Весть о кончине итальянского журналиста, общественного деятеля, ученого и человека культуры была для меня неожиданной и страшной. Я знал его почти 40 лет, с того момента, когда он в 1980 году приехал в Советский Союз в качестве корреспондента газеты «Унита», центральной газеты итальянской Компартии.

В 1980 году и начале 1981-го в двух номерах журнала «Новый мир» вышла моя работа о политической философии Никколо Макиавелли. Это исследование попросил у меня для публикации главный редактор «Нового мира» С.С.Наровчатов. В своем исследовании я пытался показать и доказать, что Макиавелли и макиавеллизм - это совершенно разные вещи. Макиавелли разоблачал политиков в их различного рода манипуляциях, лжи, вероломстве и т. д., но все эти грехи необоснованно приписывались ему самому. Поэтому на гениальные произведения Макиавелли было наложено своеобразное табу. Книга Макиавелли, по сути, оказалась под запретом, а в Италии и других европейских странах она была включена в индекс запрещенных книг.

С.Наровчатов хорошо это понимал и поэтому просил меня взять всю ответственность на себя. Я с некоторой иронией, полушутя-полусерьезно ответил ему, что если не соглашусь с этим, то все равно отвечать буду я, поскольку как заведующий сектором художественной литературы отдела культуры ЦК КПСС отвечаю за все писательские организации, за все их газеты и журналы и за все, что ими издается и публикуется. И действительно, как только моя работа вышла из печати, пошел поток писем, в которых меня обвиняли в антимарксизме, антисоветизме, антикоммунизме и макиавеллизме.

В это время мне позвонил итальянский корреспондент, представился: «Я Джульетто Кьеза, корреспондент итальянской газеты «Унита», очень просил бы вас принять меня и дать мне интервью о вашей только что опубликованной работе, посвященной политической философии Никколо Макиавелли». Я не без труда получил разрешение принять этого корреспондента, после чего состоялась наша первая встреча.

Д.Кьеза рассказал мне, что давно хотел попасть в Советский Союз, чтобы ближе, конкретнее познакомиться с жизнью нашей великой страны и великого народа, и наконец его мечта осуществилась. Он упомянул, что учился на физическом факультете, хотел стать ученым, был одним из руководителей региональной организации итальянской коммунистической молодежи, а затем итальянской Компартии (в Генуе), является убежденным коммунистом и другом нашей страны. Поскольку Н.Макиавелли - один из величайших мыслителей итальянского народа, то важно будет познакомить итальянскую общественность с моей работой, посвященной его взглядам. И действительно, интервью было опубликовано в Италии, вскоре Д.Кьеза вручил мне его и сказал, что оно вызвало весьма положительный общественный резонанс.

С тех пор мы иногда встречались, как правило накоротке, и обсуждали самые разные проблемы. Я видел, как улучшался его русский язык, как расширялись его познания в различных областях нашей жизни и как он стремился донести все это через свою газету до простых итальянцев. С ним всегда было очень легко и приятно встречаться и общаться благодаря его редко встречающейся в наше время исключительной доброжелательности, вежливости и любезности. Даже на мимоходных встречах, когда практически не было ни одной свободной минуты, он всегда начинал разговор с расспросов, как поживают члены моей семьи, чем они занимаются, что их волнует, и это были не формальные вопросы, а именно глубоко человеческое отношение, проявление искреннего интереса к жизни своих знакомых и их родных и близких.

Мое исследование давало нам возможность обсуждать любые проблемы, потому что политические взгляды Н.Макиавелли касались самых разных сторон жизни любого общества и любого государства. И вот тогда я впервые с некоторым удивлением услышал критическую оценку Джульетто Кьезой положения дел в нашей стране. Разумеется, мне как работнику ЦК КПСС были известны взгляды и настроения в нашем обществе относительно застоя. Мой собеседник Д.Кьеза считал критику в определенном смысле оправданной, но добавлял, что эти прозападные либералы просто не знают Запада, поскольку Запад давно уже находится в кризисном состоянии, и говорить о свободе и демократии в европейских странах несерьезно и необоснованно. И при этом добавлял, что к критическим замечаниям надо относиться с вниманием, стараться изживать те недостатки, на которые указывают, но вместе с тем не ослаблять, а, наоборот, укреплять ту реальную свободу и демократию, которая существует в Советском Союзе. Из всего этого я делал вывод, что Джульетто Кьеза - настоящий друг нашей страны и нашего народа.

Когда началась перестройка, при наших нечастых встречах и телефонных разговорах мы, разумеется, старались обсуждать события, связанные с этими реформами. Здесь у нас сразу обнаружились расхождения. Джульетто Кьеза считал М.Горбачева самым обычным партийным функционером без особых дарований и талантов. Он полагал, что это обыкновенный партийный работник, попавший в струю и быстро сделавший карьеру. В наших беседах Д.Кьеза говорил, что Горбачев не виноват в том, что делается с перестройкой, он просто попал в такую ситуацию, из которой очень трудно выбраться, что он, может быть, хотел бы решать все вопросы по-другому, но обстоятельства заставляют его принимать не совсем верные и даже ошибочные решения.

Что касается Б.Н.Ельцина, Д.Кьеза прямо говорил о его открытом предательстве, о том, что страна разворовывается и распродается и что ради укрепления своей власти Ельцин был готов на все - пойти на любые уступки американцам и европейцам лишь бы сохранить власть в своих руках. Здесь Д.Кьеза не жалел крепких слов в адрес Президента Ельцина, и тут наши оценки совпадали.

Когда Ельцин понял, что он довел Россию, как говорят, до ручки и уже стоит вопрос - быть или не быть России, он вынужден был сложить с себя полномочия и передать их В.В.Путину. Мы также обсуждали этот вопрос с Д.Кьезой, и, по его мнению, только благодаря В.В.Путину Россию удалось сохранить. Более того, он добавлял, что все последующие годы В.В.Путин как Президент России проводил умную и даже мудрую международную политику, стремясь укреплять и развивать Россию и ее взаимоотношения с другими государствами. Это проявилось как в борьбе против терроризма, так и при «фашистском перевороте на Украине» (слова самого Д.Кьезы). Сохранение России как самостоятельного и независимого государства он считал личной заслугой В.В.Путина и одобрял все его действия, касавшиеся возрождения России. Естественно, говорил Д.Кьеза, это была сверхтрудная задача, но В.В.Путину удалось с ней справиться, и Кьеза считал, что в данном случае России повезло с настоящим руководителем. И впоследствии выступления и действия В.В.Путина по многим проблемам - внутриполитическим и внешнеполитическим - будут вызывать горячее одобрение Джульетто Кьезы.

В 2001 году, когда в Нью-Йорке были разрушены «башни-близнецы», руководство Соединенных Штатов официально объявило, что это дело рук международного терроризма. Однако не все поверили этому, в том числе и Д.Кьеза. Как известно, было проведено специальное расследование этого трагического события и его деталей, оно свидетельствовало о том, что это была скорее грандиозная провокация, замысленная и проведенная спецслужбами США ради того, чтобы в конечном счете повернуть ход истории в пользу США с их претензиями на мировое господство. Мы не раз обсуждали с Д.Кьезой эту проблему, и он каждый раз убедительно доказывал свою точку зрения на данное событие. Он написал об этом статьи и книгу, открыто и мужественно выступал со своей версией, не боясь никаких угроз и преследований.

Джульетто Кьеза хорошо знал Соединенные Штаты и, в частности, методы высшего  политического руководства этой страны как во внутренней, так и внешней политике, и в отличие от абсолютного большинства журналистской братии во многих странах он не только не считал США страной свободы и демократии, но, напротив, был убежден, что ее финансово-промышленная, военная элита и высшее политическое руководство являются настоящим врагом человечества, поскольку они ради своих корыстных интересов постоянно вмешивались и вмешиваются во внутренние дела почти всех стран и при этом не стесняются применять грубую силу, давление, шантаж, вплоть до развязывания вооруженных конфликтов и войн. Не СССР и Россия, а США были и являются настоящей империей зла. Достаточно напомнить, говорил Д.Кьеза, что все президенты США (кроме одного) вели войны против различных государств, а внутри самих Соединенных Штатов все прогрессивные партии были разгромлены, и даже от профсоюзов почти ничего не осталось. О какой демократии и свободе может идти речь в самих Соединенных Штатах, не говоря уже об их попытках навязать подобную свободу и демократию другим странам?!

Д.Кьеза много раз говорил о низком уровне культуры в Соединенных Штатах. Разве можно сравнивать, например, богатейшую, многотысячелетнюю культуру Китая, Индии, стран Востока, стран Европы с культурой Соединенных Штатов? Уровень культуры обычного американца несравнимо беднее и ниже уровня культуры европейца. Что касается образования, то, например, студенты в США за свою учебу в университетах задолжали 1,45 трлн. долларов, и подобная система образования выдается руководством США за самую лучшую и прогрессивную! Все богатство Соединенных Штатов находится в руках 1,1% населения, о какой свободе, равенстве, демократии может идти речь?! Несмотря на баснословные прибыли транснациональных корпораций, жизненный уровень населения Соединенных Штатов за последние десятилетия постоянно снижается. Словом, как говорил Джульетто Кьеза, руководство Соединенных Штатов представляет собой самую большую опасность не только для народов всего мира, но и для своего собственного народа.

Давно не секрет, что США живут за чужой счет. Видимо, неслучайно выдающийся американский ученый Ноам Хомский назвал Соединенные Штаты страной государственного терроризма. Эта страна разместила свои военные базы во всех точках земного шара, и особенно вокруг границ России, ее руководство объявило Россию врагом номер один. Все те страны, которые стремятся сохранить свою независимость, объявляются врагами и против них ведется открытая борьба по всем направлениям. Д.Кьеза хорошо видел, что ради сохранения своего лидерства и установления мирового господства американское руководство готово пойти на любые авантюры, вплоть до развязывания третьей мировой войны. Единственным надежным заслоном этому безумию является Россия. Поэтому при каждом случае он всегда и везде защищал Россию от всякого рода и вида русофобов.

Д.Кьеза был одним из тех редких аналитически и критически мыслящих людей, которые хорошо видят и осознают метаморфозы, происходящие в современном мире. В своих статьях и интервью он неоднократно писал и говорил об основных опасностях и тенденциях, угрожающих человечеству, одну из таких глобальных угроз он  четко определил и выразил в одном из своих интервью: «Хочу подчеркнуть: иногда мое мышление, мою позицию называют ностальгической. Это совершенно не так. Я размышляю реалистично. Россия исторически (не потому, что у нее есть своя миссия - не бывает «особых» стран и народов, все одинаковы!) оказалась в такой ситуации, что на сегодняшний день она одна может остановить сумасшествие западного мира. И здесь я разделяю старую идею Александра Зиновьева о том, что Запад, в первую очередь Америка, породил сумасшедшее общество. Это особая формация, которая стремится распространиться на весь мир. Она ориентирована на использование других народов, нацелена на насильственное доминирование в политике и культуре. И Россия сейчас единственная страна, которая может остановить это безумие. Об этом я пишу в своей книге «Русофобия 2.0». Это не миссия, это исторический процесс. Поэтому я защищаю Россию как заслон сумасшествию. Таким образом, я защищаю Европу, себя и будущие поколения. Надо остановить Запад… Я считаю, что Запад потерял чувство реальности, там верховодят сумасшедшие люди, которые не хотят и не могут адекватно воспринимать реальность. Единственный способ остановить их - это сделать так, чтобы они испугались. Надо испугать их! Посмотрите, что сегодня творится в Америке… там господствует абсурдная, нереалистичная картина мира. И Соединенные Штаты ведут нас к войне. Поэтому я защищаю Россию как заслон этой агрессии»1.

Три года назад я решил наконец издать отдельной книгой свою работу о политической философии Н.Макиавелли и попросил Д.Кьезу написать к ней предисловие, он с удовольствием согласился. В своем предисловии Джульетто Кьеза отметил: «Прочтение великолепной работы Константина Долгова о Никколо Макиавелли и историческом значении его «политической» фигуры доставило мне большое удовольствие и  в то же время стало источником рефлексии о радикальных изменениях, которые произошли с тех времен и продолжают происходить до сих пор.

Нынешний глобальный кризис - это в первую очередь кризис западного мышления. К.Долгов наглядно доказывает, что история современной западной мысли восходит к итальянскому Возрождению. Поэтому мы все должны внимательно вглядеться в то, в каких аспектах этого мышления скрывались ядовитые семена кризиса.

Одним из симптомов кризиса - наиболее впечатляющим и показательным, на мой взгляд, - является неспособность западных интеллектуальных элит и политического руководства анализировать события, которые разворачиваются перед их глазами с нарастающей скоростью. Удивительно, что «наследники века Просвещения» ослепли. И поскольку они, несмотря на кризис, по-прежнему остаются у власти, результатами их слепоты становятся все более драматические катаклизмы, причины которых никто не знает.

Как будто весь Запад попал в ловушку массового «когнитивного диссонанса». Это происходит от неспособности понять, что предлагаемая интерпретация событий не соответствует тому, как воспринимаются эти события миллионами людей… что создает всеобщее чувство растерянности и смятения…»2

Задумываясь об истории Европы, Д.Кьеза отмечал, что нынешний глобальный кризис - это кризис западной мысли, причем кризис почти беспросветный, без единого проблеска. По его мнению, выход из феодализма был полной противоположностью реальности, которую мы наблюдаем сегодня. Героями того времени были интеллектуалы, стремившиеся освободить человеческий разум от сковывавших его оков. Человеческое общество начало постепенно возрождаться. То время было удачно названо эпохой Возрождения, в центре которой стоял человек, поэтому это было «настоящее» время, а не то время, в котором живем мы, когда ритм и темп жизни диктуется технологиями.

Титаны эпохи Возрождения положили начало процессу, плоды которого мы пожинаем в настоящее время, они радикально изменили ход истории, превратив человека в хозяина Вселенной, и если раньше он был органически вписан в структуру и жизнь Земли и космоса, то в результате так называемого «прогресса» он потерял законное, положенное ему место во Вселенной, начал разрывать связи с природой и ради удовлетворения постоянно растущих потребностей стал наносить непоправимый вред всей природе, а следовательно, и самому себе.

Глубокий современный кризис западного мышления проявляется прежде всего в том, что человек вооружен мощной технологией, но не имеет знаний, необходимых для восстановления нарушенного баланса, и этим напоминает скорее сумасшедшего хозяина, у которого полно инструментов, которыми он не умеет пользоваться.

Из наших встреч и бесед с Джульетто Кьезой у меня в памяти остается образ необычайно талантливого, доброго, разносторонне развитого, открытого, веселого, теплого и мягкого в общении и при этом твердого и принципиального в делах человека, стремившегося всегда установить правду. Он был не только одним из самых талантливых журналистов нашего времени, но и выдающимся ученым, политологом, социологом, общественным деятелем и деятелем культуры, который хорошо разбирался в международных отношениях, экономике и мировой политике. Мы с Джульетто много раз обсуждали философию, историю, литературу, искусство Древней Греции, Древнего Рима, Италии, России, мы все видели, чувствовали и осмысливали в одних образах, одних представлениях, понятиях, которые объединялись единственным словом - любовь. Любовь к Древней Греции, Древнему Риму, Италии и России. В этом смысле мы говорили с ним на одном языке.

Джульетто Кьеза искренне гордился достижениями нашего народа во всех сферах жизнедеятельности - в промышленности и сельском хозяйстве, в науке и культуре, в освоении космоса. Он отмечал все наши праздники и особенно трепетно относился ко Дню Победы как величайшему празднику победы над гитлеровским фашизмом и его союзниками. Для него, как и для нас, этот день был священным, ибо великая радость соединялась здесь с такой же великой скорбью и печалью о жертвах этой страшной войны. Неслучайно в последние десятилетия он активно выступал в средствах массовой информации против возрождающегося фашизма в европейских странах. Его тревожила фашизация жизни и сознания европейских народов, манипулирование общественным сознанием людей через средства массовой информации, находящиеся под контролем власть имущих. 

Все свои таланты и знания он посвятил служению итальянскому и другим народам Европы и мира. Кроме того, у меня сложился его многоплановый образ мыслителя, архитектора, инженера - современного Леонардо да Винчи, пытающегося ликвидировать тот разрыв, который произошел в ходе многовекового исторического прогресса между человеком и природой, разрыв, грозящий расстройством внутреннего механизма всего космоса. И мне казалось и кажется, что Джульетто Кьеза, как в свое время титаны Возрождения, пытается связать архитектуру и ландшафт бытия с архитектурой и ландшафтом сознания и тем самым снова возвести человека на то место в природе и космосе, которое он занимал с момента своего появления. Эта грандиозная попытка соединить внутренний, духовный мир человека с внутренним миром самой природы и создать совершенный, гармоничный, прекрасный мир вечного космоса. В этом смысле Джульетто Кьеза является таким же первопроходцем, какими он называл Никколо Макиавелли и Галилео Галилея и какими были Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и другие представители Возрождения.

Считаю за большое счастье встретить такого человека в своей жизни, общаться с ним, беседовать, спорить. И не переставать восхищаться.

 

1http://pravorf.org/index.php/news/2127-dzhuletto-keza-rossiya-eto-zaslon-sumasshestviyu

2Долгов К.М. Гуманизм, Возрождение и политическая философия Никколо Макиавелли. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. С. 25-26.