Высокий темп и уровень развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) трансформировали не только окружающее человека пространство, сделав его безграничным, но также изменили современную систему международных отношений.

Арена геополитического противостояния переместилась в сферу ИКТ. Цифровые технологии и ресурсы постепенно сравниваются по значению с геополитическими факторами и военно-политической мощью государств. По этой причине любое, даже самое небольшое, но обладающее современными кибертехнологиями государство способно стать крупным игроком глобального цифрового пространства. Сегодня именно уровень развития ИКТ определяет статус государства на международной арене и является важным фактором для роста национальной экономики.

Взрывное развитие кибертехнологий подталкивает к приобретению стратегических преимуществ. Стратегическая стабильность обеспечивается уже не столько военным, сколько технологическим паритетом основных акторов международных отношений.

При всех существующих различиях в уровнях национальной мощи и влияния три страны мира - Российская Федерация, Китайская Народная Республика, Соединенные Штаты Америки - важнейшие глобальные игроки в политической и военной областях. И Москва, и Пекин выступают против глобального доминирования Вашингтона, в том числе в цифровом пространстве.

ИКТ становятся стратегической линией американо-китайского противостояния. Китай стремится к технологической независимости и старается сократить имеющееся отставание от США. У Вашингтона вызывает тревогу создающий собственные цифровые технологии и претендующий на роль мирового технологического лидера Пекин, который по уровню развития некоторых новых гражданских сетевых технологий, таких, например, как 5G, уже опережает американские аналоги. Проявленный интерес к технологиям 5G со стороны Евросоюза - американского стратегического партнера лишь усиливает эту обеспокоенность и как следствие активизирует действия США по ведению против Китая широкомасштабной торгово-экономической войны, проникающей и в сферу регулирования технологических стандартов.

Евросоюз, хотя и является ключевым союзником и партнером США, явно не склонен глубоко погрязать в конфронтации между ними и КНР, поскольку она чревата утратой китайского рынка и взаимовыгодных европейско-китайских связей.

По всей видимости, острота американо-китайского противостояния, которое приобретает фундаментальный характер, будет только нарастать и станет одним из ключевых факторов международных отношений в XXI веке.

Следствием нарастания политической и технологической конкуренции между США и КНР является появление новых стандартов и решений, разработанных в Поднебесной, которые далеко не всегда встречают одобрение Запада. Такая ситуация, безусловно, влияет на лидирующие позиции Америки, лишив ее роли мирового технологического унификатора и ослабив мировые позиции ее высокотехнологических отраслей. Появление собственных технологических наработок в сфере ИКТ, наоборот, усилит позиции Китая.

Именно технологическое соперничество сталкивает сейчас США и Китай в рамках Международного союза электросвязи (МСЭ)1 - одной из старейших ныне действующих международных организаций, специализированного учреждения Организации Объединенных Наций в области ИКТ.

Союз осуществляет управление использованием частотного спектра и спутниковых орбит, утверждает технические стандарты, которые обеспечивают беспрепятственное взаимодействие сетей и технологий, направляет усилия на расширение доступа к ИКТ во всем мире, укрепляет международное сотрудничество в интересах развивающихся стран, включая развитие сетей электросвязи.

В условиях постоянного роста спроса на ограниченный природный ресурс «спектр/орбита» для наземных и космических систем приоритетным направлением работы МСЭ является разработка методов эффективного распределения радиочастотного спектра и правил его использования, а также технических основ функционирования радиосистем.

Проще говоря, развитие всех поколений мобильной связи, использование алгоритмов сжатия аудио- и видеозаписей или применение интернет-протоколов были бы невозможны без участия МСЭ.

В состав МСЭ входят 193 государства, а также порядка 700 ассоциированных членов из числа частных компаний, занимающихся вопросами электросвязи, а также научных учреждений и неправительственных организаций. По существу, МСЭ является уникальной платформой для глобального государственно-частного партнерства.

Высшим органом Союза является Полномочная конференция (ПК)2, которая проводится, как правило, один раз в четыре года и где могут участвовать все государства-члены. ПК принимает политические решения стратегического характера, поправки к уставу и конвенции, утверждает бюджет Союза. На конференции избираются старшие должностные лица Союза (генсекретарь, его заместитель, директора Бюро трех секторов), а также проходят выборы в Совет МСЭ и Радиорегламентарный комитет - структуры, определяющие основной вектор работы Союза на предстоящий четырехлетний период.

В 2018 году повторно были избраны генсекретарь Чжао Хоулинь (КНР), его заместитель М.Джонсон (Великобритания) и директор Бюро стандартизации электросвязи Чесуб Ли (Республика Корея). Директорами Бюро радиосвязи и Бюро развития электросвязи впервые избраны соответственно М.Маневич (Уругвай) и Д.Богдан-Мартин (США). Предельный период пребывания на каждой из выборных должностей в Секретариате МСЭ составляет восемь лет (не более двух сроков по четыре года).

В период между полномочными конференциями работой МСЭ руководит Совет3, состоящий из 48 государств-членов. Совет рассматривает широкий круг вопросов, связанных с реализацией стратегии Союза в постоянно меняющихся условиях развития электросвязи.

Генеральный секретариат, подчиняющийся напрямую генсекретарю и его заместителю, отвечает за организацию работы полномочных конференций, Всемирной конференции по международной электросвязи и Всемирного форума по политике в области электросвязи (проводятся по мере необходимости), Совета МСЭ, Форума «ТЕЛЕКОМ МСЭ» (глобальная платформа, объединяющая государственные учреждения и частные компании и созданная для ускоренного внедрения инноваций в сфере информационно-коммуникационных технологий), а также обслуживает рабочие группы Совета.

В настоящее время работа МСЭ по ключевым темам является крайне политизированной. Жаркие баталии обычно разворачиваются «на полях» Полномочной и секторальных конференций, сессий Совета и его рабочих групп. Камнем преткновения может являться, например, вопрос о том, включать в одну из резолюций упоминание об искусственном интеллекте или интернете вещей или не включать. Попросту говоря, коллективный Запад стремится всемерно ограничить функционал МСЭ и, соответственно, его авторитет и значимость.

Глобальная пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 оказала заметное влияние на деятельность Союза, изменив привычный уклад его работы. Начиная с февраля 2020 года практически прекратились проходящие по линии МСЭ очные мероприятия. Сессии Совета 2020 и 2021 годов были отменены, вместо них были проведены так называемые виртуальные сессии советников, показавшие крайне низкую эффективность подобной формы работы. Все важные вопросы, по которым возникали разногласия, были положены «под сукно» и пока остаются нерешенными. Порядка 150-180 годовых мероприятий МСЭ проводятся в настоящее время в онлайн-режиме, что существенно тормозит рассмотрение государствами-членами ряда вопросов по существу.

Сохраняющееся на сегодняшний день хрупкое равновесие, обеспеченное в значительной мере нынешним руководством МСЭ в лице генсекретаря Чжао Хоулиня, которому удалось избежать как революционных и болезненных преобразований, так и стагнации в работе органов Союза, может быть нарушено в самом недалеком будущем.

Не стоит недооценивать политическую составляющую в деятельности МСЭ, казалось бы, технической международной структуры.

Перефразируя известного европейского магната Н.Ротшильда, можно сказать: «Кто контролирует сферу ИКТ, тот контролирует мир».

Прямого участия в управлении Интернетом МСЭ не принимает. Союз играет значительную роль исключительно в техническом обеспечении сетей связи.

В условиях постоянного нарастания противоборства в цифровом пространстве США стремятся сохранить за собой возможность технологического доминирования и фактической монополии в области управления Интернетом.

В Тунисской программе (2005 г.) Всемирной встречи на высшем уровне по информационному обществу была поставлена задача равноправного участия государств в управлении Интернетом. Во исполнение этого решения при Совете МСЭ была создана соответствующая рабочая группа (РГС-Интернет). Таким образом, формально вопросы управления Сетью в стенах МСЭ обсуждаются. Однако деятельность группы не дает практических результатов, поскольку всячески блокируется США и их партнерами.

Ключевую роль в управлении Сетью играет интернет-корпорация по присвоению имен и номеров (ICANN). В настоящее время Интернет фактически монопольно контролируется Администрацией США, несмотря на то, что ICANN, на которую возложены функции управления Сетью, формально с 2009 года является некоммерческой организацией. ICANN подотчетна глобальному мультистейкхолдеровому сообществу, то есть никому, и фактически по-прежнему контролируется Администрацией США.

В рамках стратегического партнерства Россия и Китай последовательно выступают за интернационализацию управления глобальной сетью Интернет, повышение роли государств в этом процессе, а также за сохранение их суверенного права регулировать национальный сегмент Интернета.

Оптимальным вариантом могла бы стать передача прерогатив по управлению Интернетом в МСЭ, который имеет необходимую экспертизу в этих вопросах. Такая модальность противоречит принципиальным подходам США в части сохранения контроля над Сетью, следовательно имеет все шансы быть заблокированной ими.

Исходя из собственных интересов американцы стремятся взять под единоличный контроль деятельность МСЭ. Их соотечественница - директор Бюро развития электросвязи (БРЭ) Союза Д.Богдан-Мартин - выдвинута на пост генерального секретаря Союза (выборы состоятся на очередной Полномочной конференции Союза осенью 2022 г.). Ее победа будет означать, что все реальные рычаги влияния в сфере ИКТ сосредоточатся в руках США. И это может стать дополнительной угрозой для международной информационной безопасности (МИБ), нарушить и без того хрупкий баланс в данной сфере.

Даже занимая крайне деликатный в политическом плане пост директора БРЭ, американка имеет рычаги влияния на государства, взаимодействуя с ними через региональные офисы Союза и раздавая щедрые обещания развивающимся странам, например на Всемирной конференции по развитию электросвязи в 2017 году в Буэнос-Айресе, которые так и остались на бумаге.

Кардинально отличающийся взгляд на процесс управления МСЭ у российского кандидата на этот пост Р.Исмаилова. Профессионал с большим опытом работы на руководящих должностях в самых технологичных компаниях - «Эрикссон», «Нокиа», «Хуавей», бывший заместитель министра связи России (в 2014-2018 гг.), в настоящее время президент ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн»), он считает, что главное в сфере технологий - их человеческое начало.

Предвыборная программа Р.Исмаилова построена на том, что цифровая революция, сделавшая массовыми ранее дорогостоящие и сложные технологии, одновременно заложила огромный конфликтный потенциал. Главный вызов современности - адаптировать и гуманизировать современные технологии, примирить человека с новым цифровым миром.

МСЭ призван вернуть доверие к ИКТ, минимизировав кризисные процессы, связанные с их использованием. Необходимо признать, что целью технологического развития является не оно как таковое, а повышение качества и безопасности жизни людей. По мнению российского кандидата, Союз должен формировать равные возможности в области электросвязи и ИКТ, предотвращая рост экономического неравенства между странами. Усилия мирового сообщества, включая МСЭ, должны быть направлены на преодоление цифрового разрыва.

Для обеспечения стабильного, устойчивого и защищенного цифрового пространства одной из основных задач представляется еще более активное подключение МСЭ к многосторонним усилиям по МИБ. Каждый житель Земли к 2030 году должен иметь доступ к ИКТ и Интернету. Потенциал Союза следует использовать в области информационной безопасности, здравоохранения, создания единых стандартов применительно к искусственному интеллекту. Укрепление сотрудничества между государствами - членами МСЭ, расширение взаимодействия с частным сектором и наукой являются необходимыми условиями деятельности Союза, считает Р.Исмаилов. Предвыборная программа российского кандидата на высокий пост генсекретаря МСЭ так же, как и в целом российские подходы к деятельности этой авторитетной международной структуры, направлены на развитие деполитизированного диалога и расширение конструктивного сотрудничества всех заинтересованных сторон.

Как и в случае с избранием на пост директора Бюро радиосвязи МСЭ россиянина Валерия Тимофеева4, Россия, выдвигая своего опытного, высокопрофессионального, безупречного и неаффилированного кандидата, в очередной раз выступает гарантом защиты пользователей ИКТ всего мира от множащихся новых вызовов и угроз, обладающих гигантским разрушительным потенциалом в части изменения привычного уклада жизни.

Программы МСЭ по содействию национальным проектам по развитию электросвязи обширны и разнообразны. Важна сама возможность не дать использовать в ущерб национальным интересам механизм глобальной стандартизации в сфере связи.

Во многом благодаря усилиям российской дипломатии тематику МИБ удается сохранить в повестке дня МСЭ. В частности, инициированная в 2007 году тогдашним генсекретарем МСЭ Х.Туре (Мали) Глобальная программа кибербезопасности МСЭ получила дальнейшее развитие, несмотря на все попытки западников добиться ее закрытия. В апреле 2020 года по инициативе генсекретаря Чжао Хоулиня состоялись открытые консультации по разработке новых руководящих указаний по использованию программы, которые планируется принять на ближайшей очной сессии Совета. С учетом важности данного вопроса было решено не обсуждать его в виртуальном режиме.

Двадцатилетний этап создания и установления «правил игры» в информационной сфере обретает новую форму. Проходящее в рамках МСЭ сотрудничество представителей государственного и частного секторов способствует определению будущей политики и нормативно-правовой среды ИКТ, международных стандартов и передового опыта с целью распространения доступа к услугам ИКТ.

Государственно-частное партнерство всегда находилось в центре внимания МСЭ. Сейчас, как никогда ранее, в рамках Союза должно быть обеспечено его устойчивое развитие при тесном взаимодействии с государственными органами, академическими организациями и другими заинтересованными сторонами в свете объединенных усилий по внедрению надлежащих норм, которые бы способствовали инвестированию, инновациям и широким возможностям совместного использования.

Приверженность МСЭ идее соединять всех людей в мире, поддерживая право каждого человека на общение в рамках безопасной цифровой среды, не должна позволить использовать эту международную структуру в качестве площадки для политических столкновений и реализации амбиций на технологическое доминирование.

 

 

1МСЭ образован в 1865 г. как Международный телеграфный союз, поскольку единственным средством связи на тот период являлся телеграф. Россия стала одним из государств - основателей Союза. В 1932 г. путем слияния с учрежденным в 1906 г. Международным радиотелеграфным союзом МСЭ обрел современное название и статус. С 1947 г. МСЭ является специализированным агентством ООН в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) со штабквартирой в Женеве.

2Очередная Полномочная конференция МСЭ состоится 26 сентября - 14 октября 2022 г., Бухарест, Румыния.

3Российская Федерация является неизменным членом Совета МСЭ.

4В.Тимофеев дважды избирался на пост директора Бюро радиосвязи МСЭ в 2002 и 2006 гг. Свидетельством признания всеми государствами - членами МСЭ значимого вклада, который В.Тимофеев внес в работу Бюро за свой первый четырехлетний период в должности, явилась его единогласная поддержка на выборах в 2006 г.