C избранием Президента Ш.М.Мирзиёева Узбекистан взял курс на проведение открытой, проактивной, прагматичной и конструктивной внешней политики с целью создания в Центральной Азии (ЦА) пространства взаимовыгодного сотрудничества, стабильности и устойчивого развития. Новые подходы официального Ташкента нашли всестороннюю поддержку во всех столицах ЦА, что стало основой позитивных изменений в регионе.
За последние годы в Центральной Азии произошел качественный сдвиг в сторону укрепления регионального сотрудничества. Между лидерами государств региона установлен системный политический диалог, основанный на принципах добрососедства, взаимоуважения и равноправия. Подтверждением этому служит внедрение с 2018 года практики регулярного проведения Консультативных встреч глав государств Центральной Азии.
Еще одним важным достижением стало принятие по итогам второй Консультативной встречи в ноябре 2019 года Совместного заявления глав центральноазиатских государств, которое можно расценивать как своеобразную программу развития региона. В нем содержатся консолидированные подходы и общее видение глав государств в отношении перспектив укрепления регионального сотрудничества.
О достигнутом высоком уровне консолидации региона и готовности центральноазиатских стран взять на себя ответственность за решение общерегиональных проблем также свидетельствует принятие в июне 2018 года специальной резолюции ГА ООН «Укрепление регионального и международного сотрудничества в целях обеспечения мира, стабильности и устойчивого развития в Центрально-Азиатском регионе».
Благодаря всем этим позитивным тенденциям, сегодня на основе принципов поиска разумных компромиссов и взаимного учета интересов находит свое долгосрочное решение целый ряд системных проблем, ранее препятствовавших реализации в полной мере огромного потенциала регионального сотрудничества. Самое главное, государства Центральной Азии начали играть первостепенную и ключевую роль в принятии решений по наиболее актуальным и насущным вопросам развития всего региона.
Подобное укрепление межгосударственных отношений сегодня способствует становлению Центральной Азии в качестве стабильного, открытого и динамично развивающегося региона, надежного и предсказуемого международного партнера, а также емкого и привлекательного рынка.
Так, новая политическая атмосфера придала мощный импульс развитию торгово-экономических и культурно-гуманитарных обменов. Это видно на примере динамики роста внутрирегиональной торговли, объем которой по итогам 2019 года достиг 5,2 млрд. долларов, что в 2,5 раза больше по сравнению с 2016 годом. Вопреки сложнейшим последствиям пандемии, в 2020 году объем внутрирегиональной торговли сохранился на уровне 5 млрд. долларов.
За последние годы приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в регион вырос на 40%, составив 37,6 млрд. долларов. В результате доля инвестиций в ЦА от общего объема в мире увеличилась с 1,6% до 2,5%.
Параллельно с этим раскрывается туристический потенциал региона. Количество путешествующих по странам Центральной Азии за 2016-2019 годы выросло почти в 2 раза - с 9,5 до 18,4 млн. человек.
Как следствие, улучшаются общие макроэкономические показатели региона. В частности, совокупный ВВП стран региона вырос с 253 млрд. долларов в 2016 году до 302,8 млрд. долларов в 2019 году. В условиях пандемии этот показатель по итогам 2020 года снизился всего на 2,5%, составив 295,1 млрд. долларов.
Все эти факторы в совокупности показывают, что новые прагматичные подходы Узбекистана во внешней политике привели к созданию благоприятных условий для совместного продвижения центральноазиатскими государствами крупных экономических проектов трансрегионального характера, выведения на новый уровень своих отношений с близлежащими регионами и активного вовлечения региона в дело формирования структур многосторонней координации и кооперации.
Такие планы закреплены в вышеупомянутом Совместном заявлении глав государств Центральной Азии, озвученном по итогам Консультативной встречи от 2019 года. В частности, в документе отмечается, что государства Центральной Азии будут и далее стремиться к развитию открытого экономического сотрудничества и диверсификации связей с другими странами-партнерами, международными и региональными организациями с расчетом на упрочение регионального мира, стабильности и к расширению перспектив экономического развития региона.
Этим целям должна служить продвигаемая Узбекистаном политико-экономическая концепция по взаимосвязанности, в основе которой лежит стремление к выстраиванию прочной архитектуры взаимовыгодного сотрудничества между Центральной и Южной Азией.
Данные устремления официального Ташкента мотивированы заинтересованностью всех государств обоих регионов в развитии более тесных отношений, сложившимся четким пониманием о неделимости безопасности, взаимодополняющем характере экономик и взаимосвязанности процессов социально-экономического развития Центральной и Южной Азии.
Руководствуясь такими целями, Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев выдвинул инициативу о проведении международной конференции «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности». Она состоялась в июле этого года и призвала консолидировать страны двух регионов в деле конструирования концептуальных основ устойчивой модели межрегиональной коннективности. Данная идея впервые была озвучена в ходе выступления главы Узбекистана на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Эти вопросы заняли ключевое место еще в одном важном политическом событии 2020 года - послании президента к парламенту страны, где Южная Азия была обозначена как приоритетное направление во внешней политике страны.
Параллельно с этим Узбекистан существенно повысил свою политико-дипломатическую активность в южноазиатском направлении. Это выражается в содействии созданию формата диалога «Индия - Центральная Азия», состоявшихся on-line саммитов «Узбекистан - Индия» (декабрь 2020 г.) и «Узбекистан - Пакистан» (апрель 2021 г.). Знаменательным событием стало подписание трехстороннего соглашения Узбекистан - Афганистан - Пакистан по созданию трансафганского железнодорожного коридора, призванного соединить надежной транспортной сетью страны двух регионов.
Все перечисленные шаги показывают, что Узбекистан фактически уже приступил к реализации планов по выстраиванию большой трансрегиональной взаимосвязанности.
Афганистан - ключевое звено в обеспечении интеграции двух регионов
Выстраивание трансрегиональной взаимосвязанности, стратегическим компонентом которой станет трансафганский железнодорожный коридор, отводит Афганистану центральное место в системе межрегиональных связей и вернет афганской стороне ее утраченную историческую роль в качестве ключевого связующего звена в обеспечении интеграции двух регионов.
Реализация этих целей особенно необходима на фоне вывода американских войск из Афганистана. Подобное развитие событий, безусловно, создает переломный этап в истории Афганистана, который мог бы дать мощный толчок мирному процессу в стране, способствуя становлению Афганистана в качестве суверенного и процветающего государства. Вместе с тем возникновение силового вакуума грозит обострением внутренней вооруженной борьбы за власть с рисками перерастания ее в братоубийственную войну. При этом уже возрастает интенсивность столкновений между движением «Талибан» (организация, запрещенная в РФ) и афганскими правительственными войсками, что может негативно влиять на перспективы достижения внутриполитического консенсуса.
Осознавая это, Узбекистан готов способствовать процессу адаптации к постамериканской эре в Афганистане. Ведь перспективы после ухода воинского контингента США должны побуждать все соседние государства взять на себя значительную долю ответственности за экономическую и военно-политическую ситуацию в Афганистане, улучшение которой является ключом к обеспечению долгосрочной стабильности макрорегиона.
Также Узбекистан пытается добиться широкого регионального консенсуса по афганскому вопросу посредством демонстрации выгодного характера установления скорейшего мира в многострадальной соседней стране для всеобщего процветания всех региональных государств.
Рецептом мира может стать именно межрегиональная экономическая интеграция с вовлечением Афганистана, которая, безусловно, окажет стабилизирующий эффект на внутреннюю ситуацию в стране. Так, «Независимая газета», считает, что продвигаемый Ташкентом железнодорожный проект «Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар» станет для Афганистана «экономическим трамплином», так как маршрут пройдет вдоль месторождений полезных ископаемых - меди, олова, гранита, цинка, железной руды.
Вследствие этого начнется их разработка, будут созданы десятки тысяч рабочих мест - альтернативные источники дохода для афганского населения.
Самое главное, расширение межрегиональной торговли через территорию Афганистана принесет стране экономическую выгоду в виде транзитных сборов. В этом контексте интересно мнение обозревателей американского издания «Project Syndicate», согласно которому по трансафганской железной дороге может будет перевозить до 20 млн. тонн грузов в год, а транспортные расходы уменьшатся на 30-35%.
С учетом этого обозреватели турецкого издания «Anadolu» убеждены, что предлагаемое железнодорожное сообщение через Афганистан представляет собой источник огромной экономической выгоды, способной стабилизировать регион больше, чем любая политическая сделка.
Практическое воплощение этих планов также жизненно важно на фоне сохраняющейся зависимости афганской экономики от иностранной помощи, масштабы которой за последние годы показывают тенденцию на снижение. В частности, объем ежегодной финансовой поддержки доноров, покрывающей около 75% государственных расходов страны, снизился с 6,7 млрд. долларов в 2011 году до около 4 млрд. долларов в 2020 году. Ожидается, что на следующие четыре года данные показатели уменьшатся еще приблизительно на 30%.
В этих условиях возрастает необходимость форсирования вопросов реализации и других экономических проектов трансрегионального масштаба, которые способны создать дополнительные благоприятные условия для экономического возрождения Афганистана.
Среди них можно особенно выделить такие проекты, как газопровод «Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия» и линия электропередачи «CASA-1000», практическое воплощение которых не только весьма позитивно отразится на обеспечении энергетической безопасности Афганистана, но принесет афганской стороне значительные финансовые выгоды от транзита энергоресурсов в государства Южной Азии.
В свою очередь, перспектива превращения Афганистана в важный транзитный и энергетический хаб создаст дополнительную заинтересованность для всех внутриафганских сил в достижении политического консенсуса и послужит солидной социально-экономической базой для мирного процесса. Одним словом, широкое вовлечение афганской стороны в создаваемую Ташкентом систему межрегиональных связей может быть использовано в качестве скрепляющего механизма в продвижении стабильности.
Центральная Азия на пути диверсификации транспортно-транзитных направлений
Укрепление межрегиональных связей отвечает целям центральноазиатских государств по диверсификации транспортных направлений и повышению конкурентоспособности региона в качестве международного транспортно-транзитного хаба.
В ходе встреч на высшем уровне лидеры государств Центральной Азии неоднократно выражали намерение сторон выступать за укрепление координации и углубление регионального сотрудничества в вопросах совместной реализации крупных экономических проектов, особенно направленных на расширение транспортно-транзитных возможностей, обеспечение стабильного выхода к морским портам и мировым рынкам, формирование современных международных центров логистики.
Необходимость решения указанных задач продиктовано сохраняющейся транспортной замкнутостью Центральной Азии, что препятствует обеспечению глубокой интеграции региона в глобальные цепочки поставок и обретению центральноазиатскими государствами своего достойного места в формирующейся новой модели международной системы торговли.
Так, сегодня государства региона, не имея прямого выхода к морским портам, несут существенные транспортно-транзитные расходы, которые достигают 60% стоимости импортируемых товаров. До 40% времени на транспортировку товаров перевозчики теряют из-за несовершенства таможенных процедур и неразвитости логистики.
К примеру, себестоимость доставки контейнера в китайский город Шанхай из любой страны Центральной Азии более чем в 5 раз превышает стоимость его транспортировки из Польши или Турции.
При этом за последние годы центральноазиатским государствам уже удалось добиться обеспечения доступа к морским портам Ирана, Грузии, Турции, Азербайджана и России за счет использования потенциала различных транспортных коридоров («Баку - Тбилиси - Карс», «Казахстан - Туркменистан - Иран», «Узбекистан - Туркменистан - Иран», «Узбекистан - Казахстан - Россия»).
Среди этих транзитных направлений особенно выделяется международный транспортный коридор «Север - Юг», который на сегодняшний день обеспечивает выход центральноазиатских товаров через иранские порты на мировые рынки. В то же время данный проект - образец успешного соединения государств Центральной Азии с Индией, являющейся крупнейшей экономикой Южной Азии.
В этом контексте реализация проекта железной дороги «Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар» будет способствовать появлению дополнительного коридора и формированию разветвленной сети железнодорожных линий, призванных физически сблизить страны Центральной и Южной Азии. В этом и заключается актуальность продвигаемой Узбекистаном идеи о трансрегиональной взаимосвязанности, практическое воплощение которой принесет выгоду всем государствам двух регионов.
Бенефициарами реализации вышеперечисленных планов также станут главные субъекты международной торговли, такие как Китай, Россия и Европейский союз, которые заинтересованы в обеспечении надежного сухопутного доступа к южно-азиатскому рынку в качестве жизнеспособного альтернативного варианта морским торговым путям.
С учетом этого высока вероятность интернационализации проекта железной дороги «Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар», то есть расширение круга сторон, заинтересованных в финансировании и дальнейшем использовании транзитного потенциала данного коридора.
По этой причине видно, что планы Узбекистана выходят далеко за рамки транс-региональной повестки, так как строительство указанной железной дороги станет важной составной частью международных транспортных коридоров, связывающих Евросоюз, Китай, Россию, государства Южной и Юго-Восточной Азии через территорию Центральной Азии.
В результате значительно повысится транспортная значимость территории государств Центральной Азии, которые в перспективе обретут возможность обеспечения своего активного участия в международном транзите товаров. Это обеспечит их дополнительными источниками дохода, такими как транзитные сборы.
Еще одним важным достижением станет уменьшение транспортных расходов. Согласно подсчетам экономистов, транспортировка контейнера из города Ташкента до пакистанского порта Карачи будет стоить примерно 1400-1600 долларов. Это почти вдвое дешевле, чем транспортировка из Ташкента до иранского порта - Бендер-Аббас (2600-3000 долларов).
Кроме того, благодаря реализации проекта трансафганского коридора государства Центральной Азии получат возможность воспользоваться транзитным потенциалом сразу двух маршрутов, ведущих к южным морям. С одной стороны, уже имеющиеся коридоры к иранским портам Чабахар и Бендер-Аббас, с другой - Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар с последующим выходом на пакистанские порты Карачи и Гвадар. Подобный расклад будет способствовать формированию более гибкой ценовой политики Ирана и Пакистана, что позволит заметно сократить экспортно-импортные затраты.
Самое главное, диверсификация торговых путей весьма благоприятно отразится на макроэкономической ситуации в Центральной Азии. По оценкам экспертов Всемирного банка, дальнейшее устранение географических барьеров в торговле с внешним миром может увеличить совокупный ВВП государств Центральной Азии как минимум на 15%.
Коллективный ответ общим вызовам
Формат состоявшейся конференции «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности» предоставил высшим должностным лицам, экспертам и политикоформирующим кругам государств двух регионов уникальную возможность впервые собраться на одной площадке, чтобы заложить первый камень в фундамент новой архитектуры транс-региональной безопасности с расчетом на построение пространства равных возможностей, учитывающего интересы всех вовлеченных сторон.
Подобное развитие сотрудничества может стать образцом инклюзивности, подразумевающим создание благоприятной среды, в которой каждая страна сможет реализовать свой созидательный потенциал и совместными усилиями добиться разрешения проблем безопасности.
Необходимость этого объясняется неразрывностью вопросов безопасности и устойчивого развития - заинтересованностью государств Центральной и Южной Азии сплотиться перед лицом общих вызовов и угроз, оказывающих негативное влияние на обеспечение последовательного процветания двух регионов.
Среди этих вызовов эксперты отдельно выделяют такие проблемы, как наркоторговля, терроризм, эпидемиологический кризис, климатические изменения и нехватка водных ресурсов, которым государства двух регионов могли бы противостоять совместными усилиями - выявлением общих проблем и принятием скоординированных мер для их преодоления.
Особого внимания требует система коллективной борьбы с наркоторговлей. Актуальность этого аргументируется сохраняющейся репутацией Афганистана как главного наркохаба в мире. По данным Управления ООН по наркотикам и преступности, за последние пять лет в Афганистане произведено 84% всего опия в мире.
В этих условиях, считает исполнительный директор Центра глобальных и стратегических исследований Пакистана Халида Таймура Акрама, пока не будет улучшения наркоситуации в регионе, подобное положение дел продолжает служить материальной подпиткой для деструктивных сил - терроризма и трансграничной преступности.
Особое внимание также вызывают проблемы климатических изменений, которые оказывают прямое негативное воздействие на экономику двух регионов. Экстремальные погодные явления в сочетании с пандемией COVID-19 оказывают эффект двойного шока для большинства государств мира, в том числе Центральной и Южной Азии. Тем более что Центральная и Южная Азия представляют собой пример водно-дефицитного макрорегиона. Подобная ситуация делает их уязвимыми к глобальному процессу изменения климата. Осознание климатического кризиса должно сопровождаться формированием общего понимания необходимости совместных усилий. В частности, весьма востребованным считается принятие скоординированных шагов государств в сторону активного использования природосберегающих технологий и повышения энергоэффективности экономики государств, чтобы минимизировать негативное влияние экстремальных погодных условий.
Новая модель трансрегиональной коннективности в интересах инклюзивного экономического роста
С созданием новой архитектуры взаимовыгодного сотрудничества между регионами будут формироваться максимально благоприятные условия для существенного повышения уровня трансрегиональных торгово-экономических обменов. Реализация инициативы по взаимосвязанности позволит соединить изолированный рынок Центральной Азии, изобилующий углеводородными и агропромышленными ресурсами, с растущим потребительским рынком Южной Азии и далее с мировым.
В настоящее время объем взаимной торговли между странами Центральной и Южной Азии не достигает 6 млрд. долларов. Такие показатели значительно ниже по сравнению с торговлей Южно-Азиатского региона с внешним миром, объем которой превышает 1,4 трлн. долларов. Динамику роста непрерывно демонстрирует общий импорт стран Южной Азии, объем которого по итогам 2020 года достиг 791 млрд. долларов. Подобная ситуация делает рынок Южной Азии одним из самых важнейших для стран Центральной Азии. К тому же с совокупным населением в 1,9 млрд. человек (24% населения мира) и ВВП 3,5 трлн. долларов Южная Азия представляет собой самый быстрорастущий регион мира.
Таким образом, у центральноазиатских производителей имеются все шансы занять свою нишу на южноазиатском рынке - в полной мере реализовать свой экспортный потенциал.
Так, в недавно опубликованном специальном докладе ЭСКАТО рост регионального экспорта центральноазиатских государств в результате укрепления межрегиональной взаимосвязанности оценивается в 187% по сравнению с 2010 годом, а экспорта южноазиатских стран - в 133%.
В этом плане необходимо выделить целый ряд областей, развитие сотрудничества по которым отвечает интересам всех государств Центральной и Южной Азии.
Первое, инвестиционная сфера. Необходимость наращивания взаимодействия в этой сфере продиктована тенденцией по снижению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны. По данным экспертов ЮНКТАД, объем ПИИ в развивающиеся страны только в 2020 году сократился на 12%. Но даже подобное незначительное сокращение, по оценкам экспертов, может поставить под угрозу их восстановление после пандемии.
В этих условиях возрастает актуальность активного инвестиционного взаимодействия государств Центральной и Южной Азии, а также принятия коллективных мер для поступательного улучшения инвестиционного климата макрорегиона. Такие совместные действия могли бы способствовать превращению Центральной и Южной Азии в место концентрации международных финансовых потоков.
Второе, сельскохозяйственная сфера. Одним из многообещающих направлений сотрудничества в торгово-экономической сфере считается сельскохозяйственный сектор, что обусловлено наличием высокого спроса в Южной Азии на продовольственные продукты государств Центральной Азии.
Так, южноазиатские страны до сих пор испытывают дефицит по определенной категории продовольственных товаров и ежегодно в совокупности импортируют продовольственную продукцию на сумму около 30 млрд. долларов.
Третье, энергетическая сфера. Большинство государств Южной Азии являются нетто-импортерами углеводородного сырья. Регион также периодически переживает острый дефицит электроэнергии. В частности, экономический драйвер Южной Азии - Индия является третьим крупнейшим импортером нефти в мире и третьим мировым потребителем электроэнергии. Ежегодно страна импортирует энергоресурсы на сумму 250 млрд. долларов.
В этих условиях реализация крупных многосторонних проектов в энергетической сфере считается весьма востребованной. Так, прогресс в разработке межрегионального энергетического проекта «CASA-1000» не только увеличит возможности для торговли электроэнергией между регионами, но и станет первым шагом на пути создания регионального рынка электроэнергии Центральной и Южной Азии.
В свою очередь, реализация проекта по строительству газопровода ТАПИ будет способствовать укреплению роли государств Центральной Азии в архитектуре энергетической безопасности Южно-Азиатского региона.
Четвертое, туризм. Востребованность развития сотрудничества в туристической сфере обусловлена наличием нераскрытого колоссального потенциала между двумя регионами.
Пятое, научно-образовательный сектор. Вузы стран Центральной Азии, в особенности медицинские, становятся привлекательными для молодежи из южноазиатских государств. В 2020 году количество студентов, обучающихся в них, достигло 20 тыс. человек. Подобный повышенный интерес южно-азиатской молодежи к образовательным услугам государств Центральной Азии объясняется высоким качеством подготовки специалистов и сравнительно низкой стоимостью обучения.
Шестое, культурно-гуманитарная сфера. Реализация любого интеграционного проекта невозможна без формирования единого культурно-гуманитарного пространства, способного сблизить проживающих в двух регионах народы, повысить уровень взаимного доверия и укрепить дружественные отношения. Ведь сотрудничество в этой области способствует взаимообогащению и взаимопроникновению культур, что является ключевым условием выстраивания и развития устойчивых и долгосрочных отношений двух регионов в сферах экономики, политики и безопасности.
В этом контексте видно, что у главы Узбекистана Ш.М.Мирзиёева есть четкое стратегическое видение: происходящий в Узбекистане «Третий ренессанс» должен сопровождаться возрождением исторических связей с близлежащими регионами, восстановлением древних караванных путей, в том числе Великого шелкового пути, который долгое время играл роль проводника знаний, инноваций и процветания. Подобное развитие событий созвучно и с региональной стратегией Узбекистана. Ведь исторически Центральная Азия добивалась пика своего наивысшего расцвета, выступая в роли перекрестка мировых цивилизаций и одного из главных центров международной торговли.
В целом практическое воплощение планов Узбекистана по взаимосвязанности может создать новую экономическую реальность сразу в двух регионах, формируя максимально благоприятную почву и все необходимые условия для инклюзивного экономического развития государств Центральной и Южной Азии, а также поступательного повышения благосостояния и благополучия народов, проживающих в этих регионах.
Такая перспектива показывает, что планы нашей страны по взаимосвязанности носят глобальное значение, так как улучшение макроэкономической ситуации и укрепление стабильности в двух густонаселенных регионах мира весьма позитивно отразится на международной безопасности.