Спустя несколько недель после моего приезда в Россию в качестве посла я отправился в Калининград. Было волнительно впервые оказаться на могиле Иммануила Канта, великого философа, который жил в тогдашнем Кёнигсберге. Его идеи до сих пор оказывают влияние на всех в Европе и далеко за ее пределами, при этом связывая нас.

Я вспомнил его девиз эпохи Просвещения: «Имей мужество пользоваться собственным умом!» И еще: «Я могу, потому что хочу того, что должен!»

Вместе эти два постулата формируют нашу крепкую европейскую традицию: люди - причем каждый человек, - будучи ценными, свободно мыслящими, информированными, самостоятельными в своих действиях гражданами, не встречая препятствий, вступают друг с другом в дискуссию и, таким образом, влияют на принятие общественных и политических решений и могут их принимать сами. В итоге это не что иное, как работающая демократия, которая действует на основе знаний.

При этом одной из самых сильных сторон Европы является развитие науки как пространства свободы и познания, где обмен мнениями не просто приемлем, но считается необходимым и поощряется.

Если в эпоху Просвещения науку было необходимо освобождать прежде всего от религиозных и сословных догм, то сегодня, в нашей цифровой и взаимосвязанной реальности, перед нами стоят совершенно иного рода вызовы. Сложилась, по сути, парадоксальная ситуация: с одной стороны, невиданный прежде объем непосредственно и повсеместно доступных сведений и фактов, дающих миру возможность делиться знаниями в кратчайшие сроки и использовать их ради взаимного всеобщего блага. В то же время эта данность уязвима из-за распространения в столь же невиданных объемах и со столь же невиданной скоростью намеренной дезинформации, почти неотличимых от правды фейковых новостей, атак в киберпространстве и открытой и скрытой цензуры.

Главные элементы германской научной политики

Германская научная политика сегодня преследует две основные цели: защита свободы научной деятельности и развитие науки как одного из главных условий для демократических решений и действий.

При этом международные аспекты играют весьма существенную роль, ведь в условиях глобализации возрастает значение международного взаимодействия: речь идет об интернационализации Германии как научной и образовательной площадки, а также о создании международных сетей между учеными и научными учреждениями.

Причина этого очевидна и, по существу, признается всеми, даже если политики в некоторых странах пытаются убедить собственное население в ином. Ни одна из ключевых проблем нашего времени не может быть решена в одиночку на национальном уровне. Это касается и самых крупных, самых богатых, самых развитых, наделенных самыми большими сырьевыми ресурсами или обладающих самой большой военной мощью стран. В области здравоохранения мы видим это на примере пандемии COVID-19, в отношении темпов изменения климата - это ощутимые последствия глобального потепления, кризисные ситуации и бедность проявляются в миграционных потоках, а сообщения о хакерских атаках и киберпреступности сигнализируют о срочной необходимости наведения надежного порядка в киберпространстве.

Глобальные проблемы можно решить только на глобальном уровне. Для этого требуются действия, выходящие за пределы стран и континентов, и готовность к таким действиям. А для этого, в свою очередь, необходимы общемировое стремление к познанию и глобальный научный обмен.

Поэтому ключевая задача германской научной дипломатии состоит в том, чтобы выступать за политическую модель, основывающуюся на науке и доказательности, осознавая свою ответственность за свободу науки, мобильность и многосторонний подход. И эта ответственность в определенном смысле уходит корнями в европейские традиции эпохи Просвещения.

Нет сомнений, что политика, нацеленная на достижение национальных или региональных выгод, может кратковременно и в области науки принести успехи, выглядеть убедительно в глазах собственного населения. Однако в среднесрочной и долгосрочной перспективе это замедлит достижение насущно необходимых, всеобщих позитивных результатов, а может быть, и поставит под сомнение их достижение из-за потери времени. Мы должны противодействовать таким попыткам рисковать нашим будущим и будущим наших детей.

Таким образом, ответственная научная дипломатия предполагает учить людей дальновидности, делать ставку на международное взаимопонимание и в этом смысле способствовать основанному на знаниях многостороннему подходу при соблюдении правил, на которые могут положиться все.

Хотелось бы, чтобы этот путь - возможно, более трудный, однако предполагающий доверительное отношение к совместному процессу научного познания - утвердился и на внутригосударственном уровне. Ведь не только пандемия COVID-19 демонстрирует, что доверие к политическим решениям и убедительность правительств в глазах населения отчетливее проявляются именно там, где соблюдаются принципы политики, основанной на знаниях.

Универсальный язык науки

Наука является синонимом доказательности. Лишь последняя делает информацию научной и наделяет ее свойством надежности. А это требует ясности критериев, их языка. В этом смысле научность придает политическим решениям прозрачность и особую легитимность.

Расширению легитимности способствует и тесный обмен науки и политики с гражданским обществом. Поэтому особая цель германской научной дипломатии заключается в том, чтобы синергия внешней политики, науки, citizen science и научной коммуникации с активным гражданским обществом укоренилась в долгосрочных международных процессах. Это способствует развитию международных научных отношений, впитывающих в себя максимум опыта и активизирующих обмен им на самых разных уровнях, со всем многообразием акцентов и импульсов, что всегда преследует конечную цель обогащения знаниями. Следствием этого является внешняя политика, встроенная во взаимодействие в научной среде, причем она использует и воспринимает всерьез консультации со стороны научного сообщества.

На интернациональном уровне это способствует укреплению международных отношений как таковых. Ведь язык науки во всем мире един. 4+4 во всем мире равняется восьми. Изучение технических дисциплин в Ахене дает примерно те же знания, что и в Новосибирске. Неспроста медики, независимо от того, в какой стране они учились, могут работать практически в любой точке мира. Научное сотрудничество, если оно формируется при многообразии задействованных в нем игроков, может способствовать сближению в ситуациях, когда политические отношения складываются непросто, может наводить мосты между разными странами на общественном уровне и помогать избавляться от стен, созданных эгоизмом национального подхода.

Вклад Германии в свободную международную науку

Как конкретно действует германская научная дипломатия? Поскольку Германия - страна с богатыми научными традициями и успешная научная площадка, весь наш опыт и видение будущего определяют главную ценность, вокруг которой строится все остальное: свобода ученого - и тем самым свобода науки - является для нас необходимой предпосылкой научных успехов. Сужение перспективы уводит от этой цели.

Таким образом, наша научная дипломатия служит делу всемирной научной свободы и обмена, свободного от идеологических установок.

Конкретно это происходит путем институциональной и финансовой поддержки отдельных ученых, научных учреждений и программ, обмена студентами и учеными, а также значительных фундаментальных научных исследований, укрепления научной коммуникации и трансфера знаний между наукой, обществом и внешней политикой, причем как на национальном, так и на международном уровнях. Последнему способствует облегчение поездок и визовых формальностей.

Международная политика на основе научных фактов

Германская научная политика не наивна. Передовая научная и исследовательская деятельность, развивающаяся в свободном обществе, является целью и легкой мишенью для научного шпионажа и гибридных атак, представляющих собой «мягкие» элементы общей агрессии. Нехватка регулирующих и санкционных механизмов в глобальном киберпространстве усугубляет положение.

Поэтому очевидно, что наш принцип открытости и свободы в этой ключевой сфере общегосударственного прогресса не потворствует злоупотреблениям. Противодействие им осуществляется посредством соответствующих мер безопасности и усиленной защиты учреждений и данных, чувствительных санкций в случае незаконных атак, но в то же время и посредством целенаправленной, научно обоснованной собственной информационной культуры. При этом лучшими средствами для борьбы с дезинформацией и полуправдой являются их быстрое разоблачение благодаря прозрачной информационной политике, подкрепленная фактами аргументация и открытые, многообразные коммуникационные пространства, а также содействие уверенных в своих силах, независимых научных журналистов.

Как наука преодолевает границы

60 лет назад советская наука торжествовала в связи с грандиозным успехом, которым восхищался весь мир: Юрий Гагарин стал первым человеком, который совершил орбитальный полет на космическом корабле и смог увидеть Землю из космоса. Гагарин сказал, «как прекрасна» наша планета. То, что он тогда увидел, не было разделено государственными границами; он сам преодолел границу между Землей и космосом, и в определенном смысле он преодолел и «железный занавес» между Востоком и Западом. Ведь везде, где Гагарин выступал после своего полета, по эту или по ту сторону «железного занавеса», казалось, что люди на время забывали о жестких идеологических противоречиях.

Это символизирует силу и потенциал науки, позволяющие ей транслировать основанные на законах природы и поэтому одинаково верные для всех знания и истины, тем самым способствуя взаимопониманию между странами и народами, в том числе и перед лицом значительных политических разногласий. Из космоса можно по-новому взглянуть на многие забуксовавшие земные конфликты точно так же, как и при изучении нашей природы под микроскопом. С точки зрения науки становится ощутимо, понятно и объяснимо, что человечество на «такой прекрасной» планете в поиске и обмене знаниями гораздо больше связывает, чем разделяет.

Что это значит для научной дипломатии? Наука, если ею заниматься свободно, без принуждений и препятствий, объединяет уже самим фактом своей равнозначности для всех, вне зависимости от общественных и политических структур. В свою очередь, общие научные исследования, проводимые невзирая на государственные границы, сближают людей самого разного происхождения и позволяют им вместе черпать знания. Это дает также возможность полнее узнавать и изучать друг друга, лучше понимать другие, возможно, поначалу представляющиеся чуждыми взгляды на вещи. Так возникает совокупность больших и малых, но неизменно значимых вкладов во взаимопонимание, суммарный эффект которых в урегулирование конфликтов не стоит недооценивать.

Научная дипломатия имеет перспективное, объединяющее и примиряющее свойства.

Наука как связующий элемент в германо-российских взаимоотношениях

Максим Горький называл науку «разумом мира». Антон Чехов в одном из своих рассказов писал: «Испуская последний вздох, я все-таки буду верить, что наука - самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, что она всегда была и будет высшим проявлением любви». Иоганн Вольфганг Гёте утверждал: «Человек должен непоколебимо верить, что непостижимое постижимо, иначе он ничего не сможет исследовать».

Особое место, которое наука занимает в интеллектуальной истории наших стран, является столь же особым связующим элементом между ними.

Взаимоотношения между Россией и Германией в области образования и науки имеют давнюю историю. Есть огромное количество примеров взаимного интеллектуального обогащения - будь то обмен взглядами русских ученых с универсалистом Гумбольдтом или влияние Достоевского на мыслителей и исследователей в немецкоязычном мире.

Однако решающее значение имеет то, что обмен в области науки и образования характеризует и наши современные отношения. Надеюсь, атмосфера совместной научной деятельности останется неизменно безоблачной и впредь, ведь ценность обмена в области образования и науки сама по себе является инвестицией в будущее, и этой ценностью рисковать нельзя.

Нынешние цифры, если абстрагироваться от периода пандемии, которая, надеюсь, вскоре будет преодолена, впечатляют: из всех молодых россиян, желающих получить высшее образование за рубежом, 25% выбирают Германию. И этому способствуют многочисленные стипендиальные программы германских учреждений. В 2019 году около 14 тыс. российских студентов и исследователей получили те или иные гранты и стипендии в Германии, из них 3800 человек - по линии Германской службы академических обменов (DAAD). Таким образом, Германия занимает первое место среди стран, где хотят учиться молодые россияне. И, наоборот, Германия по-прежнему входит в число тех стран, из которых больше всего студентов приезжает учиться в Россию.

Около 1 тыс. партнерских связей между германскими и российскими вузами образуют тесную сеть, многие германские организации связаны с российскими партнерами в международных научных сетевых структурах и работают в России. Так, по линии Германской службы академических обменов в России задействованы два преподавателя на долгосрочной основе, 30 лекторов и четыре языковых ассистента DAAD из Германии.

Успешным примером является Германский дом науки и инноваций в Москве, который консолидированно представляет здесь Германию как исследовательскую и инновационную площадку по всему спектру деятельности и тем самым весьма компетентно на месте способствует созданию партнерских связей и предоставляет для этого возможности.

Тот факт, что такая взаимосвязь между представителями германской и российской науки является солидной и прочной, основывается не столько на политических желаниях или директивах, сколько на доверии и опыте, которые сформировались в результате десятилетий - или даже в нашем случае веков - совместной деятельности, встреч, проектов, общих успехов, может быть, даже общих проб и ошибок. Все это возможно благодаря деятельности ученых, институтов, преподавателей, стремящихся и проявляющих волю к хорошим результатам и знающих, что это обогащает международный обмен, в том числе предоставляя общие шансы в научно-исследовательской конкуренции, которая приобретает все более глобальный масштаб.

Это большая ценность в германо-российских отношениях, а также европейской общности в целом. Политикам необходимо создать для этого адекватные условия, способствующие достижению прогресса. При этом важно доверие к людям, работающим в образовании и науке, в том числе в их научных взаимоотношениях через границы при осознании того, что значение международного обмена свободной науки в глобализованной реальности нашего настоящего и будущего будет продолжать расти.

Поэтому при том убеждении, что это ценное взаимодействие необходимо сохранить, некоторые аспекты нынешних дискуссий, законопроектов и документов здесь, в России, вызывают озабоченность у многих из тех, кто активно стремится к развитию международного сотрудничества в области образования и науки. Появляются директивы, преследующие тенденции на сужение пространства свободы, затруднение международных контактов людям и организациям, продвигающим образование и науку. Эти тенденции создают впечатление, что международное взаимодействие воспринимается скорее с позиций скепсиса, направленного на борьбу с влияниями, чем вызывает желание оказывать ему благосклонную поддержку. Такая ситуация не способствовала бы развертыванию и полному использованию потенциала энтузиастов, как это было до сих пор, а с большей вероятностью тормозила бы шансы и темпы собственного прогресса в нашей реальности, для которой характерны интенсивные взаимосвязи, - такие опасения относительно возможного сценария, в том числе и с точки зрения последствий для сотрудничества, разделяют германские партнеры.

В то же время мы совсем недавно на двустороннем уровне как раз отчетливо сигнализировали о том, что у нас общий взгляд на будущее в области образовательно-научной политики: Германо-Российский год научно-образовательных партнерств 2018-2020 под патронатом министров иностранных дел двух стран не просто подвел итоги. Более 120 двусторонних мероприятий, в ходе которых обсуждались и намечались новые основные направления сотрудничества, расставили акценты на будущее. Точно так же, как и проходящий в настоящее время Германо-Российский тематический год 2021-2022, посвященный сочетанию экономики и устойчивого развития, призван придать новые импульсы, в том числе и в конкретных областях науки и образования.

Посольства на службе научных контактов

Каким же может быть подход дипломатического представительства к реализации этих многогранных целей современной научной дипломатии, какой конкретный вклад оно может внести?

Уже многие годы Правительство Федеративной Республики Германия расширяет инструментарий специализированных сотрудников посольств, занимающихся вопросами науки, в том числе и здесь, в Москве. Это позволяет на местах работать компетентно, сокращать путь при установлении контактов или поддержке проектов сотрудничества, без потери времени получать информацию из компетентных источников и организовать контактный центр для многочисленных участников процесса научно-образовательного сотрудничества. Это особенно важно для такой страны, как Германия, которая в своей научно-образовательной политике открывает простор для многообразия, уверенно и логично делает ставку на посредников, в том числе и в научно-образовательных аспектах своих внешних связей, и на многообразие непосредственных встреч и проектов сотрудничества в профессиональных кругах.

А сотрудники отделов науки также рассказывают о Германии как о площадке для научных исследований, становясь ее личными представителями. То есть задача заключается в создании сетей контактов в стране пребывания и улучшении взаимосвязей между германскими и иностранными, в данном случае российскими, учеными и институтами. А также в том, чтобы иметь в посольстве компетентных сотрудников, располагающих временем для присутствия на встречах экспертных сообществ, участия в визитах в вузы и научно-исследовательские учреждения, выступления с докладами и проведения мероприятий, например специальных научных форумов, либо сопровождения или курирования крупных долгосрочных программ, таких как исключительно амбициозная германо-российская «Дорожная карта» сотрудничества в области образования, научных исследований и инноваций», включающая в себя весь спектр научного взаимодействия - от поддержки молодых кадров до передовых наукоемких исследований.

Кроме того, эти специалисты курируют тематические поездки и визиты в Германию, куда входят прежде всего образовательная и научно-исследовательская сферы, а также предлагаются избранным участникам специально ориентированные на их потребности программы, позволяющие им собственными глазами создать аутентичное, актуальное и дифференцированное представление о Германии, о нашем научно-образовательном пространстве, завязать контакты, в итоге способствующие созданию будущих партнерских связей.

Актуальные проекты германо-российского сотрудничества

Стратегическая глубина и большое количество амбициозных, отчасти поддерживаемых серьезным финансированием проектов германо-российского сотрудничества впечатляют. Вот лишь несколько примеров:

• В космосе ученые из Германии и России уже десятилетиями занимаются экспериментами на Международной космической станции (МКС) в условиях невесомости. Осенью 2021 года германский астронавт Европейского космического агентства (ЕКА) Маттиас Маурер полетит на МКС. Его подготовка к полету будет проходить в том числе и в России. Все это - примеры научной деятельности, которую в наше время уже невозможно представить себе исключительно на национальном уровне.

• В Тункинской котловине, недалеко от озера Байкал, германские и российские астрофизики в рамках крупного проекта обсерватории TAIGA совместно исследуют Вселенную.

• В проекте ICARUS германские и российские ученые из космоса исследуют миграционные передвижения животных с помощью микрометок. Настоящей научной революцией стало исследование космоса с помощью запущенного вместе с Россией германского рентгеновского телескопа eROSITA.

• Символично сотрудничество в Арктике, приковывающее к себе внимание широкой международной общественности. Германия и Россия вместе с партнерами из 17 стран сотрудничают в рамках одногодичной экспедиции MOSAiC (Multidisciplinary drifting Observatory for the Study of Arctic Climate), принесшей по итогам совместных разработок исключительно впечатляющие знания в вопросах политики защиты климата, которые теперь предстоит совместно проанализировать. Это стало весьма важным вкладом в решение эпохальной задачи будущего - поиск отвечающих всеобщим интересам решений в вопросах изменения климата.

• На исследовательской установке European XFEL в Гамбурге ученые из 12 стран, включая Россию, используют интенсивные вспышки лазерного рентгеновского излучения для довольно сложных экспериментов.

• В области многочисленных программ студенческих обменов: студенты Германо-Российского института новых технологий (ГРИНТ) в Казани регулярно проводят семестр по обмену в Германии.

Отрадным и вселяющим оптимизм является тот факт, что в конкурсе на премию за особенно удачные инновационные инициативы, присуждаемую Федеральным министерством образования и научных исследований Германии, одним из трех финалистов, отобранных по всему миру, является германо-российский проект «Вместе за лучший климат - Активная научная дипломатия с Россией - МОСТ».

Наука как двигатель для экономики и общества

Ежегодно в Берлине в рамках Берлинской недели науки проходит конференция «Falling Walls». Молодые научные таланты, в том числе из России, успешно прошедшие предварительный отбор у себя на родине, собираются и своими совместными научными подходами в самом прямом смысле слова пробивают стены. Это тоже является впечатляющим примером современной научной дипломатии: наука со своими инновационными идеями встречается с экономикой, политикой, средствами массовой информации и культурой. Обсуждаются тенденции, шансы и решения в ответ на глобальные вызовы времени, широкой публике представляются сложные научные взаимосвязи, и в конце концов это вдохновляет людей самой разной специализации на то, чтобы вместе интенсивно работать ради всеобщих интересов.

Стремление к инновациям и новаторская мощь науки, имеющей возможность развернуть свой потенциал свободно и невзирая на границы, идут на пользу политике и экономике - как на национальном, так и международном уровнях. Обмен, а зачастую и работа рука об руку, протекают интенсивно: например, концерн «Siemens», ведущий бизнес и обладающий сетью филиалов по всему миру, имеет собственные исследовательские лаборатории, в том числе в Санкт-Петербургском государственном университете и на базе ГРИНТ в Казани. «Bosch» сотрудничает с Российской академией наук, в альянсе университетов SAP представлено более 50 российских высших учебных заведений.

Европейская комиссия совсем недавно вместе с Федеральным министерством экономики и энергетики и Федеральным министерством транспорта и цифровой инфраструктуры Германии приняли решение бесплатно предоставить данные системы «Copernicus», то есть целого флота европейских спутников, ведущих наблюдения за Землей, это имеет исключительно большое значение в том числе для защиты климата и окружающей среды, так как существенно облегчает, в частности, молодым компаниям первые шаги в соответствующей деятельности.

«Звездное небо надо мной и моральный закон во мне»

Наука сама по себе не имеет границ и приносит наиболее заметные успехи там, где она сталкивается с минимумом границ, где существует доверие к ее стремлению к прогрессу и тем самым - к ее собственной моральной силе.

Особенно в наших реалиях глобализации она способна связывать людей за пределами своей сферы деятельности, так как она по своей сути открыта, любознательна, заинтересована, вовлекает в себя людей и не только способствует международному обмену, но и нуждается в нем. При этом она пользуется универсальным языком получения знаний.

В поиске истины нашего существования каждое приобретенное знание накладывает и ответственность на тех, кто его использует.

Это предъявляет особые требования и к сегодняшней, современной научной дипломатии, что возвращает меня вновь к Иммануилу Канту. Нравственный императив И.Канта гласит: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Во время поездки в Калининград мне довелось участвовать в дискуссии в университете, который сегодня носит имя И.Канта. Студенты там, как и в других российских университетах, - это поколение, живущее в условиях тесных контактов и желающее участвовать в постоянном обмене через любые границы стран и континентов. От их вопросов и комментариев мне становилось все более очевидно, насколько глубоко нас по-прежнему связывает общее европейское мышление, на которое в значительной мере повлиял в том числе и И.Кант: делиться мыслями, задавать вопросы, смело пользоваться собственным разумом, основывать свои решения на знании и познании, при этом оставаясь открытыми, слушая и анализируя, - невзирая ни на какие границы.

Особенно последнее сейчас важно, как никогда ранее. Для этого нам требуется сильная научная дипломатия.