НА ФОНЕ ТРЕВОЖНЫХ СООБЩЕНИЙ относительно направления дополнительных контингентов американских войск в Ирак и планов США нанести ракетно-бомбовые удары по ключевым экономическим объектам в Иране призывы Президента Джорджа Буша к партнерам по НАТО увеличить группировку в Афганистане свидетельствуют о том, что американская администрация вопреки реалиям продолжает делать ставку на силовые методы. При этом глава Белого дома заявил, что Пентагон увеличит свою группировку в Афганистане, которая уже сегодня насчитывает27 тыс. военнослужащих, еще на 3 тыс. человек (общая численность войск НАТО в Афганистане составляет 32 тыс. человек). Предлогом для наращивания американских войск в Афганистане, которые составляют костяк так называемых международных сил содействия безопасности (МССБ), является грозящее "весеннее обострение" ситуации в стране, когда талибы активизируют свои действия в южных провинциях Афганистана, куда стягиваются сотни боевиков с пакистанской территории. Перекрыть горные тропы, по которым идет подпитка талибов, практически невозможно из-за протяженности границы и сложности рельефа местности. Картина в общем повторяет ту ситуацию, которая существовала в период нахождения советских войск в Афганистане, когда моджахеды практически беспрепятственно получали пополнение и вооружение через границу с Пакистаном.

Справедливости ради следует сказать, что партнеры США по НАТО скептически восприняли призыв американского президента увеличить военное присутствие в Афганистане. При этом некоторые страны, в том числе Канада, намерены в будущем вообще вывести свои войска из района конфликта. Тем не менее Вашингтон продолжает давление на своих союзников, призывая расширить зону ответственности своих национальных контингентов, не ограничиваться присутствием в Кабуле или на севере страны, а направлять войска в неспокойные южные районы.

В связи с вышеизложенным хотелось бы отметить, что состоявшийся в Риге в конце ноября 2006 года саммит НАТО, который был призван уточнить цели и задачи трансформации альянса в новых условиях, главной темой избрал уроки операции НАТО в Афганистане. Многие участники саммита признавали, что военного решения проблем Афганистана (равно как и Косова, Ирака, Дарфура) не существует. Необходимо подкреплять усилия МССБ реальным улучшением социально-экономического положения, что, с точки зрения простых афганцев, оправдывало бы пребывание в стране иностранных сил. Однако этого не происходит, и симпатии населения постепенно вновь обращаются в сторону талибов. В результате в 2006 году резко участились нападения на военные контингенты МССБ (с 900 до 2500). При этом число терактов с участием смертников выросло в 6 раз (с 18 до 116), диверсий - почти в 3 раза (с 530 до 1300).

Другой важный вывод, который звучал в ходе обсуждений в Риге, - успешно решать задачи постконфликтного восстановления в стране в одиночку нереально, даже если это такая мощная организация, как НАТО. Дело в том, что военный альянс не располагает потенциалом для оказания экономической помощи. Поэтому на саммите в Риге много говорилось о необходимости координации действий по Афганистану с ООН, Евросоюзом, ОБСЕ, Всемирным банком и другими организациями, для которых экономическое направление работы в Афганистане является более естественным. Некоторые, в том числе Президент Франции Ж.Ширак, предлагали создать Контактную группу по Афганистану, куда могли бы войти и соседние с ним страны, в том числе Россия.

Таким образом, здравые нотки, звучавшие в выступлениях многих представителей альянса, говорят о том, что определенная корректировка и перемены в действиях НАТО, в данном конкретном случае в Афганистане, не исключаются. К сожалению, нынешняя обстановка в Афганистане не только не стабилизируется, но и обостряется. И в этом плане есть основания поставить ее, наряду с событиями в Ираке и вокруг Ирана, в число активных дестабилизирующих факторов в регионе Большого Ближнего Востока. В любом случае то, что происходит сегодня в Афганистане, игнорировать никак нельзя, требуются срочные меры для исправления положения и создания наконец условий для превращения этой многострадальной страны в демократическое государство, дружественное своим соседям и занимающее достойное место в семье миролюбивых и цивилизованных государств. Однако понять, что происходит сегодня в Афганистане, а следовательно и говорить о возможных путях выхода из сложившегося тупика, невозможно без небольшого краткого экскурса в недавнюю историю этой страны.

Женевские соглашения 1988 года были призваны урегулировать политическими средствами внешнеполитические аспекты афганского кризиса, а именно: обеспечить вывод советского воинского контингента из Афганистана и прекратить вмешательство извне во внутренние дела. Что касается первого вопроса - вывода войск, - то он, как известно, был завершен в 1989 году. Однако вмешательство во внутренние дела страны посредством оказания поддержки враждующим сторонам - режиму Наджибуллы и моджахедам - продолжалось. Таким образом, решение второй, не менее важной проблемы - прекращение помощи участникам гражданской войны, а следовательно и достижение национального примирения, - достигнуто не было. Фактически одностороннее прекращение советской помощи Наджибулле после распада Советского Союза и последующее падение его режима также не принесли афганцам долгожданного мира: пришедшие к власти группировки моджахедов начали борьбу за дележ пирога. В результате гражданская война разгорелась с новой силой, экономика была полностью развалена, и страдания населения лишь усугублялись.

Междоусобная борьба между такими лидерами моджахедов, как Раббани, Хекматиар, Ахмад Шах Масуд, Гейлани, генерал Дустум и другие, привела к тому, что их покровители в лице США, Пакистана и Саудовской Аравии прекратили финансирование в той степени, как это было раньше, а те, в свою очередь, перестали выражать интересы названных стран и выполнять поступающие указания.

В итоге, желая сохранить позиции и влияние в Афганистане, вышеназванные страны, особенно Пакистан, сделали ставку на новую силу, которую к 1994 году уже представляло собой политическое движение, именовавшееся "Талибан".

Талибы, основную массу которых составляли пуштуны, учащиеся пакистанских медресе, были выходцами из беднейших слоев афганских беженцев в Пакистане. Появление талибов на политической арене Афганистана не было случайным. Уставшее от бесконечных кровавых разборок и живущее впроголодь население жаждало стабильности. Талибы же выступили с лозунгами прекращения затянувшейся гражданской войны, искоренения коррупции, борьбы с бедностью и создания "подлинно исламского государства", что в принципе отвечало надеждам и чаяниям простых афганцев. Кроме того, к созданию движения "Талибан" были прямо причастны Пакистан и США, которые увидели в нем силу, способную навести в Афганистане порядок и быть проводником их интересов в этой стране. Пакистан к тому же давно вынашивал идею создания пакистано-афганской конфедерации при наличии в Кабуле дружественного марионеточного правительства.

В течение 1995-1996 годов талибы при активной военно-политической и финансовой поддержке пакистанцев захватили 95% территории, взяли Кабул, а затем в 1998 году и северную столицу - город Мазари-Шариф.

Приход талибов ознаменовался насаждением в Афганистане жестких шариатских законов и порядков, особенно в социальной и общественной жизни. Женщин снова одели в чадру, запретили работать и учиться. Афганистан (названный при моджахедах ИГА - Исламское Государство Афганистан) был переименован в Исламский Эмират Афганистан (ИЭА). Сделано это было под влиянием Усамы бен Ладена, лидера небезызвестной "Аль-Каиды", который с 1996 года нашел прибежище в городе Кандагаре на юге страны и вынашивал идею всемирного халифата вместе с лидером талибов муллой Омаром. При этом главное внимание уделялось исламизации в первую очередь государств Центральной Азии, бывших республик СССР. Афганские боевики - талибы, а также проходившие подготовку в учебно-тренировочных лагерях выходцы из других мусульманских стран направлялись в Чечню, Косово, Таджикистан и другие регионы для борьбы за распространение там "истинного ислама".

Военные успехи талибов объяснялись двумя факторами: 1) непрекращающейся войной за власть между фракциями моджахедов, что привело страну к угрозе полного развала и уничтожения; 2) финансовой, политической и военной поддержкой США, Пакистана, Саудовской Аравии на первом этапе борьбы с моджахедами, которые объединились в Северный альянс.

Движение "Талибан", таким образом, было далеко не самостоятельным и на первом этапе использовалось как орудие проведения политических и экономических интересов названных стран в регионе Среднего Востока. Его создали, когда в нем появилась нужда. Покровителей талибов устраивало также их враждебное отношение к России, стремление отодвинуть ее дальше к северу, приведя к власти в Центральной Азии исламские, проталибские режимы, что облегчало США, Пакистану и Саудовской Аравии задачу распространения в регионе своего влияния и реализации своих интересов. Постепенно Афганистан превратили в плацдарм для трансграничной экспансии религиозно-политического экстремизма, который не ограничивался только соседями и Россией: он захватил весьма протяженный район от бывшей Югославии через Ближний Восток, Кавказ и Центральную Азию вплоть до Филиппин, угрожая при этом Западной Европе и США. Другими словами, Афганистан превратился при талибах в опасный очаг нестабильности, своего рода центр террористических "интербригад", где ключевая роль принадлежала уже не столько талибам, сколько "Аль-Каиде" и "Всемирному фронту джихада". На территории Афганистана возникло 80 опорных баз, тренировочных центров и лагерей по идеологической и военно-диверсионной подготовке боевиков из различных исламских организаций самого Афганистана, Пакистана, арабских и центральноазиатских государств, Бангладеш, Филиппин, Китая и российского Северного Кавказа. Помимо арабов, уйгуров и филиппинцев в центрах находились даже граждане Чехии и Болгарии. Крупные чеченские и узбекские базы и лагеря боевиков были сосредоточены на севере, в районе Мазари-Шарифа. В январе 2001 года на совещании исламских экстремистов и бен Ладена в Афганистане было принято решение активизировать диверсионно-террористические акции против стран Центральной Азии, Закавказья, России и США.

Все это свидетельствовало о том, что движение "Талибан", почувствовав свою силу и добившись успехов, вышло из-под контроля бывших политических и финансовых спонсоров в лице США и Пакистана. На территории Афганистана формировалось агрессивное интернациональное сообщество религиозных экстремистов. "Ползучая талибанизация" несла непосредственную угрозу не только центральноазиатским странам, но и Китаю (провинция Синьцзян), а также Пакистану (Северо-Западная провинция и Белуджистан).

Для подавления афганского очага терроризма и наркоугрозы международное сообщество как в рамках ООН, так и на уровне различных групп государств принимало соответствующие решения и планы действий, включая санкционные меры. Однако все попытки примирить талибов с Северным альянсом (а последнему, как известно, оказывали военную и иную помощь Россия и Иран) упирались в стремление талибов силой решить афганскую проблему. В результате процесс урегулирования внутриафганского конфликта, в котором активное участие принимала Россия (в составе группы "друзей Афганистана", то есть группы "6+2", в рамках российско-американской, российско-индийской и других групп), зашел в тупик.

Господство талибов сопровождалось грубыми нарушениями прав человека в Афганистане, дискриминацией непуштунского населения, его насильственным переселением. Свидетельствами вышесказанному стали резня хезарейцев в начале 2000 года в Бамиане, массовое уничтожение таджиков и узбеков в районе Талукана, разрушение святынь и памятников религиозных меньшинств (статуи Будды в Бамиане, хищение экспонатов Кабульского музея и т.д.). Что касается внутренней оппозиции, ее выступлений против дискриминации, то она жестоко подавлялась путем проведения чисток в армии, госаппарате, полиции и других органах власти.

Дальнейшая эскалация напряженности в Афганистане грозила окончательно превратить режим талибов в опасное орудие международного терроризма и экстремизма. Тем не менее, несмотря на экономические санкции против талибов, включавшие запрет на поставку оружия, решительные меры для разблокирования афганского очага нестабильности не предпринимались вплоть до известных терактов в США 11 сентября 2001 года. Причастность к этим терактам экстремистской организации "Аль-Каида", находившейся в Афганистане, и отказ талибов выдать Усаму бен Ладена привели к военной акции, во главе которой стояли США и их союзники.

Россия также вошла в состав антитеррористической коалиции, однако ее участие выразилось в основном в снабжении коалиции информацией разведывательного характера и содействии в предоставлении ей временных баз и аэродромов на территории ряда стран СНГ для обеспечения военных действий на территории Афганистана.

В результате военной операции осенью 2001 года в течение двух с половиной месяцев удалось политически устранить режим талибов в Афганистане, отбросив их в труднодоступные горные районы на востоке страны и близ пакистанской границы.

Вместе с тем, хотя талибы и потерпели поражение, в военном плане они далеко не были уничтожены. Отдельные очаги их сопротивления и даже лагеря подготовки боевиков до сих пор полностью не ликвидированы. Они продолжают напоминать о себе нападениями и терактами. В результате ситуация в Афганистане для США и тех государств, которые имеют свои военные контингенты в составе Коалиционных сил (КС) и МССБ, остается достаточно тревожной и нестабильной, хотя и не является столь острой и опасной, как в Ираке.

В октябре 2004 года в Афганистане состоялись первые в истории страны прямые президентские выборы, на которых победу одержал Хамид Карзай, и было сформировано коалиционное правительство. Однако обстановку в стране не удалось нормализовать. Продолжалось обострение конфликтов на этнической (между пуштунами и непуштунами), религиозной и племенной основе. Не прекращаются вооруженные столкновения между полевыми командирами за передел сфер влияния, а также между ними и центральной властью. Начатая правительством кампания по разоружению, демобилизации и реинтеграции, по существу, оказалась направленной против нацменьшинств и в итоге привела лишь к дальнейшему усилению напряженности в стране.

Что касается подрывной и террористической деятельности со стороны талибов, отступивших в труднодоступные горные районы на востоке и юго-востоке Афганистана, то они не только не затихают, но и имеют тенденцию к активизации. Особенно заметны они на юге, на границе с Пакистаном, где талибам удается даже контролировать некоторые территории. При этом в операциях талибов участвуют боевики "Аль-Каиды" - арабы, пакистанцы, чеченцы. Усиливаются обстрелы баз международной антитеррористической коалиции, имеет место минирование автомагистралей, отчего КС несут значительные потери. Учащаются случаи нападения талибов на сотрудников иностранных гуманитарных организаций, захвата их в качестве заложников по примеру Ирака. Отдельные операции коалиционных сил против талибов носят весьма ограниченный характер, они не приводят к изменению ситуации в пользу центральной власти. Внешне они очень напоминают действия советских войск в Афганистане, когда спорадические удары 40-й армии и афганских вооруженных сил не могли склонить чашу весов в их пользу.

Действующие в Афганистане МССБ ведут себя довольно пассивно, так как ограничиваются лишь самим Кабулом, а "провинциальные восстановительные команды" (ПВК) в основном занимаются разведывательной работой и потому неэффективны.

К сложной военно-политической обстановке в Афганистане добавляется развал экономики, которая так и не может возродиться, поскольку ее основной источник - внешняя помощь - разворовывается и уходит на зарплату местным и международным чиновникам.

Через пять лет после начала антитеррористической операции каких-либо заметных сдвигов в экономике, за исключением небольшого оживления в сфере частного бизнеса, не произошло. Чрезвычайно тяжелое положение сохраняется в основной товаропроизводящей сфере - сельском хозяйстве, которое сильно страдает от засухи в результате разрушения ирригационных систем. Единственный источник доходов населения - выращивание опийного мака и производство наркотиков, которое не сокращается, несмотря на потуги правительства и действующую систему запретов.

В связи с изложенным стабильность в Афганистане сегодня фактически целиком зависит от иностранного военного присутствия, то есть США и НАТО. Это присутствие, однако, вызывает все растущее раздражение и неприязнь афганцев, особенно в провинциях среди многочисленных племен и нацменьшинств, которые не хотят разоружаться. В результате заметно возрастание симпатий в отношении талибов и недоверия к центральной власти, которую разъедает коррупция и разного рода противоречия (религиозные и этнические). Кроме того, сам Президент Х.Карзай не стал той "твердой рукой", которая могла бы обеспечить создание боеспособной армии, могущей нанести окончательное поражение талибам и заменить иностранные вооруженные силы, а также провести необходимые социально-экономические преобразования.

Не следует сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что дестабилизирующее воздействие на ситуацию в Афганистане оказывает обстановка в Ираке, где экстремистские и террористические организации, связанные с "Аль-Каидой", развернули настоящую войну против иностранного военного присутствия. Это, естественно, является хорошей подпиткой для афганских талибов и их сторонников. Таким образом, создается как бы единый фронт борьбы с иностранным военным присутствием в Ираке и Афганистане, чреватый прежде всего серьезными политическими и военными издержками для США и их союзников по НАТО. А если к этому добавить ливанский кризис, а также ситуацию вокруг Ирана, которые могут перерасти в военное противостояние Запада с исламским миром в целом, то речь пойдет уже о большой дуге нестабильности, которая охватывает тысячи километров территории от Афганистана до Ирака и Ливана и создает прямую угрозу исламского экстремизма не столько для США и Европы, сколько для России и стран СНГ. В этой связи достижение стабильной обстановки в Афганистане, его экономическое возрождение и превращение из очага терроризма и наркоторговли в дружественного соседа и развивающееся по демократическому пути государство является особенно актуальным. Однако все это станет возможным только в том случае, если за дело возьмутся сами афганцы, если во главе государства встанут лидеры, готовые выполнить объединяющие и консолидирующие афганское общество функции, опираясь при этом не столько на иностранные штыки, сколько на поддержку населения. Другими словами, любое иностранное военное вмешательство в дела страны, под какими бы предлогами и с какими бы благими целями оно ни происходило, не может и не должно подменять собой местную власть. Иностранные войска в Афганистане могут лишь содействовать приходу к власти представителей тех сил, которые способны осуществить необходимые перемены в жизни общества. За плечами у афганцев многолетняя борьба за свою самостоятельность против попыток иностранных держав подчинить себе эту страну или поставить у власти угодные им режимы.

Учитывая возрождающийся авторитет России в Афганистане, рост симпатий к ней в связи с той помощью, которая была оказана афганцам после антитеррористической операции сил международной коалиции, видимо, российской дипломатии стоило бы более плотно подключаться к работе по созданию демократических органов власти в Афганистане. Этому мог бы в значительной степени помочь тот опыт и знания страны и самих афганцев, которые накопились у нее за последние 25-30 лет. В любом случае афганский "узел" может и должен быть окончательно развязан политическими средствами. И дипломатия, как представляется, занимает далеко не последнее место в решении тех вопросов, которые стоят сегодня в повестке дня внутриафганского урегулирования. Не вдаваясь глубоко в проблемы будущего устройства страны, хотелось бы тем не менее отметить, что они заключаются в национальном примирении и объединении всех патриотических сил под лозунгом единства Афганистана и его демократического устройства, которое бы предполагало широкую автономию в рамках федеративного государства с сильными центральными органами власти. Как уже говорилось, эта задача самих афганцев, однако помощь ее решению должны оказать все те страны, которые граничат с Афганистаном или стали участниками антитеррористической операции на его территории. Нужен, видимо, широкий международный форум по Афганистану под эгидой ООН с участием в первую очередь представителей всех этнических и религиозных групп афганского общества. Претворять в жизнь его решения можно будет с помощью миротворческой дипломатии, а условия и возможности для ее действий в Афганистане должны быть обеспечены местными властями при необходимом, но строго ограниченном содействии участников антитеррористической коалиции. Главная задача на данном этапе тем не менее заключалась бы в изоляции остатков тех экстремистских сил, которые пока еще совершают вылазки и теракты.

Однако эти действия должны сочетаться с проведением глубоких социально-экономических и политических реформ, без которых невозможно превратить Афганистан в демократическое правовое государство, укрепляющее стабильность в регионе.
В этой связи роль и место дипломатии, в том числе российской, в данном процессе остается важной и весомой.

В прошлом году в Лондоне состоялось заседание Международной конференции по Афганистану с участием более 50 государств и международных организаций. На форуме, как отметил министр иностранных дел России С.В.Лавров, рассматривался вопрос о разработке новой повестки дня мирового сообщества в поддержку стабилизации, демократизации Афганистана, превращения его в такую страну, которая не будет впредь рассадником терроризма и сможет обуздать наркоугрозу, исходящую с его территории. Был согласован объемный документ - Соглашение по Афганистану, касающийся всех направлений усилий как самого афганского руководства и общества, так и международного сообщества, участвующего в восстановлении страны. Документ предусматривает программу дальнейших действий и охватывает социально-экономическую реабилитацию страны, шаги по искоренению наркопроизводства и наркотрафика с территории Афганистана. С.В.Лавров особо подчеркнул важность внешнего содействия Афганистану. Россия уже оказала этой стране гуманитарную помощь в объеме 30 млн. долларов, а также помощь в организации армии на сумму 200 млн. долларов. Ожидается списание афганской задолженности России в рамках Парижского клуба.

Таким образом, спустя почти два десятилетия после подписания Женевских соглашений по Афганистану дипломатические усилия по разрешению афганского кризиса постепенно вновь выходят на первое место, оттесняя использование военной силы на второй план. Есть надежда, что эти усилия будут успешными, хотя, конечно, много здесь будет зависеть от результатов общей борьбы с терроризмом в регионе Большого Ближнего Востока, лишения остатков талибов подпитки извне.

Важным моментом, который нельзя игнорировать при оценке перспектив развития ситуации в Афганистане, является все большая ее связь с процессами в других районах, в частности на Ближнем Востоке и особенно в Ираке. Военное противостояние США и их союзников с исламскими группировками боевиков в Ираке, которое приобретает все большую остроту, ведет к активизации действий остатков талибов и других экстремистских сил в Афганистане.

В этой связи, как уже отмечалось, нельзя исключать вероятность создания "единого исламского фронта" от Палестины и Ирака через Иран до Афганистана. Поэтому процесс стабилизации обстановки в Афганистане, помимо соответствующих усилий и мер внутри страны, будет во многом зависеть от того, как скоро удастся достичь мирного урегулирования в Ираке, а также ослабить напряженность в арабо-израильском конфликте.

В любом случае дальнейшая эскалация арабо-израильского конфликта грозит дестабилизацией всего региона Большого Ближнего Востока, включая Афганистан. Не вызывает сомнения, что талибы не останутся безучастными к судьбе своих мусульманских братьев в лице "Хезболлы" и ливанцев, особенно если Израиль вновь предпримет против них военные меры.

Равным образом такое развитие событий может привести к дальнейшему укреплению "единого исламского фронта", что выльется в широкую конфронтацию и вовлечение в нее все большего числа государств. Весьма серьезным осложняющим фактором в нынешних условиях становится появление нового взрывоопасного очага вокруг Ирана и его ядерной программы. Принятая Совбезом ООН в конце декабря 2006 года резолюция, предусматривающая экономические санкции против Ирана в случае продолжения реализации им своей ядерной программы, была отвергнута иранским руководством. В таких условиях нельзя исключать дальнейшего ужесточения антииранских санкций, что в конечном итоге грозит созданием вокруг Ирана ситуации, подобной иракской или афганской, последствия которой не только для региона Большого Ближнего Востока, но и за его пределами могут быть катастрофическими и привести к раскручиванию маховика под названием "конфликта цивилизаций" или столкновению "Восток - Запад". Естественно, что в этом случае талибы Афганистана не только не останутся безучастными, но и самым активным образом включатся в этот конфликт. Поэтому ответ на риторический вопрос, вернутся ли талибы, следует искать не столько в ситуации в самом Афганистане (хотя и ее нельзя игнорировать), сколько в том, по какому сценарию будут развиваться события в регионе в целом, насколько разумно поведет себя мировое сообщество, и особенно Запад, перед лицом наиболее серьезного вызова, с которым мы все столкнулись в начале XXI века.