ПРИБЫВАЮЩЕГО НА ТАЙВАНЬ ТУРИСТА или делового человека столичный аэропорт (имени Чан Кайши) встречает приветливо. Сразу обращает на себя внимание продуманная система пограничного контроля: для местных граждан свои окошки, для иностранцев - свои. Сотрудник проверяет паспорт, визу, делает отметки и прикрепляет степлером копию таможенной декларации, заполненной еще в полете. Длинный коридор с пешеходной лентой ведет к месту выдачи багажа. Но перед дверьми санитарный пост - двое внимательно вглядывающихся в людской поток сотрудников. Они пытливо высматривают болезненного вида пассажиров, тех, кто не внушает доверия, подзывают и, особенно не церемонясь, буквально на пару секунд вставляют в ухо похожий на маленький пистолет прибор. Меряют температуру. Подозрения почему-то вызывают главным образом лица неазиатской внешности.

Оставляя обдуваемое кондиционерами помещение аэропорта, попадаешь на улицу. Здесь почти стопроцентная влажность, помноженная на жару - тропики. Передвигаться в таких условиях весьма утомительно. Поэтому кондиционеры везде: в машинах, кафе, магазинах, метро, в местах общего пользования. Не стоит только забывать и об оборотной стороне медали - люди, не привычные к резкой смене температуры, начинают чихать и кашлять. Не солнечный удар, так простуда.

Оказываясь на улицах столицы Тайваня, понимаешь, насколько все-таки значительна разница между Россией и азиатскими странами. Более или менее ясно сформулировать свои ощущения под силу разве тому, кто проживет в восточном мегаполисе длительное время, причем желательно полностью интегрировавшись в быт и повседневность, в общество. А уж сомневающиеся в том, Россия - Европа или все-таки Азия, нуждаются в срочной терапии путем направления на ПМЖ в одну из стран Азиатского региона.

Сразу фиксируется другое, не наше. Ресторан, а по соседству мойка автомобилей. Собаки, привязанные возле выставленных на продажу скутеров. Остановка, у которой на бордюрах сидят ожидающие автобуса пассажиры, притом что скамейки на ней свободны. Стоянка рядом с метро, битком забитая мотороллерами. В городе практически все делают автоматы. И наконец, уважение к старости, терпимость к молодости.

Метро

ОДНИМ из наиболее популярных и удобных видов общественного транспорта в Тайбэе является метро (местные называют его MTR), в основном проходящее над поверхностью, приблизительно на уровне четвертого этажа, спускаясь под землю лишь в центральной части города.

Чтобы попасть на платформу, необходимо приобрести специальный жетон. Цена зависит от того, сколько остановок собираешься проехать, и в пересчете на наши деньги варьируется от 20 до 45 рублей. Воспользоваться им можно только в течение двух часов. Так что, кто не успел - тот опоздал. Жетон прикладывается к турникету на станции посадки, а автомат безвозвратно поглощает его при выходе. Можно купить абонемент, подходящий для всех видов общественного транспорта. Стоимость единичной поездки по нему несколько дешевле, и по срокам действие не ограничивается.

Пользоваться метро очень удобно. Во-первых, шесть веток расползлись почти по всему городу. Во-вторых, станции расположены на близком расстоянии друг от друга, что позволяет добраться практически до любого района. В-третьих, очень помогает понятная система указателей - все дублируется на английском языке. Каждые 100 метров - подробные схемы, вплоть до графических изображений выходов на улицы с их названиями. На платформе белой краской нарисованы г-образные дорожки, по которым нужно заходить в вагон. Таким образом, удается избежать толкотни и давки при посадке. На станции висят мониторы, отображающие время, оставшееся до прибытия очередного поезда (в отличие от наших, где исчисляется время с момента отправки). Особое внимание уделяется безопасности. От края платформы пассажиров отделяет прозрачный барьер высотой около полутора метров. Проходы, совпадающие с дверьми вагона, открываются в нем лишь после остановки поезда. Там, где подобная система отсутствует, дежурят сотрудники, за полминуты до прибытия состава выходящие и следящие, чтобы никто не заступал за желтую линию. В метро, разумеется, постоянно работает кондиционер, очень чисто и светло. На станциях и в вагонах запрещается пить и есть. В случае чего - штраф, эквивалентный 1500 рублям.

Центр города

СТАНЦИЯ В ЦЕНТРЕ ГОРОДА очень напоминает московский "Охотный ряд" - множество магазинов под землей, полчища людей. На поверхности, прямо у выхода из метро, вознесся к небу огромный комплекс, в котором есть и супермаркеты (вполне с московскими ценами), и отель, а также один из малочисленных доступных в воскресенье обменников валюты. В уикенд банки в Тайбэе не работают. Вообще.

Все здания учреждений и магазинов в столице размещаются по единому необычному принципу: где одно - там все. То есть, если это улица, где продают книги, то тут, за редким исключением, будут лишь книжные магазины. Если торгуют одеждой, то лучше оставить надежду найти что-то другое. Если банки - то одни банки, и т.д. Даже автомобильные мойки и те компактно ютятся по соседству. И так везде, а не только в центре.

Тайбэй, безусловно, город для детей, скажем так, среднего и старшего школьного возраста. Для них здесь все: магазины, торгующие несметным количеством продукции для подростков, причем выставляется она на самом видном месте, товары повседневного спроса затерялись в неприметных уголках, и отыскать их достаточно сложно. Закусочные, а на улицах преобладают заведения именно этого типа, осаждают покупатели возраста 12-17 лет. Продавцы с ними любезны, такое впечатление, что даже более, чем со взрослыми. Для девочек на центральной площади бесплатно выступают их местные кумиры, они же слушают их, сидя по-восточному, прямо на асфальте, и визжат в полагающихся по тексту песни местах. От детей веет свободой, естественностью, беспроблемностью. Что говорить, если взрослые, обращаясь к своему чаду, именуют его не иначе как "маленький друг". Тайваньцы по праву могут претендовать на первое место по эффективности инвестиций. И в этом случае они знают: такое отношение к молодежи и детям - выгоднейший вклад в будущее.

Несмотря на плотную застройку, в центре Тайбэя немало парков. Здесь прогуливаются люди, среди которых встречаются разные типажи. Например старичок, сидящий на скамейке, в расслабленной позе и с обязательной зажженной сигаретой в руке. Процесс курения, как кажется, не столь важен, существеннее погружение в себя, осмысление пройденного пути. Конечно, мамы с колясками. Те, у кого дети постарше, водят их за ручку и проговаривают названия, впервые увиденных детишками явлений или предметов. Так, один, скорее всего молодой отец, повторял своей маленькой дочери раз пять: "Памятник, памятник…", а она, в свою очередь, вторила ему.

Несмотря на то что Тайвань якобы занимает лидирующее место в мире по производству обуви, стоимость ее в центре города не уступает европейской. То же можно сказать и о других товарах. Вместе с тем почти все магазины, за исключением сетевых или брэндовых, выглядят не сказать, чтобы очень уж презентабельно. Но автоматическая дверь имеется в каждом, так же как и датчик, фиксирующий заход покупателя, приветствующий его словами "Добро пожаловать" и обращающий тем самым внимание продавца.

Движение на городских улицах весьма специфическое. Самое интересное, что запрет светофора на проезд "прямо" соблюдают практически все. Красный свет при повороте не является помехой для водителей вовсе. Машины на дорогах разнообразные, много европейских марок. Как объяснили местные жители, владеть немецкой машиной - престижно, что демонстрирует высокий статус обладателя. Если это будет "мерседес" или БМВ с восьмерками на номерах, можно с уверенностью сказать, что перед вами серьезный человек.

По улицам периодически проносится грузовичок с установленными в кузове колонками, из которых звучит пронзительная и впечатляющая по непонятности музыка. Сидящий там же мужичок отбивает что есть мочи удары по огромному барабану, выдавая параллельно в эфир то ли ругательства, то ли призывы. Только тайваньцам понятно, что это значит.

Несмотря на все это, пробки в Тайбэе - явление редкое. Возможно, это объясняется огромным количеством людей, пользующихся юркими и мобильными скутерами. А может, дело в грамотной системе регулирования движения - на каждом перекрестке или пешеходном переходе работает светофор.

Ночной рынок

В ТАЙБЭЕ много ночных рынков, торгующих, несмотря на название, не только в темное время суток. Они пользуются популярностью у туристов, но большинство посетителей составляют местные жители. Это кажется несколько странным, так как наиболее бойкое время приходится на 9-12 часов буднего дня. Тем не менее тайбэйцы наравне с иностранцами толкутся у всевозможных лавчонок, палаток со снедью, магазинов с одеждой. Единственное, пожалуй, место, где в качестве покупателей сложно обнаружить тайваньцев, - у торговцев предметами старины.

Процесс похода на рынок сводится по большому счету к выбору одного из двух вариантов: ты знаешь, что тебе нужно, и целенаправленно ищешь это; второй - ты просто бродишь по рынку, продираясь в исключительно плотном людском потоке, пытаясь зацепиться взглядом за что-нибудь интересное. При обнаружении приглянувшейся вещицы главное не забывать - ты просто обязан торговаться во всех случаях, несмотря на то, имеется ли на товаре цена или нет. Не вступить с продавцом в переговоры по поводу скидки - обидеть его, практически поставить под сомнение как качество продукта, так и его собственные деловые способности. Для помощи непривычным к подобному способу шопинга иностранцам нередко приглашаются молодые люди, призванные помочь гостям острова грамотно организовать посещение рынка. В основном это студенты, которые представляются примерно так: "Алекс, эксперт по ночному рынку, помогу вам купить товар как можно дешевле". Если же понадеяться на собственные силы, то события могут развиться по абсурдному сценарию. Например, покупатель начинает размышлять над названной ему ценой. Тогда продавец, понимая, что перед ним клиент, которому чужд инстинкт сбивания цены, развлекает себя сам: берет и уменьшает ее на десятую часть, провоцируя иностранца на вступление в игру. Если же оный со скрипом, тихим либо нарочито громким голосом называет свою стоимость, тут торговец приходит в экстаз, давая себе волю. В качестве аргументов невозможности дальнейшего снижения цены выступают и наличие маленьких детей, и сложность создания подобного произведения искусства (даже если речь идет о банальной рубашке), и эксклюзивность товара. В то же время продающая сторона, узнавая подробности о своем клиенте (страна, семья и т.д.), делает вид, что путем чудовищного насилия над собой готова пойти на определенные уступки. Следом приходит черед заваливания покупателя предложениями по оптимизации сделки: от примитивного "два по цене одного", до таких, когда наименование предлагаемых вещей переваливает за десяток. Надо отдать должное - с тайваньцами сей процесс совершенно не напрягает, он напоминает игру, в которой все участвующие в итоге удовлетворены результатом. А "спасибо" от продавца - обязательное условие.

Помимо продажи товаров повседневного спроса другим главным развлечением рынка является вкушение всевозможных яств. Тут можно попробовать практически все и по доступной цене. Жареные скорпионы, сверчки, личинки, тушеный с мясом змеи рис, обитатели морей, океанов и рек, нужно только решиться. Огромное количество фруктов, среди которых наибольшей популярностью у туристов пользуется редкий в северных и умеренных широтах дуриан. Отведавшие его, по словам тайваньцев, делятся на две категории - тех, кто никогда больше не прикоснется к нему, и тех, кто останется его почитателем на всю жизнь. Дело тут, с одной стороны, в особенном запахе, напоминающем о привокзальных местах общего пользования. На другой чаше весов - чудодейственное свойство плодов, составляющих прямую конкуренцию таблеткам Виагры.

Несмотря на то что торговля ведется прямо на улице, все достаточно чистое. Посуда хоть и одноразовая, но весьма удобная. Возможно, потому что она не пластиковая, а из картона, в виде удобных коробочек. Так что есть можно практически на ходу, не прерывая процесс выбора товаров.

Помимо ночных рынков и огромных торговых центров в Тайбэе развитая сеть магазинов "шаговой доступности". По их количеству на душу населения столица Тайваня занимает первое место в мире. Четыре торговые марки: "Family Mart", "O.K", "7-Eleven" и "Hi-Life" представлены по всему городу. При этом никого не смущает соседство конкурента и схожесть ассортимента.

"Тайбэй-101"

ГЛАВНОЙ из современных достопримечательностей Тайбэя, безо всяких сомнений, является высочайший в мире небоскреб "Тайбэй-101", расположенный в центральной части города возле станции метро "Taipei Сity Hall". Действительно, это впечатляющее творение рук человеческих. Высота здания - 508 метров, количество этажей соответствует названию. Выполнено оно в виде ствола бамбука, состоящего из восьми сочленений (где вершина шире, чем основание), в каждом - по восемь этажей. Сочетание восьмерок не случайно. Известно, что китайцы трепетно относятся к числам, а восемь - символ богатства, процветания, развития. Венчает небоскреб некое подобие короны, со шпилем. Он не очень длинный, поэтому нельзя сказать, что рекорд был побит за счет него. Внизу - основание в 27 этажей. На его фасаде, обращаясь к четырем сторонам света, почитаемый символ - огромная монета с квадратным отверстием посередине, также обозначающая достаток и процветание. Разумеется, присущая солидному офисно-развлекательному центру инфраструктура наличествует: тут и подземная парковка, и разнообразные кафе, и магазины известных модельных домов - одним словом, практически все, но только за соотносимую с высотой сооружения цену.

"Тайбэй-101" поражает своими размерами еще при подходе к нему. Снаружи, у основания, практически нереально сфотографировать все здание. Создается впечатление, будто взметнувшийся в небо гигантский бамбук небесно-лазуревого цвета из ослепляюще сияющего стекла и металла продолжается бесконечно.

Внутри - набор магазинов на любой вкус, представлены практически все известнейшие в мире марки и брэнды, десятки кафе и ресторанов. Они  разместились в основании башни. Чтобы подняться на самый верх, туристам нужно пройти в холл пятого этажа, приобрести билет (около 12 долл.), преодолеть пост охраны, выплюнуть, если есть, жевательную резинку и дождаться одного из прибывающих каждые 40 секунд громадных лифтов.
О них поподробнее. Эти лифты считаются быстрейшими в мире. На 89-й этаж - высоту 386 метров - они поднимают за 31 секунду, спуск вниз займет немного больше - 39 секунд. Внутри почти нет освещения, только с потолка, будто от мерцающих звезд, льется холодный свет. Во время движения возникает ощущение чего-то грандиозного, так как в кабине с двух сторон от дверей установлены плазменные экраны, демонстрирующие, как по полукилометровой башне поднимается красная точка. Скорость ее перемещения, темнота и отмеченные на улице размеры небоскреба в совокупности пробуждают необыкновенное чувство. При этом какого-либо физиологического дискомфорта не наблюдается.

На 89-м этаже "Тайбэя-101" находится смотровая площадка. С нее, если повезет и не будет тумана или дымки, можно обозревать весь город. Каждому посетителю дают нечто вроде плейера, с 17 треками на английском языке. Они рассказывают о столице, ее районах, истории и т.д. Отсюда можно попасть в центр башни - к так называемому стабилизатору - огромному бетонному шару (метров 20 в диаметре), предназначенному для обеспечения равновесия здания. Нельзя забывать, что Тайбэй расположен в сейсмоопасной зоне - землетрясения здесь явление не редкое. С закрытой смотровой площадки лестница ведет на два этажа выше, где есть выход на открытую. Она на самой вершине восьмого сектора, в основании наивысшего отсека - "короны". На нее, кстати, не пускают посетителей вообще - там техническая зона. Шпиль символизирует антенну. Так уж повелось у древних китайцев, что высокий начальник носил головной убор с острым верхом, для лучшей коммуникации с подчиненными через небо. Изображение первой такой короны относится к 4000 году до н.э.

Тайбэйский зоопарк

КАК И ЛЮБАЯ УВАЖАЮЩАЯ СТОЛИЦА, Тайбэй имеет свой зоопарк, причем оный признан крупнейшим в Азии. Расположен он в черте города, но не в центральной части, а в южной, на конечной станции метро, которая так и называется - "Taipei Zoo". Рабочие часы - с 9 до 17, без выходных, за исключением священной для китайцев новогодней недели. Входной билет стоит приблизительно 50 рублей, однако для ряда категорий посещение свободное, в том числе и для малоимущих слоев населения.

В принципе, наверное, априори все зоопарки похожи, так как основная цель у них одинакова. Но тайбэйский все же имеет ряд принципиальных особенностей.

Во-первых, само месторасположение его достаточно оригинально. Столичный зоопарк раскинулся на горе. Так что входные ворота - у подножья, а самая последняя секция - на вершине. Соответственно, прогуливаясь, приходится почти постоянно подниматься вверх. Учитывая рекордную территорию, это можно считать небольшим туристическим подвигом. Для облегчения участи посетителей здесь курсирует так называемый shuttle bus. Это стилизованный под старинный поезд небольшой колесный транспортер с четырьмя вагончиками. Остановки следуют через каждые 400 метров. И любой может за символическую плату проехать либо назад, к выходу, либо далее, к другой секции.

Во-вторых, весьма необычно деление зоопарка на тематические и географические секции. Всего их 12. Представители местной фауны, животные тропического пояса, затем Зеленого континента, пустыни, Африки, умеренного пояса. Отдельно - папоротниковый сад, мир птиц, болото, насекомые, ночные жители, пресмыкающиеся. Все достаточно удобно расположено, и если задаться целью, то увидеть всех обитателей не составит труда - надо лишь следовать указателям на асфальте. Только вот занятие это довольно утомительное в силу вышеназванных причин.

Третьим и, наверное, самым главным отличием является подвесная канатная дорога - Maokung Gondola Line. По ней можно проследовать от входа, у подножия горы, до конечной экспозиции зоопарка, на самой вершине, и в обратную сторону. Стоимость путешествия в один конец - 1,5 доллара, оплатить можно той же карточкой, что используется для проезда на городском общественном транспорте. Эта дорога уже сейчас является частью транспортной системы столицы, и не исключено, что в будущем планируется ее расширение. Кабинки на восемь человек, стены и потолок из стекла, поэтому, находясь внутри, обозреваешь окрестности практически с высоты птичьего полета. Захватывающая на самом деле поездка, особенно когда гондола после длинного подъема в гору, ускоряясь, устремляется вниз.

Еще одним запоминающимся сюжетом следует назвать процесс взаимодействия служителей зоопарка со своими подопечными. Во многих вольерах можно наблюдать, как сотрудники прохаживаются внутри, выполняя свою работу, а звери в это время, совершенно не пугаясь, занимаются своими делами. При этом расстояние между ними зачастую не превышает дистанции, на которой приличные люди ведут светские беседы.

Тайбэйский зоопарк, как, впрочем, почти все здесь, помимо сугубо развлекательных целей преследует и образовательную. Тут можно найти и библиотеку, и книжный магазин, и учебный центр. Вот такой симбиоз приятного с полезным.

Кстати, на всей территории можно отыскать лишь два места для курения, нигде больше дымить нельзя. А львиную долю электроэнергии для себя парк генерирует путем переработки отходов жизнедеятельности животных. Вот так.

Забота о населении

ТАЙВАНЬЦЫ чутко относятся, впрочем, это свойственно, наверное, всем восточным народам, к своим старикам и инвалидам. Проявление подобной заботы можно наблюдать практически везде. В парках многие гуляют с престарелыми родственниками, нередко катая их на коляске. Те же либо дремлют, либо внимательно смотрят по сторонам, сохраняя почтенное молчание. В музеях, кинотеатрах, метро, зоопарке немалую часть посетителей составляют пожилые люди. Обычно их сопровождает кто-то из потомков. В случае же если старики одиноки, то одна из многочисленных благотворительных организаций острова выделяет волонтера для помощи им.

Заботу о стариках помимо прочего взяло на себя и правительство Тайваня. Так, успешно функционирует Комитет ветеранов вооруженных сил. Он обеспечивает постаревших солдат медицинским обслуживанием, направляет их на переквалификацию и обучение, помогает подыскать работу. Основной девиз организации: "Эти люди сделали немало для нас (охраняли безопасность), теперь пришло время нам сделать что-то для них". Вот и помогают: на крошечном острове работают четыре медицинских центра для ветеранов, около 12 клиник, восемь домов престарелых, с огромным количеством учебных заведений и промышленных предприятий заключены договоры о сотрудничестве. Произведенная на них продукция пользуется популярностью, не исключено, что именно из-за фактора благотворительности. Подобное отношение позволило добиться того, что средняя продолжительность жизни до 80 лет. Правительство не скрывает: кроме выполнения морального долга перед служивыми, оно пытается решить еще одну задачу. Забота о стариках способствует преемственности поколений, благотворно влияет на рост популярности государственной или военной службы, помогает укреплению патриотизма, демонстрирует нации, что страна не останется в долгу перед своими гражданами. Даже теми, кто в силу возраста не всегда может потребовать полагающееся.

Еще одним замечательным качеством тайваньцев является  толерантность. Их отношение к непохожим, отличающимся людям может послужить хорошим примером многим. Это касается практически всех сфер. По словам одного из россиян, прожившего здесь длительное время, он нигде и никогда не видел более трепетного отношения к чужой религии (речь шла о православии и христианстве). Жители острова не только спокойно смотрят на выбор веры, но, более того, стараются сделать все для максимально комфортного существования ее приверженцев. Они, познавшие сложности пути против течения, испытавшие на себе давление со стороны, словно стараются оградить других, по крайней мере на Тайване, от подобных трудностей.

Так же дело обстоит и с инвалидами. Для них на острове созданы удобные для жизни и для деятельности условия. На каждой станции метро специальные лифты поднимают их на платформу. Среди автоматов по продаже билетов всегда есть один, находящийся на доступной высоте для передвигающегося на коляске. Аналогично и с телефонами. Даже в туалетах - специальные кабинки для людей с ограниченными возможностями. Они повсюду чувствуют внимание, понимают, что не выброшены из жизни. Тут забота об инвалидах лежит на плечах как общества в целом, так и каждого, отдельно взятого человека. У нас же этим занимаются люди, о которых многие говорят с улыбкой, а в худшем случае - крутят пальцем у виска. Но у этих-то энтузиастов сердце не покрылось непроницаемой оболочкой. Оно бьется в такт с сердцами тех, кто в силу недуга лишен определенных физических способностей, но не потерял главного - души.

Корпоративная социальная ответственность является неотъемлемым долгом каждой тайваньской организации. Среди них идет поистине социалистическое соревнование по поводу того, какое место займет та или иная фирма по объемам затраченных на концепцию социальной ответственности средств. Например, как рассказал представитель "China Shipbuilding Corpo-ration", в 2007 году они опустились с девятого места на 12-е. Сей факт вызвал серьезную обеспокоенность руководства, и на 2008 год была поставлена задача, как минимум, восстановить прежние позиции.

Серьезное внимание уделяется и культурному развитию нации. В Тайбэе, да и других крупных населенных пунктах, почти каждый день проходят концерты, представления. На них выступают как звезды мировой величины со всех уголков земного шара, так и местные кумиры, представители национальных меньшинств. При этом, чтобы попасть на подобное мероприятие, озаботиться следует лишь своевременной покупкой билетов. Цена почти всегда доступная - гонорары артистам выплачивают мэрии городов, правительство Тайваня. Плюс доходы от рекламы. Таким образом, практически каждый может приобщиться к искусству и культуре.

Тема дня

ГОРОД ЗАСТАВЛЕН огромными плазменными экранами. Новостные сюжеты на них сменяются рекламой. Главные темы 2008 года на Тайване - парламентские и президентские выборы. На них убедительную победу одержали Гоминьдан и ее представитель. Тем самым нарушилась гегемония Демократической прогрессивной партии, находившейся у руля страны в течение восьми лет, с 2000 года, когда главой острова стал известный своей приверженностью демократии Чэнь Шуйбянь. К тому же ДПП практически все это время являлась доминирующей партией в Законодательном юане. Этот период ознаменовался для Тайваня серьезными изменениями.

Речь в первую очередь идет об активизации Тайбэя в поисках возможностей для обретения независимости как де-юре, так и де-факто. Период 2000-2008 годов был явно перегружен конфронтационными ситуациями с материком, изобиловал идеями и предложениями по закреплению суверенного статуса Тайваня. КНР не оставалась в стороне и на все тревожащие инициативы старалась отвечать в аналогичном ключе. Основной контрмерой стало принятие в 2005 году закона "О противодействии расколу страны", положения которого не исключали применения "немирных методов" в случае объявления островом независимости. В общем напряжение нагнеталось, а устойчивый экономический рост не компенсировал жителям Тайваня дискомфорта от эскалации конфликтности в отношениях между берегами. К тому же один из ближайших соратников острова - США не всегда однозначно выступали в поддержку подобных резких шагов. В основном это было продиктовано стремлением сохранить статус-кво в проливе, поэтому Вашингтон нередко критиковал Тайбэй за кардинальность намерений.

Именно непрекращающиеся трения с материком сыграли решающую роль в победе Гоминьдана, который не только восстановил свои позиции в парламенте, но и заручился существенной поддержкой для Президента Ма Инцзю. Проведенные же одновременно два референдума о гипотетическом вступлении острова в ООН под названием "Тайвань" не вызвали особого энтузиазма у населения, что выразилось в низкой явке.

Таким образом, по мнению местных политологов, сейчас во главе острова встал сильнейший за последние 20 лет президент, которому благоволит три четверти парламента (что, согласно Конституции, составляет квалифицированное большинство). Ожидается, что, пользуясь поддержкой лояльного правительства и опираясь на него, Ма Инцзю сможет пойти на серьезные и знаковые решения, если не по кардинальному изменению формата отношений с материком, то хотя бы направленные на их улучшение. Главным чаянием народа остается уход от конфронтации между КНР и Тайванем.

Новоизбранный глава острова уже отметил, что "перемирие между двумя берегами пролива - это неизбежность". Заявление Ма Инцзю стало ответом на прозвучавший из уст Председателя КНР Ху Цзиньтао наказ "сформировать взаимное доверие, отставить в сторону споры, искать общее при наличии расхождений, совместно добиваться взаимного выигрыша", который был озвучен им на встрече с почетным председателем Гоминьдана Лянь Чжанем, совершившим вояж по КНР.

Одной из первоочередных мер в этом направлении остается проработка вопроса о прямом авиасообщении острова и КНР с июля этого года, что существенно облегчит туристические обмены, поспособствует нормализации отношений между берегами пролива. Представители туристической инфраструктуры и авиаперевозчики на Тайване считают, что обладают достаточным потенциалом, чтобы справиться с возможным наплывом гостей с материка. Правительство острова, в свою очередь, намерено увеличить квоту ежедневно въезжающих китайских туристов с 1 до 3 тыс. человек, имея в виду постепенное доведение этого числа до 10 тысяч.

Своего рода лакмусовой бумажкой в отношениях между берегами пролива можно считать оценки предстоящей пекинской Олимпиады. Так вот, посетивший КНР почетный председатель Гоминьдана Лянь Чжань принял участие в церемонии открытия памятника работы известного тайваньского скульптора Ян Инфэна. Он преподнес восьмиметровый монумент в дар Пекинскому олимпийскому центру. Выступая перед собравшимися в Олимпийском парке, представитель теперь уже правящей партии Тайваня отметил, что предстоящие Игры в Пекине станут первыми для Китая и обещают быть высококачественным мировым спортивным событием. Китайская же сторона в ответ пригласила гостя посетить августовскую Олимпиаду.

Еще одним, не совсем обычным для политической сферы событием стало решение властей острова принять двух панд в подарок от КНР. Эти животные, являющиеся национальными символами, давно ожидаемы в Тайбэе, да и на Тайване в целом. Ранее от них отказалась администрация Чэнь Шуйбяня по идеологическим соображениям. Теперь тайбэйцы смогут с уверенностью говорить, что их самый большой в Азии зоопарк полностью укомплектован. И отсутствие традиционных панд больше не вызовет недоуменных вопросов туристов. Имена двух гигантских панд, как ни странно, в переводе с китайского означают "объединение". Символично и понятно, почему прежняя власть отказалась от почитаемых зверушек.