В российско-мозамбикских отношениях происходят серьезные изменения, ставятся новые вехи. Очень символичные в контексте отмечаемых 25 июня 2020 года юбилейных дат - 45 лет независимости Республики Мозамбик и установления с этой страной дипломатический отношений.

Президент России В.В.Путин на встрече в Кремле в августе 2019 года с Президентом Ф.Ньюси отметил, что «Мозамбик - наш естественный давний партнер»1. Такое политически весомое и одновременно по-человечески теплое определение имеет под собой серьезное основание. На протяжении многих лет во второй половине ХХ века наша страна политически и материально помогала народам бывших португальских колоний обрести свою независимость. Суверенный Мозамбик был признан одним из первых.

Овеяны славой десятилетия совместного создания боеспособных национальных вооруженных сил, защиты страны от прямой и скрытой иностранной агрессии, активного содействия в становлении государственности, мирного строительства, преодоления последствий гражданской войны. Так закладывались старшим поколением мозамбикцев и тысячами наших соотечественников, прошедших через трудные, подчас трагические африканские командировки, основы многолетней дружбы и взаимопонимания, сотрудничества между нашими народами.

Вспоминая истоки двусторонних отношений, не забудем, что советские гражданские и военные специалисты работали в стране с первых дней обретения независимости и в значительной степени способствовали первым достижениям суверенного Мозамбика. Геологи проводили разведку запасов полезных ископаемых в труднодоступных районах северных и центральных провинций страны. Реализовывался ряд проектов в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности. На совместном рыбопромысловом предприятии «Мосопешка» трудились советские специалисты, а после распада СССР и российские рыбаки по срочным контрактам. На регулярной основе туда были командированы врачи и университетские преподаватели для содействия в создании национальных систем образования и здравоохранения. Некоторые до сих пор трудятся в крупных городах Мозамбика. В свою очередь, свыше 2,5 тыс. местных студентов прошли обучение в советских гражданских и военных вузах и техникумах. Они до сих пор с теплотой вспоминают о годах, проведенных в нашей стране.

Мы помним, что не обошлось и без трагических страниц в истории сотрудничества с Мозамбиком. В 1983 году большую группу геологов похитили в провинции Замбезия боевики оппозиционного движения РЕНАМО. Были погибшие, а судьба еще пяти человек остается по сей день неизвестной. Посольство продолжает их поиски2.

В силу разных причин, непростых системных преобразований в каждом государстве, практическое сотрудничество и торговля между Россией и Мозамбиком со своего зенита в 1980-х годах затем последовательно сворачивались, не выдерживая испытания деидеологизацией и глобализацией. За три десятилетия россияне почти забыли об этой стране, некогда ведущем нашем партнере в Африке. Но там не забыли о нас. Неоднократно Россия подставляла Мозамбику плечо в преодолении чрезвычайных ситуаций (засухи, ураганы, два разрушительных тропических циклона «Идай» и «Кеннет» в 2019 г.), направляя самолеты и морские суда с продовольственной помощью, необходимыми материалами и медицинским оборудованием.

Российским политикам, парламентариям и дипломатам разных поколений удалось сберечь традиции политической солидарности и взаимопомощи далеко отстоящих друг от друга, но близких по духу Москвы и Мапуту. Сходство внешнеполитических взглядов двух государств, подтверждаемое товарищеским взаимодействием в рамках международных организаций, продолжает служить основой регулярной поддержки Мозамбиком многих российских инициатив в ООН.

Факторы мировой политики и экономической конъюнктуры, преобразований в обеих странах в последние годы сложились таким образом, что на рубеже второго десятилетия ХХI века Россия и Мозамбик готовятся к новому старту в отношениях. Надо смотреть в будущее сегодня.

Пусть не покажется странным читателю, но одно из беднейших (пока) государств Африки - Мозамбик поступательно идет к тому, чтобы вскоре войти в число экономических лидеров континента. Уверенность в возможности такого сценария вселяет пример стран Персидского залива. Будто миражи в пустыне они выросли на протяжении одного поколения, благодаря подаренным природой, вовремя обнаруженным и умело использованным большим запасам природного газа. Этим же путем идет сегодня и Мозамбик.

В расчете на открытые в последнее десятилетие крупные месторождения природного газа на океанском шельфе страна заметно преображается, политики строят планы, как рационально распорядиться обнаруженным потенциалом мирового значения. Объем разведанных запасов природного газа в северной части страны (провинции Кабу-Делгаду, Нампула и Замбезия) составляет до 6 трлн. м3. Это сопоставимо с ресурсом месторождений в Северном море. В глобальной гонке за энергоресурсы крупнейшие международные транснациональные корпорации запускают инвестиции свыше 50 млрд. долларов в нефтегазовую сферу Мозамбика. Как отмечалось на прошедшем в Мапуту в ноябре 2019 года 6-м Международном газовом саммите, благодаря начатым рядом международных консорциумов добычным проектам на морском шельфе к концу 2020-х годов Мозамбик войдет в пятерку крупнейших мировых поставщиков сжиженного газа на мировой рынок3.

Несмотря на неустойчивую текущую конъюнктуру нефтегазового рынка, прогнозы показывают, что спрос на СПГ к 2040 году может увеличиться на 40%4. Это позволяет политическому руководству Мозамбика рассчитывать на то, что именно эта отрасль на десятилетия вперед станет основным драйвером роста экономики.

Энергоресурсы не единственный козырь Мозамбика. С конца 1990-х годов западные и азиатские ТНК развернули там инвестиционную активность в таких отраслях, как производство алюминия и электроэнергии, добыча «тяжелых» песков, коксующегося угля и графита, драгоценных камней, переработка сельскохозяйственного сырья. Строительство в конце 1990-х годов завода по переработке алюминия «Mozal» в окрестностях Мапуту британскими, австралийскими и японскими компаниями позволило Мозамбику войти в топ-15 государств по производству этого металла5. Страна нарастила позиции важного регионального поставщика электроэнергии, экспортируя ее пока преимущественно с крупнейшей в регионе ГЭС «Кабора-Басса» в соседние страны - Малави, Замбию, Зимбабве и ЮАР. Бразильская горнодобывающая компания «Vale» с начала 2010-х годов ведет крупномасштабную добычу коксующегося угля в провинции Тете, а ирландская «Kenmare» - «тяжелых» песков в Нампуле.

Правительство Мозамбика осознает, что сверхконцентрация иностранных инвестиций в ограниченной сфере сырьевых отраслей чревата серьезным риском «преждевременной деиндустриализации»6. Поэтому, будущее страны весьма благоразумно связывается с диверсификацией экономики - индустриализацией, электрификацией, повышением эффективности сельского хозяйства, активизацией инфраструктурного строительства. Это главные векторы опережающих темпов роста экономики Мозамбика последних лет. С 1998 по 2018 год ВВП страны в среднем увеличивался на 7% в год7, что является одним из лучших показателей в Африке. Несмотря на пандемию коронавируса COVID-19, по оценкам правительства, позитивную динамику ВВП по итогам 2020 года удастся сохранить на уровне 2,2%8.

Поступательному росту не смог воспрепятствовать даже разразившийся в 2016 году скандал с так называемыми скрытыми долгами - кредитами, полученными у банков «Кредит Суисс» и лондонского филиала ВТБ Капитал в размере 2,2 млрд. долларов (более 10% ВВП страны). Под прямым нажимом западных стран из-за допущенных при этом нарушений внутригосударственных процедур МВФ свернул программы прямой бюджетной поддержки, составлявшей до трети бюджета Мозамбика. Последовал обвал национальной валюты, бюджетный и долговой кризис. Надо отдать должное мозамбикцам, они выстояли в этих тяжелейших условиях и, преодолев кризис своими силами, добились сохранения позитивного тренда в экономике. С началом поставок через пять лет на мировой рынок мозамбикского сжиженного газа рост ВВП этой страны почти с 30-миллионным населением, по оценкам МВФ, может превысить 10% в год9.

Ключевое значение в реализации объявленного Президентом Мозамбика Ф.Ньюси курса на модернизацию придается также электроэнергетике. Приняты две крупномасштабные программы - Генеральный план развития электроэнергетики до 2043 года и Национальная стратегия электрификации до 2030 года. Своего рода план ГОЭЛРО для Мозамбика. Задача - увеличение производства электроэнергии с нынешних 2,6 тыс. МВт в год до 17,7 тысячи10 (это несколько Асуанских плотин) стоимостью не менее 34 млрд. долларов. Среди перспективных проектов выделяется создание ряда объектов гидроэнергетики и электрогенерации на природном газе, в том числе весьма крупных, объединение разрозненных энергетических систем11, возведение новых магистральных ЛЭП, соединяющих энергосистемы соседних стран (ЮАР, Зимбабве, Малави, Эсватини).

Последовательная реализация мозамбикским правительством стратегических планов, как предполагается, приведет к закреплению за страной статуса одной из ведущих экономик континента, основного энергетического и транспортного «хаба» и главного посредника во внешней торговле соседних стран - членов Сообщества развития Юга Африки (САДК), особенно не имеющих выхода к мировому океану. Мозамбик на наших глазах превращается в одного из так называемых шести африканских львов - наиболее перспективных государств Африки южнее Сахары12.

Местный рынок становится с каждым годом все более конкурентным. В настоящее время не осталось ни одной отрасли экономики, где нет иностранных инвесторов. Среди главных - страны Евросоюза и США, КНР и Бразилия, ЮАР, ОАЭ, Индия.

В отличие от большинства современных партнеров Мозамбика, Россия никогда не рассматривала эту дружественную нам страну как цель в геополитической конкуренции за мировые природные ресурсы. Однако, обладая огромными собственными ресурсами углеводородов и развитой электроэнергетикой, именно наша страна имеет уникальные компетенции в развитии топливно-энергетического комплекса, столь нужные сегодня мозамбикцам. Их стратегические планы диверсифицированного развития представляют широкие возможности и для российских компаний для раскрытия их экспортного потенциала и компетенций на мировом рынке в хорошо освоенных нами сферах углеводородной и электроэнергетики, промышленной переработки, а также в развитии транспортной инфраструктуры.

С учетом указанных факторов Мозамбик не остался за бортом обновленной стратегии России в отношении континента. Существенный импульс укреплению российско-мозамбикских связей придали визиты в Мапуту в 2014 и 2018 годах министра иностранных дел России С.В.Лаврова и первое заседание в 2018 году Межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, а также ответный визит в Россию в 2019 году министра иностранных дел Мозамбика Жозе Пашеку и участие в 2018 и 2019 годах мозамбикских министров в Петербургском международном экономическом форуме.

Переломным для двусторонних отношений, без сомнения, стал 2019 год. Впервые в современной истории России состоялся официальный визит в Москву на высшем политическом уровне Мозамбика. В ходе теплой и откровенной встречи Президент России В.В.Путин и Президент Республики Мозамбик Ф.Ньюси поставили задачу поднять реальное сотрудничество на достойный уровень, подтвердили взаимную готовность продолжить работу по наращиванию двустороннего взаимодействия по всем направлениям и особенно - продвижению совместных проектов на экономическом треке. Подписанием ряда двусторонних документов13 политической и экономической направленности дан старт подготовки новой договорно-правовой базы, отражающей отраслевые реалии современного этапа развития обеих стран.

Договоренности президентов закреплены в ходе первого Российско-Мозамбикского бизнес-форума в Москве в августе 2019 года и активного участия Ф.Ньюси в первом саммите и Экономическом форуме «Россия - Африка», на встречах с руководителями ведущих российских компаний.

Амбициозные программы и проекты мозамбикских властей привлекают интерес крупных российских компаний. Процесс их возвращения в Мозамбик начался. В настоящее время ПАО «НК «Роснефть» участвует в международном консорциуме проекта по добыче природного газа на одном из шельфовых месторождений. Компания активно развивает договорно-правовую базу дальнейшего сотрудничества с местным регулятором - Национальным институтом нефти и государственной холдинговой Национальной корпорацией углеводородов «ENH» по освоению ряда месторождений углеводородов. Другие российские компании ТЭК также имеют хорошие возможности выхода на мозамбикский рынок как самостоятельно, так и в составе консорциумов. «Интер РАО-Экспорт», подписавшая в ходе визита президента в Москву меморандум о взаимопонимании с Мозамбикской электроэнергетической компанией «Electricidade de Moçambique», а также «Россети» планируют начать освоение емкого электроэнергетического сектора. Речь идет об участии в строительстве ряда электростанций и ЛЭП, создании совместных управляющих предприятий.

С участием российского капитала компания «Tazetta Resources» реализует проект добычи тяжелых (титано-циркониевых) песков в провинции Замбезия, на открытии которого присутствовал Президент Ф.Ньюси.

Очевидно, что при осуществлении инфраструктурных проектов и создании современной транспортной и коммуникационных сетей в Мозамбике будет востребована российская техника и технологичные решения. Мапуту открыт к сотрудничеству с отечественным бизнесом. Это означает, что российские государственные и частные компании добывающего, промышленного, информационно-коммуникационного и аграрного секторов имеют возможность в достаточно комфортных условиях войти и закрепиться на молодом, конкурентном, емком и крайне перспективном рынке Юга Африки. Там есть поле для использования российской экспортной продукции, новых компетенций наших компаний, их совершенствования с целью увеличения эффективности деятельности в других регионах мира.

Позитивные результаты приносит претворяемое в жизнь вместе с Мозамбиком двустороннее Соглашение об использовании остающейся государственной задолженности на цели финансирования проектов в области развития, так называемое «долг в обмен на развитие»14. Проекты осуществляются, как правило, по следующим направлениям: образование, здравоохранение, энергетика. В настоящее время совместно со Всемирной продовольственной программой ООН реализуется проект по организации системы школьного питания с бюджетом в 40 млн. долларов.

Рассматриваются возможности поставки по этой схеме легковой и специальной техники для нужд здравоохранения и промышленного сектора. К мозамбикскому рынку проявляют интерес ведущие автоконцерны - КамАЗ, ГАЗ и УАЗ. Производители тяжелого транспортного оборудования - «Объединенная вагоностроительная компания ТМХ», ПАО «Силовые машины» присматриваются к программам развития мозамбикских портов и железных дорог.

Запуск даже части запланированного позволит двусторонней торговле наконец-то стабильно перевалить за скромные 100 млн. долларов в год.

Реализация масштабных планов, очевидно, потребует целенаправленной подготовки большого количества местных специалистов, в первую очередь по инженерно-техническим направлениям. В этой области Россия, как когда-то СССР, может сыграть заметную роль, возобновив практику направления в Мозамбик на контрактной основе преподавателей высших и профессионально-технических учебных заведений и работников сферы здравоохранения.

Конечно, не все безоблачно сегодня на мозамбикском политическом небосклоне. Партнеры страны озабочены сохраняющейся нестабильностью и ситуацией с безопасностью в ряде регионов. С трудом завершив в 2019 году, благодаря личному мужеству и прозорливости Президента Ф.Ньюси, длившийся десятилетия процесс урегулирования вооруженного сопротивления ведущей оппозиционной партии, страна столкнулась с новой напастью. Мозамбик подвергся агрессии международного терроризма, сторонников ИГИЛ. В провинции Кабу-Делгаду пришлые из разных регионов Африки бандиты под черным флагом с 2017 года целенаправленно терроризируют население, демонстративно дестабилизируют положение. 

Правительство страны, реализуя на практике формулу «Африканским проблемам - африканские решения», пока ведет борьбу своими силами и во взаимодействии с соседями по САДК. Приходит осознание, что как и независимость страны, так и суверенитет над природными ресурсами надо уметь защищать.

Сегодня складывается уникальная возможность реально упрочить российское присутствие в Мозамбике, несмотря на сложившуюся там за предшествующие десятилетия высококонкурентную среду. Для полномасштабного развития торгово-экономического сотрудничества на новом историческом этапе у нас есть многое. Это и нацеленность мозамбикского руководства, и сохраняющаяся память о бескорыстной помощи СССР в самый сложный период становления молодой государственности. Российскому бизнесу в этих доброжелательных условиях необходимо лишь действовать целеустремленно и напористо.

Внимание к африканской тематике никогда не было таким пристальным в новейшей российской истории, как сейчас. Мозамбик вновь превращается в одного из ключевых партнеров России на континенте, а с учетом его географического положения - возможно и главных ворот на рынки САДК. Двусторонние отношения в полной мере выстраиваются в русле выполнения поставленной Президентом России В.В.Путиным задачи удвоения товарооборота с Африкой, последовательной реализации Нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» и закрепления нашего государства в роли надежного друга и партнера в развитии на деидеологизированной, прагматичной и взаимовыгодной основе. Для достижения цели нужна, правда, не только политическая воля, но и понимание со стороны российских экономических операторов перспектив своего собственного развития с использованием возможностей, которые предоставляет сегодня активно расширяющийся рынок Мозамбика.

 

 

1Российско-мозамбикские переговоры // Сайт Президента России // URL: http://kremlin.ru/catalog/countries/MZ/events/61352

2Шубин В.Г. Горячая «холодная война»: Юг Африки (1960-1990 гг.) // Издательский дом «ЯСК» // URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785955106557.html

3Findlay J. Peter. Canadian LNG Competitiveness // Oxford Institute for Energy Studies // URL: https://www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/uploads/2019/12/Canadian-LNG-Competitiveness-NG-156.pdf

4Natural gas demand grows strongly by 40% from 2017 to 2040, supported by air quality policies, abundant low-cost supplies and the expansion of LNG trade // CEDIGAZ // URL: https://www.cedigaz.org/natural-gas-demand-grows-strongly-by-40-from-2017-to-2040-supported-by-air-quality-policies-abundant-low-cost-supplies-and-the-expansion-of-lng-trade/

5Aluminum Legacy // The Business Year // URL: https://www.thebusinessyear.com/mozambique-2016/aluminum-legacy/focus

6Rodrik Dani. Premature Deindustrialization // National Bureau of Economic Research // URL: https://www.nber.org/papers/w20935.pdf

7GDP growth (annual %) - Mozambique // The World Bank // URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KD.ZG?end=2018&locations=MZ&start=1998

8Proposta do Plano Económico e Social para 2020 // Ministério de Economia e Finanças da República de Moçambique // URL: http://www.mef.gov.mz/index.php/documentos/instrumentos-de-gestao/plano-economico-social-pes/pes-2020

9Covid-19: Total reaffirms schedule for Mozambique LNG project // Club of Mozambique // URL: https://clubofmozambique.com/news/covid-19-total-reaffirms-schedule-for-mozambique-lng-project-160623/

10Aprovado Plano Director Integrado de Infra-Estruturas de Electricidade // Electrecidade de Moçambique // URL: https://www.edm.co.mz/pt/website-mobile/article/news/aprovado-plano-director-integrado-de-infra-estruturas-de-electricidade

11 Cotton Matthew, Kirshner Joshua, Salite Daniela. The political economy of electricity access. Lessons from Mozambique // White Rose University Consortium // URL: http://eprints.whiterose.ac.uk/152668/1/The_political_economy_of_electricity_access_lessons_from_Mozambique.pdf

12 Bhorat Haroon, Tarp Finn. The Pursuit of Long- Run Economic Growth in Africa // Brookings Institution // URL: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2016/07/chapter-one_-africas-lions-9780815729495.pdf

13URL: http://kremlin.ru/supplement/5434

14О финансировании национальной программы школьного питания Мозамбика // Сайт Посольства России в Мозамбике // URL: https://mozambik.mid.ru/rossia-mozambik/-/asset_publisher/DtbCVdp7AQ4w/content/o-finansirovanii-nacional-noj-programmy-skol-nogo-pitania-mozambika?inheritRedirect=false