Устойчивое развитие человечества на рыночно-капиталистическом базисе хозяйственного природопотребления как в настоящее время, так и в перспективе невозможно.
Вот почему все решения мирового сообщества по переходу на механизмы устойчивого развития остаются «решениями на бумаге», а процессы, свойственные первой фазе глобальной экологической катастрофы, продолжаются и, по ряду модельно-прогностических оценок, грозят перерасти в социобиосферный коллапс уже в третьем десятилетии XXI в.
При этом мировая финансовая капиталократия лелеет планы перехода к новому мировому порядку, в котором лица, владеющие самой большой концентрацией капитала в мире, господствовали бы над мировыми ресурсами, информационными сетями и «умами» людей, устанавливая своеобразный «новый рабовладельческий строй, где рабовладельцами будут бывшие ростовщики… а рабами — остальные» (оценка ученого-экономиста В. Ю. Катасонова, приведенная в его работе «Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации»). Такая стратегия утопична; она является отражением безумия и своекорыстия финансовой капиталократии.
Современная наука развенчивает иллюзию устойчивого развития в рыночно-капиталистическом формате, за которую хватается мировая капиталократия. Природа подвергает критике капитализм через экологические процессы.
Выход человечества из пропасти первой фазы глобальной экологической катастрофы требует гуманизма нового типа — ноосферного гуманизма, очеловечивания человека, возвышения его духа и разума на уровень ответственности за сохранение всего богатства жизни на Земле, что, в свою очередь, требует нового — ноосферного — качества образования, науки, культуры, духовно-нравственной системы в целом и, соответственно, ноосферного качества форм хозяйствования человека на Земле и его социального развития.
Первая фаза глобальной экологической катастрофы означает, что пределы в развитии современного общества суть экологические пределы рыночно-капиталистического человека, мотивируемого деньгами и прибылью. «Своекорыстие таит в себе безумие», — сказал великий русский философ Николай Александрович Бердяев 95 лет назад. Мир капитализма в начале XXI в. превращается в «безумный мир», обреченный на экологическую гибель.
Вопрос, поставленный всей эволюцией человечества на Земле, — это вопрос очеловечивания человека, поднятия его на высоту космопланетарной ответственности и разумности, ноосферной духовности и нравственности.
Человек есть причина погружения человечества в пучину возможной экологической гибели в XXI в., но в человеке кроется и исток его экологического спасения.
(«Партнерство цивилизаций №1–2/2013»)
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs