыния и непосредственно ее Президент Клаус Йоханнис. Некоторые наблюдатели даже утверждали, что она настроена более прорумынски, нежели промолдавски.

Ее биография достаточно характерна. М.Санду родилась в 1972 году в небольшом селе Рисипень Фалештского района, который находится на северо-западе Молдавии, вблизи румынской границы. По окончании кишиневской Академии экономического образования РМ начала встраиваться в западные/американские структуры. В 2010 году окончила Школу управления им. Джона Ф.Кеннеди в Гарвардском университете, а потом некоторое время исполняла обязанности советника директора Всемирного банка в Вашингтоне. В 2012 году М.Санду вернулась в РМ, где практически сразу же заняла пост министра образования в правительстве, которое было сформировано из представителей стоящей на крайне антироссийских позициях Либерально-демократической партии Молдовы.

Через три года М.Санду занялась собственной общественно- политической деятельностью, создав партию «Сделай шаг с Майей Санду», чуть позже переименованную в «Действие и солидарность». От этой партии в 2016 году Санду баллотировалась на пост президента Молдовы, но проиграла выборы Игорю Додону. В период его президентства в 2019 году Санду около полугода возглавляла правительство республики. Она никогда не была замужем, у нее нет детей, зато владеет румынским, русским, английским и испанским языками. Обладает, кроме молдавского, еще и румынским гражданством24

24 декабря 2020 года М.Санду официально вступила в должность президента РМ. Примечательно участие на официальной церемонии присяги Президента Румынии К.Йоханниса, что лишний раз обозначило прорумынский вектор внешней политики РМ при ее новом президенте. Тем более что и от своего румынского гражданства М.Санду отказываться явно не собирается. Таким образом, ситуация в Молдове сложилась достаточно уникальная: во главе суверенного государства находится гражданин другой страны.

Да и сам К.Йоханнис в Кишинев приезжал неоднократно. Впервые он посетил республику в 2014 году как один из лидеров румынской Национально-либеральной партии, чтобы поддержать своих единомышленников - проевропейскую и прорумынскую Либерально-демократическую партию Молдовы - на парламентских выборах. Сделал он это даже несмотря на то, что лидер последней, Владимир Филат, в период 2009-2013 годов - премьер правительства РМ, был обвинен в коррупции, осужден и находился в заключении. Отказываться от поддержки ценностей европейской интеграции Молдавии в Румынии явно не собирались. И в 2015 году Йоханнис нанес визит в Молдову уже в качестве Президента Румынии. А в 2020 году он открыто выступил в поддержку М.Санду на президентских выборах25

Но полностью поставить под контроль органы власти в Молдове М.Санду не удалось - она добилась отставки правительства И.Кику, сформированное в период президентства И.Додона, однако новым главой кабинета министров стал А.Чокой, который был советником И.Додона по внешней политике и не считается близким ей человеком.

Нельзя не учитывать и экономические последствия возможной интеграции Румынии и Молдавии. Даже если предположить, что две страны объединятся (пока это выглядит только как гипотеза или даже фантазия), то возникает вопрос: насколько румынская экономика сможет взаимодействовать с экономикой Молдавии, смогут ли эти две сельскохозяйственные страны выжить в рамках жестких квот на сельхозпродукцию, которые существуют в рамках Европейского союза? Да и маловероятно, что эти квоты Молдавия, которая станет прямым сельскохозяйственным конкурентом Румынии, вообще получит в обозримой перспективе.

Вероятнее всего здесь, при потворстве нынешних властей в Кишиневе, произойдет следующее: массовый отток населения из Молдавии в Румынию и далее в ЕС, что уже и сейчас имеет место и что окончательно разрушит демографическую ситуацию в РМ. Нельзя исключить и тот факт, что молдавские предприятия будут массово и за бесценок скупаться европейскими/румынскими компаниями, а молдавская банковская система будет поглощена европейскими/румынскими банками, особенно в свете предстоящего перехода Румынии в 2024 году на евро. И при всем при этом, безусловно, произойдет значительное удорожание энергоресурсов, которые придется закупать не в России, а в ЕС, где цены на них значительно выше российских.

В августе 2021 года Молдавия, как и все республики бывшего СССР, отметила 30-летие своей независимости. Б.Ельцин до такой эпохальной даты не дожил, но вот Л.Кравчук и С.Шушкевич, два здравствующих ныне подписанта Беловежских соглашений, наверняка торжественно отметили этот юбилей. Предвосхищая такую «славную» дату, Румыния активизировала свою политику в Молдавии, приступив к широкой выдаче румынских паспортов, а весь этот процесс в Бухаресте называют «восстановлением гражданства». М.Санду, в свою очередь, именует молдаван не иначе как «бессарабцами». Кроме того, власти Румынии усиленно пытаются создать прорумынское большинство во всех ветвях власти РМ. На официальном уровне озвучивается идея референдума о «воссоединении» Молдовы и Румынии26.

На встрече с Президентом Румынии К.Йоханнисом в конце декабря 2020 года М.Санду прямо заявила, что именно с помощью Румынии Молдавия будет осуществлять интеграцию в европейское ценностное и экономическое пространство. Именно Румыния, с точки зрения молдавского президента, позволила стране действенно бороться с коронавирусом, а обе страны связывают общий язык, история и культура. Кстати, вскоре после инаугурации гражданки Румынии М.Санду в качестве Президента Молдавии язык официального сайта Президента РМ был заменен на румынский27

 

Процесс интеграции Румынии и Молдовы в период президентства М.Санду пошел ускоренными темпами. Но остаются сомнения, что в ближайшем будущем обе страны объединятся. Причина этого кроется прежде всего в экономической несостоятельности самой Румынии, слабости ее экономики и того незначительного места, которое она занимает в иерархии ЕС. Нельзя, правда, забывать и о другом: страны Запада, и прежде всего США, Германия и Франция, пытаются активно влиять на маленькую, но имеющую большую стратегическую ценность с точки зрения географического расположения Молдову. Социально-экономическая составляющая, условия жизни и благосостояние граждан РМ отодвигаются на задний план. Коллективный Запад приложит все силы, чтобы способствовать повторению здесь некоего подобия украинского сценария, что должно будет привести к максимальному отрыву этой страны и от России, и от СНГ. Разыгрыванию в данном контексте румынской карты явно придается не последняя роль.

 

 

1Иванов В. Как Хаджибей стал Одессой // https://histrf.ru/biblioteka/b/kak-khadzhibiei-stal-odiessoi (дата обращения: 21.02.2021).

2Геополитическое значение Румынии // https://regnum.ru/news/innovatio/2699603.html (дата обращения: 22.02.2021).

3Макаров В. Молдавии с «Великой Румынией» - не по пути // https://e-news.su/mnenie-i-analitika/363416-moldavii-s-velikoy-rumyniey-ne-po-puti.html (дата обращения: 25.02.2021).

4Иваненко И. Аннексия Бессарабии. Как Румыния прибрала к рукам российскую губернию // https://ukraina.ru/history/20200130/1026499536.html (дата обращения: 22.02.2021).

5Русско-румынское соглашение об очищении Румынией Бессарабии. Электронная библиотека исторических документов // http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/108953-russko-rumynskoe-soglashenie-ob-ochischenii-ru-myniey-bessarabii-5-9-marta-1918-g#mode/inspect/page/1/zoom/4 (дата обращения: 22.02.2021). Терминология того времени имела свою специфику, и под термином «очищение» подразумевался вывод румынских войск с территории Бессарабии.

6Иваненко И. Как Румыния согласилась на принадлежность Бессарабии Российской Федерации и признала Одесскую республику // https://ukraina.ru/history/20200305/1026934439.html (дата обращения: 23.02.2021).

7Галущенко О.С. Население Молдавской АССР (1924-1940 гг.). Кишинев: Тип. Акад. наук, 2001. С. 5.

8См. подробнее: Малышев Д. Приднестровский конфликт и вопросы урегулирования // Международная жизнь. 2020. №9. С. 58-71. 

9Тодуа З. Битва за Молдову. Государственники и унионисты ХХ-ХХ1 вв. Кишинев: Б.и, Foxtrot, 2013. C. 35.

10См., напр.: Нойкирх К. Республика Молдова между унионизмом, молдавинизмом и национализмом // Национализм в поздне- и посткоммунистической Европе. Т. 2. Под общ. ред. Э.Яна. М.: РОССПЭН, 2010. С. 167.

11Молдавия: как пишут учебники истории // https://www.bbc.com/russian/international/2013/10/131028_history_textbook_moldova (дата обращения: 24.02.2021).

12Конституция Республики Молдова // https://www.wipo.int/edocs/lexdocs/laws/ru/md/md046ru.pdf (дата обращения: 24.02.2021).

13Молдавия не войдет в состав Румынии ради вступления в ЕС // https://www.rbc.ru/politics/30/08/2006/5703bc9a9a7947afa08ca90c (дата обращения: 24.02.2021).

14Национальная стратегия развития «Молдова-2030» обсуждалась на заседании правительства // https://gov.md/ru/content/nacionalnaya-strategiya-razvitiya-moldova-2030-obsuzhdalas-na-zasedanii-v-pravitelstve (дата обращения: 20.02.2021).

15Кушко А. Политика памяти и историческая политика в постсоветской Молдове // Историческая политика в XXI веке: Сб. статей / Науч. ред. А.Миллер, М.Липман. М.: Новое литературное обозрение. C. 256-291, 271.

16Степанов В.П. Этнополитическое конструирование гражданской идентичности на двух берегах Днестра (1989-2014 гг.). М.; Тирасполь: РИСИ; ПГУ им. Т.Г.Шевченко, 2015. С. 158.

17Правительство Республики Молдова // https://gov.md/ru/link-type/ministere (дата обращения: 26.02.2021).

18Экс-президент Румынии Бэсеску получил гражданство Молдавии // https://ria.ru/20160609/1445061355.html (дата обращения: 27.02.2021).

19Унионисты Молдовы «отрабатывают» румынские гранты // https://www.fondsk.ru/news/2020/06/09/unionisty-moldovy-otrabatyvajut-rumynskie-granty-51089.html?print (дата обращения: 28.02.2021).

20Подробнее см.: Малышев Д. Указ. соч.

21Актуальные аспекты безопасности: опыт миротворчества на Днестре / Под общ. ред. В.В.Игнатьева (на русск. и англ. яз.). Тирасполь, 2017. 472 с. // http://mfa-pmr.org/ru/node/6768 (дата обращения: 02.03.2021).

22Киев поможет Санду вывести войска России из Приднестровья // https://www.ng.ru/cis/2020-12-08/1_8034_transnistria.html?print=Y (дата обращения: 03.03.2021).

23Санду победила на выборах президента Молдовы с 57,75% голосов // https://point.md/ru/novosti/politika/sandu-pobedila-na-vyborakh-prezidenta-moldovy-s-57-75-golosov (дата обращения: 05.03.2021).

24Новый президент Молдавии. 10 фактов о Майе Санду // https://www.rbc.ru/politics/16/11/2020/5fb239559a7947551f2d065c?from=from_main_6 (дата обращения: 06.03.2021).

25Исаев А. Президент президента, Или переименуют ли Кишинев в Йоханнесбург // https://m.ru.sputnik.md/columnists/20201229/
33075834/prezident-prezidenta-ili-pereimenuyut-li-kishinev-v-johannisburg.html?mobile_return=no (дата обращения: 07.03.2021).

26Придется ли Молдове отмечать 35-летие независимости? // https://www.fondsk.ru/news/2021/03/03/pridetsja-li-moldove-otmechat-35-letie-nezavisimosti-53065.html?print (дата обращения: 08.03.2021).

27Președinția Republicii Moldova // https://www.presedinte.md/rom (дата обращения: 09.03.2021).