Мнение: Рональд Дворкин. «Религия без Бога»

21:49 06.09.2013


«Судьи часто вынуждены решать, что «религия» означает для судебных целей. Так, например, в тот момент, когда Конгресс США предоставил освобождение «от несения военной службы по религиозным соображениям» для мужчин, чья религия запрещает служить, американский Верховный суд вынужден был решать вопрос о том, подпадает ли под это исключение атеист, чьи моральные убеждения также запрещают службу в армии. Суд постановил, что атеист тоже подпадает. Верховный суд, к которому обратились за интерпретацией конституционных гарантий относительно «свободного отправления религии», отметил, что многочисленные религии, процветающие в Соединенных Штатах, не признают Бога, в том числе это относилось к сторонникам того, что Суд назвал «светским гуманизмом». Более того, обычные люди стали использовать «религию» в таких контекстах, которые не имеют ничего общего ни с Богами, ни с невыразимыми силами. Они говорят, что американцы делают религию из своей конституции и что для некоторых людей бейсбол и есть религия. Эти последние, несомненно, используют слово «религия» только в метафорическом смысле, но они, несомненно, паразитируют не на вере в Бога, а, скорее, на глубокой приверженности в более общем смысле.

[…] Мы должны незамедлительно обратиться к этому вызову. Однако нам следует сделать паузу и обратить внимание на тот фон, который мы имеем при рассмотрении данного вопроса. Религиозная война, как раковое заболевание, является проклятьем нашего рода. Люди убивают друг друга, во всем мире, и это происходит потому, что они ненавидят божества друг друга. В таких менее диких местах, как Америка, люди воюют преимущественно в политике, на всех уровнях – от национальных выборов до заседания правления местной школы. Самые ожесточенные бои происходят не между различными сектами благочестивых религий, а между ревностными верующими и теми атеистами, которых они считают аморальными язычниками, людьми ненадежными, а их растущее количество, по их мнению, угрожает моральному здоровью и целостности политического сообщества.

Фанатики имеют сегодня в Америке большую политическую власть, по крайней мере пока. Так называемое религиозное право является избирательным блоком, поддержки которого многие охотно добиваются. Политическая власть религии - что предсказуемо – породила оппозицию, хотя реакцию вряд ли можно назвать сопоставимой.

Воинствующий атеизм, инертный в политическом отношении, обладает сегодня большим коммерческим успехом. Никто из тех людей, которые называет себя атеистами, не может быть избран ни на одну важную должность в Америке, однако книга Ричарда Докинза  «Бог как иллюзия» (God’s Delusion), вышедшая в 2006 году, продается здесь в миллионах экземпляров, как и дюжина других книг, в изобилии представленных в книжных магазинах. В свое время, десятилетия тому назад, книги, осмеивающие Бога, были редкостью. Религия означала Библию, и никто не считал нужным указывать на бесконечное количество ошибок в библейском описании сотворения мира. Теперь ситуация совершенно иная. Ученые посвящают всю свою карьеру опровержению того, что среди тех, кто с большой охотой покупают их книги, считалось слишком глупым для опровержения».

(По материалам: The New York Review of Books. «Religion Without God»)

Версия для печати