РАЗРАЗИВШИЙСЯ на рубеже 2006-2007 годов энергоресурсный кризис между Россией и Белоруссией нанес серьезный удар не только торгово-экономическим отношениям двух стран и их международному авторитету, но и вскрыл ряд глубинных экономических и политических противоречий.
С одной стороны, белорусское правительство демонстрировало готовность вести конструктивный диалог с российскими экспортерами энергоносителей, с другой - всячески затягивало переговоры, выдвигая встречные условия, заведомо неприемлемые для них. При этом правящим классом Белоруссии ставилась задача показать силу и непоколебимость собственных позиций, прочность хозяйственного комплекса республики. Неоправданные действия Минска по перекрытию нефтепроводов "Дружба-1" и "Дружба-2" привели к таким последствиям, которые отразились на имидже России как надежного партнера Евросоюза в сфере поставок энергоресурсов. Однако и после достигнутых с таким трудом соглашений с российской стороной Минск немедленно начал пропагандистскую кампанию, направленную на оправдание последующих односторонних мер по их фактическому пересмотру.
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ российско-белорусских отношений свидетельствует об их стагнации. В 2006 году повышения уровня сотрудничества России и Белоруссии не произошло, наоборот, появились новые барьеры в торговле и продвижении капитала. Экономическая и валютная конвергенция целенаправленно сдерживалась белорусским руководством, которое отвергало необходимость проведения назревших хозяйственных реформ и перехода к догоняющей модели национальной экономики. В силу в том числе и этих обстоятельств процесс экономической вовлеченности и складывания "кооперации зависимости" субъектов хозяйствования двух стран заметного развития не получил. Все это препятствовало созданию общего рынка в рамках Союзного государства, прогрессу в сближении экономической политики национальных правительств и переходу на новый, более высокий уровень сотрудничества между Россией и Белоруссией.
В экономической сфере Минском ставились препятствия по созданию транснациональных финансово-промышленных групп в рамках Союзного государства, по развитию партнерства с крупными российскими компаниями. От разработки и осуществления масштабных экономических проектов с Россией белорусское правительство уходило. Валютная интеграция, которая является неотъемлемой составляющей активизации процессов экономической интеграции, была заморожена Президентом Александром Лукашенко, который усмотрел в ней угрозу независимости Белоруссии. Вопрос о введении на территории двух государств единой союзной валюты (ее предполагалось ввести в 2005 г.) белорусской стороной был закрыт. Не происходило и интенсификации валютно-финансового сотрудничества в виде унификации валютного и финансового законодательства, расширения использования национальных валют во взаимной торговле и проведения операций с ценными бумагами.
Одновременно Республика Беларусь продолжала придерживаться практики предоставления индивидуальных налоговых и таможенных льгот своим хозяйствующим субъектам, несмотря на имевшую место договоренность с Россией об их отмене. До последнего времени тормозился процесс унификации ставок белорусских таможенных пошлин с российскими. Несмотря на обращение российской стороны, белорусское правительство применяло меры нетарифного регулирования, не соглашалось на ликвидацию различий в системе лицензирования и квотирования ряда товарных групп, занижало уровень налогообложения товаров. В контексте экспортных операций на рынке Евросоюза, основном для обеих стран, Белоруссия вела себя как жесткий конкурент российских товаропроизводителей, не стесняясь в методах борьбы.
Впервые Минск пошел на создание препятствий в области продвижения транзитных грузов в Калининградскую область России. С января 2007 года таможенные органы Белоруссии нарушают договоренности, достигнутые в 1998 году по вопросам перевозок российских товаров из Калининградской области на остальную часть территории России транзитом через Белоруссию и по перевозкам российских товаров в Калининградскую область. Транспортные компании Калининградской области при перевозках российских грузов на остальную часть страны несут существенные убытки, вызванные простоями, срывом контрактных обязательств, оплатой навязанных белорусской стороной конвоев и стоянки.
Нефтегазовый конфликт с Россией обнажил неэффективность и ущербность белорусской модели экономики, зависимость ее от внешних ресурсных источников, показал дотационный характер "белорусского экономического чуда". При экспорте природного газа и нефти по льготным ценам в Белоруссию Россия ежегодно дотировала республику (если исходить из западноевропейских цен на эти энергоносители) на сумму эквивалентную 10 млрд. долларов в год. Этот объем финансовых средств сопоставим с доходной частью республиканского годового бюджета, которая практически не растет в последние годы. Кроме того, белорусская сторона активно и достаточно успешно использовала российский рынок для беспошлинного сбыта своих товаров. Треть белорусского экспорта приходилась на Россию (около 50% на Евросоюз). В каждом белорусском товаре стоимость затраченных при его производстве энергоресурсов составляет более десятой части всей стоимости (в машинотехнической продукции - более 12%). Промышленность Белоруссии работала до 2007 года преимущественно на дешевом российском газе (почти 95% крупных и средних предприятий), используя льготную российскую нефть, дешевую российскую и украинскую электроэнергию. Энергозатратная машинотехническая продукция белорусских предприятий преимущественно экспортировалась в Россию и Украину. Теперь объемы ее экспорта и, соответственно, прибыли могут значительно сократиться. Вот почему Александр Лукашенко и в дальнейшем будет прилагать максимум усилий для того, чтобы вернуть льготы и преференции, которые республика имела от России до 2007 года.
В этих условиях Президент Белоруссии Александр Лукашенко поставил задачу дальнейшего сокращения энергозатрат в хозяйственном комплексе (в 2006 году они были сокращены всего на 1,9%), инициировал вопрос о строительстве АЭС и потребовал провести тщательный анализ эффективности продвижения внешнеэкономических интересов республики, напрямую связанных с проблемой обеспечения энергетической безопасности. Энергетическую безопасность Белоруссии белорусский лидер видит в диверсификации энергопоставок за счет альтернативного импорта нефти из Ирана, Венесуэлы и Азербайджана. Что касается новой цены за энергоносители, то купирование ее повышения Лукашенко надеется достичь посредством быстрого увеличения прибыли от экспорта белорусских товаров и повышением в одностороннем порядке тарифов на транзит российских энергоресурсов.
Конфликты в разных отраслях, то и дело омрачающие взаимоотношения между Россией и Белоруссией, возникают не только с пугающей регулярностью, но и отличаются длительностью и болезненностью протекания. Нефтегазовый конфликт и другие торговые войны (сахарная, табачная, кондитерская, пивная), ведущиеся между Россией и Белоруссией, являются проявлением глубинного политического кризиса, который латентно развивался на протяжении всех последних лет в межгосударственных отношениях.
МЕЖДУ РОССИЕЙ И БЕЛОРУССИЕЙ затянулся спор о принципах создания и наиболее подходящей на данном этапе модели Союзного государства. В свое время в качестве возможных рассматривались несколько вариантов союзного строительства: от валютной интеграции до модели ЕС и инкорпорации Белоруссии в состав Российской Федерации. Предложения исходили от российской стороны. Александр Лукашенко предлагал союзные отношения строить на основе действующего Договора о строительстве Союзного государства, основные положения которого не осуществлены на практике до настоящего дня. Не состоялись выборы в парламент Союзного государства, не разработан устраивающий обе стороны проект Конституционного акта, нет единой валюты, не сформирован Суд и Счетная палата Союзного государства.
Все это свидетельствует о том, что за семь последних лет не удалось заложить даже фундамент Союзного государства, сформировать на межгосударственном уровне сферу общих интересов и ценностей. Государства - участники интеграционного процесса институционально остались в рамках исключительно национальных интересов и соответствующей им политики. И это касается не только экономики, торговли и финансовой системы. Координация совместной внешней и оборонной политики союзников де-факто предстает недостаточной, а по отдельным направлениям откровенно слабой.
Одним из главных препятствий для сближения двух государств является внешнеполитическая концепция Республики Беларусь, которая ориентирована на безусловное сохранение суверенитета и независимости, рассматриваемые государственно-политическим руководством республики как высшая ценность. Основополагающий и неизменный принцип внешней политики Белоруссии - "многовекторность". Большую активность на восточном внешнеполитическом направлении в предшествующий период Лукашенко квалифицировал как ошибку, нанесшую ущерб отношениям с Западом.
Последние выступления белорусского лидера подтверждают, что в споре с Россией Лукашенко волнуют только вопросы сохранения и удержания собственной политической власти в контексте заявленного стремления выдвигаться на четвертый президентский срок. К реальной интеграции не на словах, а на деле нынешний президент, судя по всему, не стремится.
Минск пытается в последнее время нормализовать отношения с ЕС. Интенсификация сотрудничества Белоруссии с Евросоюзом преследует как экономическую выгоду, так и вполне определенные политические цели. Белорусские власти надеются, что усиление экономической мощи Евросоюза и его территориальное расширение приведут к возрастанию роли и влияния ЕС в НАТО, ОБСЕ, Совете Европы и других общеевропейских институтах. Поэтому повышение уровня отношений Белоруссии с ЕС будет автоматически означать повышение уровня отношений республики и с этими международными организациями.
Президентская администрация Белоруссии вполне осознает, что победить в экономическом противостоянии с несравненно более мощной Россией нельзя, для этого нужны союзники как среди бывших республик СССР, так и стран Европейского союза. Кроме того, белорусское руководство уловило озабоченность Евросоюза проблемами энергопоставок и явно стремится использовать этот фактор для организации давления ЕС на Россию, надеясь получить от этого вполне ощутимые выгоды как страна - транзитер нефти и газа в Западную Европу.
Конечно, построению Союзного государства мешают различие экономических моделей и уровней политического развития России и Белоруссии. Но не это самое главное препятствие. Дело в том, что опасения правящего класса Белоруссии по поводу потенциального поглощения республики большим восточным государством, приватизации недвижимости российскими "олигархами" породили определенные мифы. Особенно активно насаждался миф о возможности создания общего государства с сохранением внутри него полной государственной независимости и суверенного статуса Белоруссии, равноправной во всех отношениях с Россией. Другой миф, порожденный в головах белорусских чиновников, связан с возможностью якобы гармоничного сочетания союзного строительства с процессом формирования самостоятельной белорусской нации, с ее особой культурой и национальной государственностью.
К сожалению, оба этих мифа о Союзном государстве нашли отражение в массовом сознании белорусов, были подхвачены и отдельными российскими политиками. Это во многом объясняет и тот факт, что периоды обострения межгосударственных отношений практически не отражаются на общественном мнении: половина белорусов твердо высказывается за союз независимых государств. В России же, где подобным мифотворчеством политическая элита не занимается, российско-белорусские кризисы, сопровождаемые политической истерикой Лукашенко, множат ряды противников Союзного государства.
В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ белорусские официальные лица много рассуждают на тему российских военных объектов, расположенных на территории республики, не понимая, очевидно, что их присутствие имеет огромное значение и для самой Белоруссии. В последнем интервью информационному агентству Рейтер Президент Александр Лукашенко объявил о намерении предъявить России счет за "военное сотрудничество", которое, по его мнению, было для России бесплатным. Белорусский лидер намерен взыскать с России затраты Белоруссии на охрану "союзной" границы, содержание региональной группировки войск и арендную плату за размещение на территории Белоруссии двух российских военных объектов.
Россия считает такую постановку вопроса "не выдерживающей никакой критики", поскольку из российского бюджета ежегодно тратится на мероприятия по обеспечению функционирования так называемой региональной группировки войск, то есть вооруженных сил Белоруссии, 295 млн. российских рублей, из которых 125 миллионов идет напрямую Министерству обороны Республики Беларусь. На подготовку белорусских военнослужащих, мероприятия по борьбе с терроризмом, охрану белорусских железных дорог, военно-технические программы Министерство обороны, Государственный военно-промышленный комитет и другие ведомства Белоруссии получают почти 135 млн. российских рублей. На обустройство белорусского участка границы Союзного государства Россия за последние пять лет потратила около 1 млрд. рублей.
Военные объекты МО России на территории Белоруссии - РЛС "Волга", системы предупреждения о ракетном нападении в Ганцевичах и радиотехнический центр "Антей" в Вилейке, функционируют в рамках соглашения, заключенного с РБ в 1995 году сроком на 25 лет. Данный документ был заключен в обмен на списание долга Белоруссии перед Россией за поставки природного газа в сумме более 1 млрд. долларов (так называемый "нулевой вариант"). Объекты используются для укрепления обороноспособности как России, так и Белоруссии. Россия компенсирует неуплату арендной платы и налогов, предоставляя бесплатно белорусским ВС ежегодно свои полигоны (Балтийского флота на м. Таран и Ашулук в Астраханской области), соответствующую технику и боевые комплексы для боевой учебы.
Кроме того, Россия предоставляет ВС Белоруссии бесплатно современные боевые системы и технологические разработки, которые республика не в состоянии ни купить, ни произвести самостоятельно. Только в прошлом году в Белоруссию было поставлено четыре всепогодных ракетных комплекса ПВО С-300 ПС, предназначенного для поражения всех видов самолетов, крылатых и баллистических ракет, летящих со скоростью до 1200 метров в секунду в радиусе до 90 километров на малых, средних и предельных высотах, на общую сумму 720 млн. долларов.
Прекращение дислокации российских военных объектов на территории республики неизбежно повлечет за собой тяжелые последствия не столько для России, сколько для Белоруссии, так как вызовет резкое нарушение военно-стратегического равновесия, установившегося в последнее десятилетие на Востоке Европы. Вывод российских военных объектов будет означать разрушение союзнических отношений между Белоруссией и Россией и фактическую ликвидацию ОДКБ.
РУКОВОДСТВО БЕЛОРУССИИ так и не смогло определить, на каких принципах, ценностях и идеалах должна строиться внешняя политика республики. Нельзя же всерьез рассматривать пресловутый принцип "многовекторности" в качестве целеполагания и статусной цели. Он, конечно, помогает лавировать на международной арене и оправдывать, например, нежелание Минска тесно интегрироваться с Россией. Но "многовекторность" не в состоянии обезопасить Белоруссию от потенциальных кризисов и конфликтов, гарантировать ее экономике перманентное и устойчивое развитие. Ничего не дает такая политика и в плане возможного втягивания республики в западноевропейские структуры, поскольку в этом случае никак не гарантирует сохранение существующего властного режима. Смена стратегических партнеров (вчера Россия, сегодня Китай и Иран, завтра…) не может сама по себе рассматриваться в качестве доминирующего направления внешней политики, хотя бы уже потому, что не является выражением интересов различных групп белорусского общества, не говоря уж о частной сфере.
Поэтому пока внешняя политика Минска - это исключительно политика сохранения и приумножения власти с использованием всех возможных факторов международной практики. Администрация Президента Лукашенко присвоила себе право определять и в соответствии с этими определениями реализовывать национальные интересы. В ее представлении данные интересы неотделимы от узкокорпоративных, собственных интересов, которые идентичны стремлению и дальше сохранять власть и отражать внешние угрозы, исходящие в первую очередь от России. По большому счету, вся внешняя политика и политика безопасности Белоруссии подчинены задаче выживания ее правящего класса.
Поддержка такого курса со стороны белорусского общества необходима, но предполагает утверждение его в массовом сознании как политики общенародной, которую может выражать исключительно Президент Лукашенко. Отсюда и претензии на политическое превосходство над российской элитой, аргументация преимуществ белорусской модели экономики и нагнетание фобий по поводу угроз со стороны восточной соседки. Такая политика не только не способствует, но, наоборот, препятствует продвижению любой интеграционной инициативы, любым проектам создания Союзного государства.
Складывается впечатление, что у многих высших управленцев республики нет понимания того, что подлинные национально-государственные интересы невозможно осуществить на практике в рамках независимого и самостоятельного этнонационального государства, без помощи и интеграции с Россией. Более того, укрепляя независимость и суверенитет Белоруссии, понимаемых с позиции собственных интересов, правящие круги республики на самом деле объективно содействуют их ослаблению, чреватому неустойчивостью и распадом государственности.
Союзное государство так и не стало субъектом международных отношений, никак не воздействует на геополитическую ситуацию, и в этом плане выступает как абсолютно недееспособное. Интересы и политика элит России и Белоруссии не только не совпадают, но и по ряду позиций являются антагонистичными. Подавляющая часть белорусских чиновников не имеет личной заинтересованности в создании какой-либо наднациональной структуры управления. Это относится и к Союзному государству с его зачаточными и слабыми элементами структуры, и к потенциальному варианту сближения с несравненно более институциолизированным Европейским союзом. Да и сама специфика развития политической системы и хозяйственного комплекса республики объективно приводит к капсулированию национальной модели экономики и управления.
Вместе с тем отсутствие идентификации у белорусского правящего класса, его двойственность, воплотившиеся в политике "многовекторности", порождают перманентное стремление к максимальному использованию всех внешних акторов для достижения целей, значимых для элиты Белоруссии как суверенного государства. Поэтому вряд ли высший эшелон белорусских управленцев решится публично отвергнуть идею союза с Россией в период предстоящих в нашей стране парламентских и президентских выборов. Ведь результаты данных выборов и возможные благоприятные для Минска трансформации на политическом поле России могут быть с выгодой использованы белорусской стороной. Поэтому, как представляется, президентская администрация Белоруссии в период парламентской и президентской избирательных кампаний в России, исходя из ограниченных возможностей воздействия на общественное мнение на ее территории, будет пытаться вступить в контакт и поддерживать те политические силы и политиков, которые в случае прихода к рычагам законодательной и высшей государственной власти будут проводить в отношении Белоруссии и ее лидера желательную для них политику.
Но поскольку союз двух государств изначально складывался как протогосударственное образование, базирующееся на воле (или безволии) политических руководителей, то он неизбежно со временем превратился в поле противостояния их интересов, далеко не всегда и не во всем совпадающих с национальными интересами. Союзные отношения пытались развивать кулуарно, избегая публичности. Это особенно видно на примере разработки проекта Конституционного акта Союзного государства, когда копья ломались по вопросам главенствования и разделения полномочий в будущем государстве.
"Многовекторность" внешней политики в условиях компетенции Президента Белоруссии единолично руководить ею столкнулась с проблемой возрастания акторов международной политики, с которыми республика была вынуждена считаться либо увязывать свою стратегию. В рамках административно-бюрократической системы внешняя политика Белоруссии в силу ошибочности в выборе приоритетов, неверной оценки внешних вызовов, ведомственного эгоизма и переоценки собственного ресурсного потенциала фрагментировалась и перестала способствовать достижению значимых целей, отвечающих интересам большинства населения. Этому мешало и понимание национальных интересов как интересов президента и его администрации, что самым негативным образом отразилось на внешней политике и политике безопасности. Кроме того, республиканское руководство стремилось решать сложные внешнеполитические и внешнеэкономические проблемы, ища простые и быстрые решения, а также применяя жесткие бюрократические методы и приемы, включая запугивание, шантаж, демагогию, с успехом опробованные им во внутренней политике. Все говорит о том, что внешняя политика Белоруссии в этом ключе не претерпит изменений.
Нет оснований сегодня утверждать, что кризис пройдет и процесс сближения России и Белоруссии потечет стремительнее и беспроблемно. Государственно-политическое руководство республики сосредоточило свои усилия на защите национального суверенитета и экономической модели, прежде всего от якобы угрожающей им России. В контексте данной политической линии правящий класс России и ее бизнес-сообщество стали рассматриваться президентской администрацией Белоруссии в качестве враждебных акторов. В настоящий момент политика администрации Президента Лукашенко по отношению к России полностью сомкнулась и выступает в унисон с политикой националистического крыла белорусской оппозиции.
Поэтому можно ожидать дальнейшего роста напряженности и витка недоверия, подозрительности в российско-белорусских отношениях. Минск пока еще балансируют на рубеже, который пролег между тесным объединением с Россией и полной национально-государственной независимостью. Но все говорит о том, что белорусский президент решение в пользу последней уже принял.