Мнение: «Крах капиталократического мировоззрения и способа хозяйствования»

12:41 05.08.2013


Устойчивое развитие человечества на рыночно-капиталистическом базисе хозяй­ственного природопотребления как в на­стоящее время, так и в перспективе невоз­можно.

Вот почему все решения мирового со­общества по переходу на механизмы устой­чивого развития остаются «решениями на бумаге», а процессы, свойственные первой фазе глобальной экологической катастро­фы, продолжаются и, по ряду модельно-прогностических оценок, грозят перерасти в социобиосферный коллапс уже в третьем десятилетии XXI в.

При этом мировая финансовая капи­талократия лелеет планы перехода к но­вому мировому порядку, в котором лица, владеющие самой большой концентра­цией капитала в мире, господствова­ли бы над мировыми ресурсами, инфор­мационными сетями и «умами» людей, устанавливая своеобразный «новый рабовладельческий строй, где рабовла­дельцами будут бывшие ростовщики… а рабами — остальные» (оценка ученого-экономиста В. Ю. Катасонова, приведен­ная в его работе «Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации»). Такая стратегия утопична; она является отражением безумия и своекорыстия финансовой капиталократии.

Современная наука развенчивает ил­люзию устойчивого развития в рыночно-капиталистическом формате, за которую хватается мировая капиталократия. При­рода подвергает критике капитализм че­рез экологические процессы.

Выход человечества из пропасти первой фазы глобальной экологической катастро­фы требует гуманизма нового типа — ноосферного гуманизма, очеловечивания чело­века, возвышения его духа и разума на уро­вень ответственности за сохранение всего богатства жизни на Земле, что, в свою очередь, требует нового — ноосферного — качества образования, науки, культуры, духовно-нравственной системы в целом и, соответственно, ноосферного качества форм хозяйствования человека на Земле и его социального развития.

Первая фаза глобальной экологиче­ской катастрофы означает, что преде­лы в развитии современного общества суть экологические пределы рыночно-капиталистического человека, мотиви­руемого деньгами и прибылью. «Свое­корыстие таит в себе безумие», — ска­зал великий русский философ Николай Александрович Бердяев 95 лет назад. Мир капитализма в начале XXI в. пре­вращается в «безумный мир», обречен­ный на экологическую гибель.

Вопрос, поставленный всей эволюцией человечества на Земле, — это вопрос оче­ловечивания человека, поднятия его на вы­соту космопланетарной ответственно­сти и разумности, ноосферной духовности и нравственности.

Человек есть причина погружения чело­вечества в пучину возможной экологической гибели в XXI в., но в человеке кроется и ис­ток его экологического спасения.

(«Партнерство цивилизаций №1–2/2013»)

Версия для печати