МИНУВШИМ МАЕМ Виктору Ивановичу Попову исполнилось бы 90 лет. Он родился 19 мая 1918 года. В этот день страна в свое время праздновала создание Всесоюзной пионерской организации. Удивительное совпадение: В.И.Попов останется в моей памяти пионером, новатором, первооткрывателем.

Его путь в дипломатию, науку, подготовку дипломатических кадров был типичным для многих работников МИД того времени. Трудиться начал на фабрике в Астрахани. В 1941 году окончил московский Институт философии, литературы и истории (ИФЛИ). На войну ушел рядовым.

"По зову партии" он оказался в Высшей дипломатической школе (ВДШ), которую окончил в 1949 году. В 1966-1968 годах и 1980-1992 годах - на дипломатической работе. С 1974 года - первый ректор Дипломатической академии.

В.И.Попов отличался аналитическим умом, широтой кругозора и интересов, инициативностью, умением устанавливать и поддерживать контакты, чувством юмора и ораторским искусством. Добавлю нечто очень важное: и любовью к жизни. Всех, кто общался с Виктором Ивановичем, поражали эта гармония, сам облик дипломата, ученого, педагога, человека, возникало желание брать с него пример, почерпнуть из необыкновенного интеллектуального арсенала и практического опыта что-то необходимое для себя.

Если бы осенью 1953 года не состоялась встреча с В.И.Поповым, тогда заместителем директора ВДШ, не представляю, как сложилась бы моя судьба и жизнь. Дело обстояло так. По окончании исторического факультета МГУ мне пришлось искать работу. Обошел многие учреждения и организации, где, как мне казалось, могли пригодиться полученные мной образование и университетский диплом с отличием. Такое могучее средство, как покровительство, мне, немосквичу, было неведомо.

В один из осенних дней, который, похоже, тоже не сулил ничего радужного, узнал, что для Высшей дипломатической школы МИД ищут молодого специалиста на должность старшего лаборанта одной из кафедр. Позвонил по данному мне телефону. Заполнил невероятно сложную анкету. Томительное ожидание продолжалось не одну неделю, пока не раздался звонок из отдела кадров. Сообщили, что со мной хочет побеседовать заместитель директора по учебной работе. В приемной увидел человека среднего роста, в очках, вызывавшего симпатию, может быть, своей вежливостью и обходительностью. Судя по всему, к моменту беседы в особняке зеленого цвета по Б.Козловскому переулку вопрос обо мне был решен положительно.

Виктор Иванович уже тогда играл особую роль в деятельности ВДШ, особенно в организации учебного процесса и в подборе кадров преподавателей и обслуживающего персонала. В самом деле, руководители важного в системе МИД учебного заведения, в задачу которого входила подготовка и переподготовка дипломатических кадров среднего и высшего звена, приходили и уходили, а слаженный управленческий механизм оставался, действовал эффективно. Обслуживавшие его достаточно молодые и в меру амбициозные люди готовили и защищали диссертации, совершенствовали знание иностранных языков, публиковались в научных журналах, выезжали в загранкомандировки, в том числе на дипломатическую работу.

Во время беседы Виктор Иванович как бы невзначай поинтересовался: "А вас, Андрей Иванович, не смущает, что выпускнику ведущего вуза страны придется выполнять черновые функции на ответственном посту старшего лаборанта?" Меня впервые назвали по имени-отчеству. Это было приятно. Тем самым собеседник продемонстрировал уважение к молодому специалисту, формировал атмосферу будущей совместной работы. Вместе с тем в вопросе с оттенком иронии сквозила попытка еще раз убедиться в серьезности намерений сотрудника. Заместитель директора особенно выделил слова "на ответственном посту старшего лаборанта". Признаюсь, эта предложенная мне должность несколько ущемляла самолюбие. Но, как было принято, я поблагодарил за доверие, заверил, что постараюсь оправдать возлагаемые на меня надежды. Про себя решил, что буду лучшим лаборантом данного учебного заведения. Это был мой "генеральный курс". Такой настрой сопровождал всю карьеру в МИД: стать дипломатом высокой квалификации. Моя трудовая книжка не блуждала из одного учреждения в другое, а все пять десятилетий оставалась в высотке на Смоленской площади, 32/34.

Для любого руководителя, пожалуй, главными задачами являются подбор и расстановка кадров, повышение их профессиональной квалификации, четкая организация труда, строгая дисциплина. Помню, как В.И.Попов стремился привлечь в качестве преподавателей известных ученых из академической сферы, лучших специалистов МИД, а также из других учреждений и организаций. В частности, работники высокого ранга Министерства иностранных дел обеспечивали связь между теорией (учебный процесс) и практикой (деятельность МИД и его загранучреждений). Общение с ответственными сотрудниками ЦК КПСС, городского и районного звеньев партии, ведущих госучреждений обогащало преподавателей и слушателей сведениями и информацией, которые иначе было бы получить практически невозможно. Пристальное внимание уделялось привлечению к учебному процессу и научным исследованиям академиков и членов-корреспондентов АН СССР, докторов наук, профессоров. Их лекции, доклады не только способствовали повышению общего уровня учебного процесса. Многие годы по вторникам на трибуну у нас выходили политики, ученые и дипломаты, о которых в лучшем случае можно было узнать из печати.

Однажды произошел такой эпизод. Очередным "вторничным" гостем был корифей науки (в области металлургии) и министр высшего образования СССР с 1954 по 1986 год Вячеслав Петрович Елютин. Перед официальной частью ректор пригласил в свой просторный кабинет весь "цвет" академии, и, когда появился гость, Виктор Иванович стал представлять присутствующих, как делается во время официальных церемоний на высоком уровне. Были разные фамилии, но одно слово звучало постоянно: профессор, профессор, профессор... Министр произнес единственную фразу: "Так вот где сконцентрирована вся московская профессура". Отмечу, что в данном случае это отнюдь не была потемкинская деревня.

ВДШ наращивала мускулы и авторитет. Расширялся и обогащался круг ее деятельности. Чаще стало появляться в СМИ название ранее совершенно закамуфлированного учебного заведения "без адреса". Развитие международных событий ставило новые задачи перед внешней политикой и дипломатией. Требовались крупные решения, нацеленные на дальнейшее повышение уровня подготовки дипломатических кадров. Вот тогда, в начале 1970-х годов, зародилась идея ее преобразования в академию. Автором проекта был В.И.Попов. Однако для достижения вполне назревшей цели предстояло решить ряд сложных задач. Это, прежде всего, существенное повышение и обогащение качественных параметров учебного процесса и научно-исследовательской работы. Перед преподавателями, в том числе кафедр иностранных языков, было выдвинуто требование подготовки и защиты кандидатских и докторских диссертаций, опубликования научных статей. Стали регулярно проводиться научные конференции и форумы с участием ученых из-за рубежа, в учебный процесс внедрялись эффективные формы и методы преподавания. Расширилась практика выезда преподавателей на стажировку за рубеж. Остро встала проблема обеспечения собственными учебниками и учебными пособиями, ориентированными целиком на подготовку и переподготовку дипломатических кадров. По-серьезному встала задача расширения работы на культурном направлении - посещение театров, кинопросмотров, выставок, экскурсий, встреч с писателями, деятелями искусств.

Особое внимание уделялось качеству языковой подготовки слушателей, конечно, в первую очередь, направленных на учебу из партийных органов, государственных учреждений и общественных организаций. Обучить слушателей не совсем юного возраста западным и даже восточным языкам было сверхзадачей. Ее выполнению способствовало внедрение эффективной методики. Например, для слушателей выпускных курсов организовывалось месячное "погружение" в иностранный язык за пределами Москвы. Преподаватели и слушатели выезжали (за государственный счет) в один из домов отдыха в Ивановской области, где в отрыве от повседневной московской суеты целиком отдавались совершенствованию знания иностранных языков. Учебный процесс начинался за завтраком, продолжался в течение всего дня, даже за ужином, а заканчивался во время вечерней прогулки. Общение только на иностранном языке. Дело на этом направлении продвинулось так далеко, что многим выпускникам было уже под силу защищать дипломные работы на иностранном языке.

По общественным дисциплинам практиковались вошедшие тогда в моду "ситуационные семинары". Нововведением стала организация двухнедельной ознакомительной практики в союзных республиках: ведь дипломат должен хорошо знать собственную страну, глубоко разбираться в ее проблемах. А "простым людям" надо было показать советских дипломатов, которые отстаивают государственные интересы. Успехом пользовались выступления слушателей перед населением. Подружились мы с командованием Таманской гвардейской мотострелковой дивизии, куда выезжали на стрельбы, а офицеры дивизии были часто нашими гостями. Одним словом, смычка дипломатов и доблестного воинства. Заметно расширились международные связи. Все это было призвано повысить планку конкурентоспособности кадров отечественной дипломатии.

Без преувеличения, всем было интересно работать и учиться в атмосфере творческого подъема, новаторских инициатив, заинтересованности в повышении эффективности в подготовке дипломатических кадров. Члены коллектива испытывали гордость за результаты труда, за свое учебное заведение.

Здания, в которых размещалась ВДШ, всегда были в образцовом порядке. Налажено завидное питание и обслуживание. Фирменные пирожки разбирались моментально. Территорию благоустроили. Высадили молодые деревья в честь выпускников разных лет. Соорудили теннисный корт. Это был какой-то особый, красивый и уютный уголок старой Москвы. Правда, по официозной терминологии, в стране был период "застоя". Думаю, что к Б.Козловскому переулку, 4 это не относилось.

В 1974 году ВДШ решением Политбюро ЦК КПСС была преобразована в Дипломатическую академию МИД СССР. Предстояло развернуть еще большую работу, чтобы наполнить новую форму адекватным содержанием.

В те годы Виктор Иванович помимо перечисленных дел, как и прежде, уделял пристальное внимание непосредственно учебному процессу, оттачивал свое педагогическое мастерство, тщательным образом готовился к лекциям, которые в его исполнении представляли интересные маленькие спектакли. Он говорил: "Каждая лекция должна быть событием". Такое мерило он сохранял до того момента, когда еще мог добираться от дома до Дипакадемии. До конца 1970-х годов Дипакадемия набирала обороты в своей учебной и научной работе, опережая время и предвидя встающие перед ней новые задачи. 31 октября 1980 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР присудили авторскому коллективу Дипломатической академии в составе 11 ученых Государственную премию СССР за учебник "Внешняя политика Советского Союза", опубликованный в 1978 году. Его переработанное и дополненное издание появлялось регулярно.

На мой взгляд, главная заслуга В.И.Попова состояла в его значительном вкладе в подготовку кадров для отечественной дипломатии, а также для внешнеполитических учреждений стран социалистического содружества. Всего из стен ВДШ/Дипакадемии - уникального учебного заведения - вышло более пяти с половиной тысяч профессиональных дипломатов. Среди них более 300 стали чрезвычайными и полномочными послами. Можно сказать без преувеличения, что в мире не было такой могучей "кузницы послов".

В.И.Попову вырваться на практическую работу было нелегко ввиду востребованности на своем месте, но приобщиться к практической дипломатии было необходимо. Его первые дипломатические посты - советник посольства СССР в Австралии и советник-посланник посольства в Великобритании (1966-1968 гг.). Его отозвали, чтобы поручить руководство в качестве ректора Высшей дипломатической школой. С 1968 по 1980 год он - ректор ВДШ/Дипломатической академии. Венцом дипломатической карьеры В.И.Попова стала Великобритания, в которой он находился в 1980-1986 годах (по совместительству был послом СССР на Мальте). Затем - продолжение активной педагогической работы в Дипакадемии. Это были годы, не просто продолжавшие его преподавательскую деятельность. Одновременно он поставил перед собой задачу: обобщить накопленный опыт в загранучреждениях и центральном аппарате МИД. Из-под его пера выходили мемуары, статьи, привлекавшие внимание широкой общественности в нашей стране и за рубежом*. (* Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик (взгляд советского дипломата). М., Прогресс, 1991; Попов В.И. Советник королевы - суперагент Кремля. М., Новина, 1995; Попов В.И. Жизнь в Букингемском дворце. Елизавета II и королевская семья. М., 2-е изд., Новина, 1996; Попов В.И. Современная дипломатия: теория и практика; Дипломатия - наука и искусство: курс лекций. М., изд. 2-е, доп., Международные отношения, 2004; Попов В.И. Из истории Академии.//Дипломатический ежегодник. 1999, и др.)

Самым главным трудом явилась обобщающая монография о современной дипломатии. В нашей и зарубежной литературе редко появляются такого масштаба труды, в которых на энциклопедическом уровне освещаются, по существу, все вопросы дипломатии, включая ее историю, содержание и формы, нынешнее состояние и перспективы. В.И.Попов убедительно показал, что дипломатии суждена долгая и нужная мировому сообществу жизнь. Собственно, вся книга подтверждает, что время дипломатии отнюдь не ушло. Упомянутая книга вышла в двух изданиях. Завершить полностью свой труд автору было не суждено. Коллеги Виктора Ивановича знали о его напряженной работе над двухтомником. Библиотека снабжала его чуть ли не до последних дней новыми книгами и другими материалами. К сожалению, сил и времени не хватило.

Его вклад в развитие теории и практики отечественной внешней политики и дипломатии невозможно переоценить, как и его вклад в становление на разных этапах Высшей дипломатической школы и Дипломатической академии. Своей яркой жизнью и кипучей, плодотворной деятельностью он показал, как надо работать, когда искренне предан делу, которому себя посвятил.