Вне зависимости от того, как будет складываться ситуация с коронавирусной инфекцией COVID-19 в последующем, очевидно, что ее влияние на развитие мировой экономической системы носит беспрецедентный характер. Несмотря на то, что различного рода эпидемии, которые разрастались до масштабов пандемий, возникали в истории человечества неоднократно, подобную согласованную реакцию мирового сообщества на предотвращение распространения инфекции мы наблюдаем впервые. Многими странами вводятся те или иные меры, которые приводят к снижению экономической активности, - ограничение транспортного сообщения, приостановка работы предприятий и организаций и т. д.

Рассматривая Россию как часть мировой экономической системы, нам необходимо понимать, как максимально эффективно выйти из сложившейся кризисной ситуации, в том числе во взаимодействии с другими странами.

На сегодняшний день Республика Индия - одна из крупнейших и наиболее перспективных экономик в мире, влиятельнейший игрок на политической и экономической аренах не только в Южно-Азиатском регионе, но и в глобальном масштабе. Индия является «стратегическим и привилегированным» партнером России. В этой связи координация усилий двух стран по преодолению кризиса будет вполне естественным шагом, обусловленным не только историей дружественных взаимоотношений России и Индии, но и современными экономическими и политическими реалиями.

В данной статье рассмотрим то, в каких условиях в настоящее время находится экономика Индии, какие шаги власти страны предпринимают для восстановления экономической активности, а также какие перспективы это открывает для российско-индийского сотрудничества.

Влияние пандемии на экономику Индии

По состоянию на конец августа 2020 года, когда эта статья готовилась к выпуску в печать, количество заболевших коронавирусом в Индии составило 3 310 234 человек (третье место в мире после США и Бразилии, доля умерших - 1,83%). Россия находится на четвертом месте в мире по числу заболевших - 975 576 человек, доля умерших составляет 1,7%. Наибольшее число заболевших в США - 5 837 788 человек, доля умерших - 3,08%.

При этом надо отметить, что Индия при ее высокой плотности населения относится к странам с весьма низким числом заразившихся на 1 млн. человек - всего 2433. В США этот показатель оценивается в 17 714 человек, в России - 6648.

Как видно из представленных показателей, Индии, по сравнению с другими странами, достаточно неплохо удается сдерживать распространение коронавирусной инфекции. Опыт Индии по контролю за распространением пандемии при ее почти полуторамиллиардном населении с неидеальной инфраструктурой, серьезными проблемами с качеством питьевой воды и уровнем санитарии, без преувеличения, можно назвать уникальным. Однако сделаем оговорку, что, пока волна пандемии не вошла в контролируемое русло, однозначно судить о том, какие предпринятые меры или объективные условия позволили снизить плотность заражения и количество смертей, еще рано.

24 марта 2020 года правительство Индии в целях сдерживания распространения коронавируса COVID-19 объявило о национальном карантине (локдауне). Карантин предусматривает ряд ограничительных мер, связанных с жестким запретом посещения общественных мест, перемещений внутри страны, что привело к существенному снижению экономической активности. При этом для уменьшения социальной напряженности в стране предпринимались меры по поддержке малообеспеченных слоев населения.

Решения о введении, продлении и постепенном снятии локдауна принимались исходя из текущей ситуации с коронавирусной инфекцией в Индии, а также с учетом отрицательных последствий карантина на экономику страны. Всего на национальном уровне было введено четыре фазы локдауна: 1) с 25.03.2020; 2) с 15.04.2020; 3) с 04.05.2020;
4) с 18.05.2020. Принимаемые ограничения обязательны для исполнения на территории всех штатов и союзных территорий Индии, однако региональные власти имеют возможность вводить дополнительные ограничительные меры исходя из текущей ситуации на местах. Так, к примеру, в штате Западная Бенгалия продолжается практика введения полного локдауна, когда людям запрещено выходить на улицу. Для контроля за соблюдением мер в столице штата Колката ежедневно следят более 8 тыс. полицейских.

С 1 июня 2020 года правительством Индии принято решение о начале постепенного выхода из карантина (Unlock 1.0), который предусматривает в том числе частичные снятия ограничений на осуществление экономической активности в стране. В июле и августе объявлено о второй и третьей стадиях выхода из карантина - Unlock 2.0 и 3.0.

Подобные серьезные ограничения не могли не сказаться на финансово-экономическом положении страны. Вместе с тем уже в период до начала пандемии коронавируса и ввода ограничительных мер наблюдалось некоторое снижение темпов роста экономики Индии, что давало основания говорить о начале рецессии в экономике страны.

По данным официальной статистики Индии, рост внутреннего валового продукта (ВВП) в 2019/20 финансовом году составил 5% (ранее рост прогнозировался на уровне 7%).

В начале 2020 года международные финансовые институты отметили снижение темпов роста экономики: Всемирный банк оценил темпы роста в 2019/20 финансовом году в 5% (ранее прогнозировался рост в 6%); Международный валютный фонд оценил темпы роста ВВП Индии в 2019 году на уровне 4,8%.

Среди факторов, повлиявших на падение темпов роста ВВП, эксперты отмечают снижение платежеспособного внутреннего потребительского спроса (его вклад в ВВП составляет около 60%). В 2019/20 финансовом году частное потребление выросло на 5,7% по сравнению с увеличением на 8,1% в 2018/19 финансовом году.

Всемирный банк отмечает, что одной из основных причин снижения темпов роста в прошлом году является низкая способность индийских финансово-кредитных учреждений выдавать кредиты по привлекательным ставкам. В целом международные эксперты сходятся на том, что необходимо принять меры по поддержке внутреннего спроса, в том числе за счет смягчения существующих условий кредитования, действующих в банковском и небанковском финансовых секторах.

Забегая немного вперед, отметим, что принимаемые правительством Индии меры по выводу страны из кризиса (программа «Самодостаточная Индия») будут учитывать не только влияние пандемии на снижение темпов экономического развития, но и упомянутые выше структурные сбои в экономике, которые начали проявлять себя еще до появления COVID-19 в Индии.

В связи с принимаемыми мерами по сдерживанию распространения пандемии COVID-19 большинство предприятий промышленного сектора Индии не работали с конца марта 2020 года. Это отразилось на показателях индекса промышленного производства: если в марте его значение составляло 117,7, то в апреле индекс показал резкий спад до 53,61. Вместе с тем постепенное смягчение карантинных мер и возобновление экономической активности привели к росту индекса в мае 2020 года до 88,4.

По данным Министерства торговли и промышленности Индии, произошло существенное снижение объемов ее внешней торговли. Так, в мае 2020 года, по сравнению с маем прошлого года, объем экспорта снизился на 36,2% (с 29,9 до 19,1 млрд. долл.), объем импорта снизился на 52,4% (с 46,7 до 22,2 млрд. долл.), товарооборот сократился на 46,1% (с 76,6 до 41,3 млрд. долл.)2.

Снижение экономической активности в Индии также проявилось и в существенном спаде прямых иностранных инвестиций. Если в апреле-мае 2019/20 финансового года приток инвестиций в страну составил 9,6 млрд. долларов, то за аналогичный период 2020/21 финансового года объем инвестиций составил 5,9 млрд. долларов (снижение на 38,5%).

Введение жестких мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции негативно отразилось на прогнозах темпов роста ВВП Индии в 2020 году. Ведущие мировые финансовые и рейтинговые агентства в течение текущего года проводили корректировку своих оценок динамики изменения показателей ВВП в сторону их ухудшения. Прогнозы по снижению ВВП в 2020 году (2020/21 фин. г.) следующие:

• Всемирный банк: -3,2%;

• Moody’s Investor Service: -3,1%;

• Азиатский банк развития: -4%;

• Международный валютный фонд: -4,5%;

• Standard&Poors: -5%;

• Fitch Ratings: -5%.

При этом в своих прогнозах на 2021/22 финансовый год международные агентства более оптимистичны и прогнозируют рост валового внутреннего продукта: Fitch Ratings - на 9%, Standard&Poors - на 8,5%, Moody’s - на 8,7%.

Свой вклад в улучшение прогнозов по стабилизации экономической ситуации в Индии вносит проводимая правительством Индии политика по выходу экономики страны из кризиса.

Меры по выводу страны из кризиса: самостоятельная Индия

12 мая 2020 года премьер-министр Индии Нарендра Моди анонсировал масштабный пакет мер поддержки экономики Индии в связи с пандемией коронавируса «Самостоятельная Индия» («Self-Reliant India»).

Ключевые элементы, на которых сосредоточены меры поддержки: экономическое развитие, инфраструктура, укрепление системообразующих элементов экономики Индии, упор на демографическое развитие и поддержание платежеспособного спроса.

Общий объем государственных и привлеченных финансовых ресурсов, направляемых на поддержку экономики, составит 20,97 трлн. индийских рупий (276,69 млрд. долл.3, или 10% ВВП Индии4). В Таблице 1 представлены обобщенные данные о направляемых средствах.

Таблица 1

Финансирование мер поддержки экономики Индии
«Самостоятельная Индия» в связи с пандемией

№п/п

Группа мер поддержки

Объем направляемых средств

в млрд. рупий

в млрд. долл.

1.

Транш 1

   5945

  78,44

2.

Транш 2

   3100

  40,90

3.

Транш 3

   1500

  19,79

4.

Транш 4

        81

    1,10

5.

Транш 5

     400

    5,28

 

ИТОГО (Транши 1-5)

11 027

145,48

6.

Ранее объявленные меры

   1928

  25,44

7.

Меры, реализуемые Резервным банком Индии

   8016

105,77

 

Итого (ранее объявленные меры и меры РБИ)

    9944

131,20

 

ИТОГО:

20 970

276,69

 

Для общего понимания о предпринимаемых мерах кратко остановимся на каждом транше.

Транш 1. Возвращение к работе. Объем предусмотренных финансовых ресурсов - 5,9 трлн. инд. рупий (78,44 млрд. долл., 2,9% ВВП). Основные цели: предоставление предприятиям, в первую очередь микро-, малым и средним (ММСП), возможности вернуться к производству, а рабочим - вернуться к оплачиваемой работе. Укрепление небанковских финансовых учреждений, жилищно-финансовых компаний, микрофинансового сектора, поддержка электроэнергетического сектора.

Средства доводятся до получателей, как правило, путем предоставления кредитов или субсидий на льготных условиях.

Транш 2. Поддержка беднейших слоев населения, включая фермеров и мигрантов. Объем предусмотренных финансовых ресурсов - 3,1 трлн. инд. рупий (40,9 млрд. долл., 1,5% ВВП). Основные цели: введение краткосрочных и долгосрочных мер поддержки нуждающихся граждан, в том числе трудовых мигрантов, малых фермерских хозяйств, мелких предприятий и уличных торговцев. В рамках данного пакета мер целевые категории населения получают поддержку в виде продуктов питания, льготных кредитов и займов и др.

Транш 3. Поддержка и развитие сельскохозяйственной отрасли. Объем предусмотренных финансовых ресурсов - 1,5 трлн. инд. рупий (19,8 млрд. долл., 0,7% ВВП). Основные цели: улучшение логистической инфраструктуры, наращивание потенциала и повышение качества управления в сферах сельского хозяйства, рыболовства и пищевой промышленности, проведение соответствующих административных реформ. Предусмотрено создание Фонда развития сельскохозяйственной инфраструктуры в размере 1 трлн. рупий, выделяются средства на техническое перевооружение отрасли и др.

Транш 4. Новые горизонты роста: структурные реформы отраслей. Объем предусмотренных финансовых ресурсов - 81 млрд. инд. рупий (1,1 млрд. долл., 0,04% ВВП). Основные цели: проведение структурных реформ в следующих восьми отраслях - угольная промышленность, добыча минералов и полезных ископаемых, оборонная промышленность, гражданская авиация, энергетика, социальная инфраструктура, космос и атомная энергия. Акцент сделан на внедрение новых технологий в данные отрасли, привлечение в них частных инвестиций, расширение практики применения подходов программы «Делай в Индии» и др.

Транш 5. Государственные реформы, меры по снижению нагрузки на население. Объем предусмотренных финансовых ресурсов - 400 млрд. инд. рупий (5,3 млрд. долл., 0,2% ВВП). Основные цели: повышение доли занятости населения, поддержка частного бизнеса, улучшение условий ведения бизнеса, поддержка региональных правительств, поддержка сфер образования и здравоохранения. Предусматривается выделение 400 млрд. рупий на реализацию программы MGNREGS5, включая меры по созданию инфраструктуры, нацеленной на повышение уровня жизни населения (например, объектов для хранения воды). Будут увеличены государственные расходы на медицинские учреждения, расширение центров здравоохранения и оздоровления по всей территории Индии. Планируется массовое создание инфекционных отделений в больницах, расширение сети лабораторий, цифровизация системы здравоохранения и образования и др.

Представленная правительством Индии программа поддержки экономики носит системный характер и включает в себя как краткосрочные меры поддержки населения, оказавшегося в сложной ситуации в связи с введением карантина из-за пандемии коронавируса, так и долгосрочные структурные меры.

Избегая выдавать наличные деньги населению напрямую, правительство в приоритет ставит целевую (на развитие производства) финансовую поддержку предприятий, в первую очередь микро-, малого и среднего бизнеса.

Среди финансовых мер, направленных на оживление экономической активности в стране, но не вошедших в программу «Самостоятельная Индия», можно также отметить планомерное снижение банковских процентных ставок, устанавливаемых Резервным банком Индии. Так, если на конец мая 2019 финансового года банковская ставка составляла 6,25%, ставка репо - 6%, ставка обратного репо - 5,75%, то к маю 2020 года значение ставок составляло уже 4,25%, 4% и 3,35% соответственно6.

Предпринятые в Индии меры по борьбе с распространением коронавирусной инфекции привели к фактической остановке деятельности большинства предприятий в стране и, соответственно, к существенному снижению экономической активности, замедлению темпов роста экономики.

Вместе с тем активная государственная политика, нацеленная на выход страны из кризиса, а также объективные факторы, связанные с постепенным снятием карантинных мер, позволяют говорить о перспективах восстановления экономики страны в среднесрочном периоде.

Существенная финансовая нагрузка, связанная с реализацией антикризисных мер, ложится в том числе на государственный бюджет Индии, а также на региональные бюджеты страны. В данных условиях можно предположить, что значительный акцент в деятельности государственных органов власти будет сделан на максимальном привлечении дополнительных финансовых ресурсов как в виде зарубежных инвестиций, так и привлечения средств внутренних инвесторов. Также, вероятно, получит развитие реализуемая политика по поддержке внутреннего спроса, в том числе путем использования кредитно-финансовых инструментов, находящихся в распоряжении Резервного банка и Министерства финансов Индии.

Перспективы для развития торгово-экономического сотрудничества России и Индии

Пандемия создала в Индии в определенной степени уникальную ситуацию. С одной стороны, жесткие меры по предотвращению распространения коронавирусной инфекции привели к серьезному замедлению темпов экономического развития страны. С другой стороны, это нивелировало политические риски для действующего правительства, связанные с замедлением темпов роста экономики накануне пандемии. Кроме того, масштабный пакет мер по выводу страны из кризиса расширяет и дополняет действующую в стране политику на привлечение иностранного капитала. Для укрепления конкурентных преимуществ в условиях международного разделения труда Индия делает акцент на поддержку трудового населения, в том числе на повышение квалификации работников, а также старается сделать максимально привлекательными иностранные инвестиции в страну.

Правительством Индии выделены приоритетные отрасли экономики, на развитие которых сделан особый акцент. Это угольная промышленность, добыча минералов и полезных ископаемых, оборонная промышленность, гражданская авиация, энергетика, социальная инфраструктура, космос и атомная энергия. При этом в приоритете - создание собственного производства на территории Индии, желательно с привлечением иностранных инвестиций. Например, в оборонно-промышленном секторе Индии допустимая доля прямых иностранных инвестиций, осуществляемых в «автоматическом» режиме, повышена с 49 до 74%.

Во всех указанных отраслях требуются новые решения, нацеленные на повышение эффективности производства. В этой связи с точки зрения выхода российских компаний на индийский рынок могут быть востребованы услуги инжинирингового характера, направленные на оптимизацию производств во всех указанных выше отраслях. Традиционно велик интерес индийской стороны к новым технологиям и открытию технологичных предприятий на территории Индии.

В качестве примера успешной работы по данному направлению можно привести опыт российско-финской компании «Цифра», которая в настоящее время работает над созданием «цифрового карьера» на угольном разрезе Пакри Барвади (штат Джаркханд, оператор шахт - Thriveni Earthmovers). Проект включает внедрение таких решений, как автоматизированная система управления горнотранспортным комплексом, автоматизированная система управления буровзрывными работами, система контроля загрузки и топлива и увеличение ходимости шин с помощью прогнозной аналитики. Планируется, что «Цифра» поставит и установит необходимое оборудование, а также будет управлять системой и обучать местный персонал в течение года.

Отдельно правительством Индии выделены отрасль сельского хозяйства и пищевая промышленность, на поддержку которых будут направлены значительные финансовые ресурсы. Здесь для индийских предприятий могут быть интересны российские технологии, решения и оборудование, применяемые для улучшения инфраструктуры сельского хозяйства, технической модернизации производства продуктов питания.

Для российско-индийского сотрудничества в сфере информационных технологий могут быть перспективными направления, связанные с вопросами цифровизации систем медицины и здравоохранения, а также образования (в том числе внедрение систем дистанционного обучения). Данные направления тоже вошли в комплекс мер поддержки экономики, представленный правительством Индии.

Подводя итог, отметим, что пандемия, внеся свои коррективы в экономическое развитие практически всех стран мира, открыла еще и дополнительные перспективы для развития и укрепления имеющихся торгово-экономических связей между странами.

Индия придерживается выбранного ранее курса на становление максимально самодостаточной во всех планах державы, которая может обеспечить внутренний спрос на все виды товаров, технологий и услуг. Для этого страна проводит целенаправленную политику по привлечению новых технологий и зарубежных инвестиций. Практически все отрасли экономики Индии отрыты для входа конкурентоспособных передовых российских технологий и, конечно, капитала.

Отметим, что растущей экономикой Индии в ближайшие годы будут также востребованы российские энергетическое, транспортное, металлургическое и горно-шахтное оборудование, электроника, оборудование для очистки воды и переработки мусора, нефть, газ и уголь, черные и цветные металлы, древесина и газетная бумага, химическая продукция и удобрения, пищевая и сельскохозяйственная продукция.

 

1Ministry of Statistics and Programme Implementation // http://mospi.nic.in/

2Ministry of Commerce and Industry, Government of India // https://commerce.gov.in/; Reserve Bank of India // https://www.rbi.org.in/

3Согласно обменному курсу Резервного банка Индии на 12.05.2020 - 75,79 инд. рупий за 1 доллар.

4ВВП в текущих рыночных ценах, по данным Национальной статистической организации правительства Индии, в 2019/20 фин. г. составил 2,7 трлн. долл.

5Программа MGNREGS нацелена на реализацию положений Закона о гарантиях занятости населения в сельской местности Махатмы Ганди (The Mahatma Gandhi National Rural Employment Guarantee Act, 2005 или MGNREGA - Закон о труде и о социальном обеспечении в Индии).

6Reserve Bank of India // https://www.rbi.org.in/