В Москве в рамках VII международного научно-экспертного форума «Примаковские чтения» состоялась сессия «Нужно ли Китаю глобальное лидерство?». Мероприятие посвящено памяти ученого и государственного деятеля академика Евгения Максимовича Примакова. Главная тема Форума – «Современные вызовы мировому порядку».
В сессии приняли участие политологи, эксперты, журналисты, представители общественности. Многие присоединились в онлайн-формате.
Модератором сессии выступил ректор Московского государственного института международных отношений МИД России (МГИМО), академик РАН, профессор Анатолий Торкунов.
На сессию приглашены: Фу Ин, председатель Центра международной безопасности и стратегии Университета Циньхуа; Роберт Дали, директор Института Киссинджера по Китаю и США при Международном центре Вудро Вильсона; Томико Ичикава; генеральный директор Японского института международных отношений (JIIA); Янь Сюэтун, директор Института современных международных отношений Университета Циньхуа; Дэн Смит, директор Стокгольмского института исследований проблем мира (SIPRI); Александр Ломанов, заместитель директора по научной работе ИМЭМО РАН, профессор.
Анатолий Торкунов в своем вступительном слове отметил, что на предыдущих чтениях чаще обсуждались текущие проблемы и причины их возникновения. Название данной сессии звучит, как «Нужно ли Китаю глобальное лидерство?» Эта тема обращена в будущее. Академик констатировал, что глобальное лидерство определяется объективными факторами. С 2003 года Китай неуклонно следует по пути к глобальному лидерству. Китай – это 16 % мировой экономики, 23 % мировых современных технологий, современная армия, которая завершит модернизацию к 2027 году. Это политика двойной циркуляции: большой внутренний рынок и открытость внешнему миру. По мнению Торкунова, Китай выступает за международные отношения нового типа, в центре которых – партнерство и сотрудничество, идея сообщества «единой судьбы». При этом противостояние Китая и США является одной из главных составляющих мировой политики.
Китайскую точку зрения представила профессор Фу Ин. Она постулировала, что глобальное лидерство прежде всего подразумевает борьбу с хаосом и поддержание порядка в мире. После Второй мировой войны США получили целый ряд серьезных преимуществ для реализации этой роли, однако участие в многочисленных вооруженных конфликтах подорвало их могущество. США необходимо перегруппироваться и умерить свои амбиции, поскольку они более не способны отвечать на растущие глобальные вызовы. В контексте пандемии COVID-19, перед лицом которой миру не удалось объединиться, встает вопрос о том, какой тип лидерства необходим сегодня. По словам Фу Ин, очевидно, что глобальное лидерство сегодня возможно только на многосторонней, кооперативной основе – оно не может основываться на гегемонии одного государства. Переход к такому лидерству займет продолжительное время. Китай выступает за «общее будущее» – разделение ответственности за мировое развитие между державами и против игр с «нулевой суммой», против новой холодной войны. При этом Китай не стремится прятаться от конкуренции, его цель – открытая и здоровая конкуренция и сотрудничество. Особую роль здесь играет сотрудничество с Россией.
Тему продолжил Роберт Дали, который заявил, что Китаю необходимо найти способ играть ведущую роль на международной арене. Сегодня он встречает сопротивление своим устремлениям к лидерству, что связано с тем, что множество людей по всему миру отрицательно относятся к нему. Дали не убедил аргумент, что США боятся потери гегемонии, и в связи с этим настраивают против Китая весь мир: Вашингтон не имеет возможности приказывать другим странам и сообществам, во что им верить. По мнению американского эксперта, основная причина – это характер экономического развития Китая и поведение Пекина на международной арене. В Китае нет демократии, поэтому он не может участвовать в глобальном управлении. Проблема легитимности Китая состоит в том, что он проецирует внутриполитические авторитарные практики на международную сферу. Выдвижение на роль мирового лидера невозможно, пока у Китая отсутствует истинная открытость, прозрачность и понятность.
Александр Ломанов обратил внимание на том, что, по мнению администрации США, только Запад, и никто другой, имеет право писать правила мировой экономики и торговли в XXI веке. Формируется система «параллельного лидерства», противостояния «Восток–Запад», воспроизводящая многие черты холодной войны. В китайском академическом сообществе часто говорится о военной силе России, но ее слабой экономике. На вопрос, могут ли КНР и РФ образовать сильный военно-политический и экономический конгломерат, чтобы писать собственные правила, китайские эксперты отвечают, что Китай уже предложил свое видение будущего – «сообщество единой судьбы» – тогда как Россия не выдвинула собственного видения и не имеет ни ресурсов, ни привлекательности. Китай также извлек уроки из опыта постсоветской трансформации: Запад не принял Россию в свои ряды, а Китай как самобытная цивилизация имеет еще меньше шансов войти в западный мир и стать соавтором новых правил международных отношений. Однако у России и Китая есть достаточный багаж сотрудничества, чтобы писать правила вместе.
Японский эксперт Томико Ичикава считает, что перспектива глобального лидерства Китая будет зависеть от действий, а не от риторики. Она повторила утверждение американского синолога, что Китай пытается расширить свое международное влияние, продолжая проводить авторитарную внутреннюю политику, экстраполируя свою модель управления на международную сферу. Ощутимое присутствие Китая во многих странах приводит к изменению международного общественного мнения о нем. КНР предпринимает попытки сформировать свой новый привлекательный международный образ, применяя множество дипломатических инструментов. В этих условиях, полагает г-жа Ичикава, необходимо найти области общих интересов Китая с другими государствами, например, контроль над вооружениями.
Дэн Смит, директор SIPRI, подчеркнул, что Китай – это крупнейший торговый партнер многих стран и быстрорастущая супердержава. Но Китай необходимо воспринимать серьезно не только из-за экономики, но и вследствие его затрат на оборонный сектор. По этим затратам Китай занимает второе место в мире после США, они в четыре раза больше, чем у России. КНР входит в первую пятерку экспортеров и импортеров вооружения в мире. Китай важно вовлечь в процесс контроля над ядерными вооружениями. Вопрос в том, может ли КНР предложить новый подход к нераспространению ядерного оружия, или же уклонится от этого вопроса. Шведский исследователь полагает, что в мире существует множество проблем, которые не могут быть решены без договоренности Китая и США. С другой стороны, по мнению эксперта, последние годы характеризуются ситуацией, когда Китай, США и Россия думают только о себе и стремятся изменить статус-кво в свою пользу.
Китайский аналитик Янь Сюэтун повторил позицию своей соотечественницы и коллеги Фу Ин, что единственная возможность для мира – это коллективное лидерство. Однако, по его мысли, США не готовы допустить к лидерству другие страны. Сюэтун же считает, что, если бы Соединенные Штаты были готовы к диалогу, они и Китай могли бы вместе стать международными лидерами при участии других великих держав. Но, при этом, Китай хочет взаимодействовать с другими державами «на равных». По убеждению эксперта, ни одна из стран мира не способна быть по-настоящему глобальным лидером. Не могут выступить в этой роли и международные организации, такие как G7, G20, БРИКС. Аналогичным образом, и Китай не хочет брать не себя глобальную ответственность. Задача КНР – предложить всему миру свои колоссальные производственные мощности и производить то, что необходимо. В Китае не различают национальное и глобальное лидерство: для многих эти понятия синонимичны.
Подводя итоги дискуссии, с уверенностью можно сказать лишь одно: вопрос нужно ли Китаю глобальное лидерство, по-прежнему открыт. На сегодняшний день Китай, безусловно, лидер Азиатско-Тихоокеанского региона, который не претендует на единоличное знание того, как должны жить и развиваться другие страны региона.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs