Часть II
Если главным очагом политического сопротивления в сегодняшнем Европейском союзе следует признать, в первую очередь, Венгрию, то в том, что касается оппозиции Брюсселю по финансово-экономическим вопросам ситуация выглядит более пестрой и ещё более опасной для брюссельской бюрократии…
В странах еврозоны явственно просматривается рецидив, если не сказать - новый виток кризиса. По данным лондонской The Financial Times, в программе по спасению греческой экономики обнаружилась опасная «дыра» в 11 млрд. евро. По данным издания, до конца текущего года правительствам европейских стран, являющимся главными держателями греческих долговых обязательств, необходимо выделить правительству Греции, по крайней мере, половину данной суммы. В противном случае эту страну, а следовательно, всю евро-зону могут ожидать серьезные проблемы. «Если инвесторы не будут убеждены, что политика разрешения проблемы госдолга надежна, - инвестиции и рост экономики не восстановятся», - цитирует The Financial Times источники в Международном валютном фонде. [1]
Главная проблема заключается в том, что речь идет не только о простом выделении Греции средств, но и о списании части её национального долга. Во всяком случае, именно к этому призывает МВФ. В настоящее время практически весь государственный долг Греции находится в руках европейских правительств, достигая в общей сложности 176% от её национального валового внутреннего продукта.
Главный же «донор» программ спасения еврозоны и ее отдельных частей – Германия – призывает не к списанию долга, а как раз к обратному. Федеральный канцлер Ангела Меркель и члены ее кабинета убеждены, что грекам не следует рассчитывать ни на какие списания. Ведь стране уже выделены около 250 млрд. евро в рамках различных антикризисных программы, а регулярно посещающие Грецию инспекционные миссии Еврокомиссии, ЕЦБ и МВФ рапортуют о том, что национальное правительство успешно выполняет взятые на себя обязательства в плане борьбы с кризисом. Так что необходимость экстренных послаблений уже миновала.
Логика и МВФ, и Германии в целом имеет право на существование. Бесконечные списания долгов и другие экстренные меры способны дискредитировать антикризисные механизмы Евросоюза. К тому же Германии предстоят в конце сентября очень непростые собственные выборы – и правящая правоцентристская коалиция явно не готова разбрасываться миллиардами евро из кармана собственных налогоплательщиков.
Вместе с тем, однажды начав операцию по «спасению рядового грека», ЕС и МВФ не могут останавливаться на полпути, иначе предыдущие жертвы и траты окажутся напрасными.
Обычно, когда две стороны не могут договориться, в спор должен вмешаться третий. И этим третьим, похоже, станет Париж. На это намекнул бывший главный экономист Европейского центрального банка Юрген Штарк. Заодно он раскритиковал в интервью германской газетеHandelsblatt всю программу неограниченного выкупа за счёт средств ЕЦБ суверенных облигаций «проблемных» стран еврозоны, запущенную еще год назад. По мнению Юргена Штарка, уже осенью текущего 2013 года кризис в еврозоне усугубится, поскольку минувший год был потрачен впустую, и руководству Евросоюза не удалось главное – выработать эффективные методы управления процессами в еврозоне.
Как результат, уже в ближайшее время свое «особое мнение» заявит Франция. По данным Штарка, дождавшись окончания шумных предвыборных баталий в Германии, Париж потребует от ЕЦБ и германского правительства (независимо оттого, каким оно окажется) свернуть меры жесткой бюджетной экономии и одновременно выкупать французские долговые обязательства вслед за испанскими и итальянскими. И ЕЦБ, скорее всего, будет вынужден пойти навстречу французским требованиям.
Ясно лишь, что новые споры не добавят ни политического единства Евросоюзу, ни экономической стабильности еврозоне. Пока глава ЕЦБ Марио Драги обещает продолжать нынешний курс и, в частности, сохранять неизменной «в течение длительного времени» низкую процентную ставку. Однако, если верить Юргену Штарку, это спокойствие может оказаться «потерей времени». Стоит напомнить, что немецкий эксперт покинул свой пост в ЕЦБ в 2011 как раз вследствие несогласия с политикой банка по широкомасштабной скупке испанских и итальянских гособлигаций.
Какое значение имеют все эти маневры для развития политической ситуации на пространстве Евросоюза? Самое прямое – и явно дестабилизирующее. Наглядным примером могут служить драматические события в Болгарии – стране, еще совсем недавно не являвшейся для Евросоюза «проблемной» ни в экономическом, ни в политическом смысле. Однако неспособность и нежелание Брюсселя пойти навстречу болгарским партнерам вкупе с упрямой приверженностью прежней правящей правоцентристской коалиции прозападному курсу загнали отношения Софии и ЕС в тупик. На это наложились сомнительные схемы в болгарском ЖКХ с участием центральноевропейских посредников – и, как результат, Болгария раскололась на «левую» и «правую» половины, а «золотую акцию» взяла себе партия турецкого этнического меньшинства «Движение за права и свободы». Если же учесть, что уровень безработицы, даже по официальным данным Евросоюза, превышает в Болгарии 12%, а среди молодежи составляет 28%, то именно она имеет все шансы стать на пространстве Евросоюза новой Грецией. Это подразумевает повторные выборы, безуспешные коалиционные переговоры, слабые правительства, рост радикальных настроений, а в конечном итоге – введение для Болгарии фактического внешнего управления из Брюсселя по греческому образцу. Прологом может послужить обнародованный 7 августа отказ болгарского президента Росена Плевнелиева подписать проект бюджета, подготовленный действующим левоцентристским правительством. [2] Уже сейчас правительственные эксперты понизили прогноз экономического роста страны в текущем году с 1,9% до 1% - а от этого уровня уже недалеко и до рецессии. Так что очаги внутренних конфликтов и сопротивления в Евросоюзе множатся буквально на глазах.
«Становится все более очевидным, что если Европейский союз хочет преодолеть текущий кризис, обычного хода деятельности будет недостаточно. Нам нужна Европа, которая является более конкретной, менее риторической и которая лучше подходит для современной мировой экономики. Нам нужно сосредоточиться не только на конкретных элементах политики Евросоюза, но и на том, как изменить его политику. Такие изменения должны поставить экономический рост на первое место в плане действий». Эти весьма здравые слова произнес на днях не какой-нибудь евроскептик или тем паче антиглобалист, а нынешний премьер-министр Италии Энрико Летта. Он продолжает: «ЕС не нужны споры относительно выбора между жесткой экономией и экономическим ростом: ему нужно быть прагматичным…» [3]
Трудно не согласиться с этой самокритичной констатацией. Настораживает другое. Похоже, лидеры стран Евросоюза стали прозревать лишь спустя пять лет после того, как внутри ЕС начали обнаруживаться признаки финансово-экономического и социально-политического кризиса. А с таким замедленным антикризисным реагированием Евросоюз вряд ли может рассчитывать на скорое и устойчивое выздоровление.
[1] The Financial Times, 06.08.2013
[2] AFP 071452 GMT AUG 13
[3] http://www.project-syndicate.org/contributor/enrico-letta
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs