ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Этнографическая диковинка

14:22 15.07.2013 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Украина является унитарным государством, но принятый в официальном дискурсе политоним «украинцы» не отображает этническую действительность, поскольку населения украинского государства представлено не только украинцами (малороссами), но и другими национальностями, причём не только славянского происхождения.

Самым многочисленным неславянским народом Украины являются крымские татары. Но настоящей этнографической диковинкой выглядят украинские албанцы, которых насчитывается около пяти тысяч человек. В России по переписи 2002 г. арнауты (5 чел.) были включены в состав албанцев (272 чел.) (1).

Первые албанцы попали в Российскую империю вместе со славянскими (и не только) переселенцами из балканских стран – греками, сербами, болгарами, валахами и др. В XVIII-XIX вв. российское правительство гостеприимно приняло у себя тысячи балканских колонистов, спасавшихся от османского ига. Правда, некоторые этнографы полагают, что арнауты поселились в современной Украине ранее XVIII в. (2). Их расселяли в Бессарабии, центральной Малороссии и Приазовье. История многих населённых пунктов в этих регионах связана с балканскими поселенцами: Новомиргород (бывшая столица упразднённой административной единицы Новая Сербия), Луганск (на территории области располагалась линия сербо-валашских поселений Славяносербия), Мариуполь (место компактного проживания греков) и т.д. На Украине сохранились названия кварталов, улиц и населённых пунктов, недвусмысленно намекающих на их ранних жителей: ул. Сербская, ул. Греческая, ул. Арнаутская, сёла Арнаутово, Арнаутовка, Арнаутка.

Последние названы по имени арнаутов – субэтнической группы албанцев, исповедующей православие. Православные албанцы появились ещё во времена Византийской империи. Общая вера с византийцами позволяла им свободно перемещаться по территории Византии, и к ХХ в. многие арнауты эллинизировались, приняв греческий язык и греческое самосознание. Арнауты разговаривали на арнаутском языке – одном из диалектов албанского. Интересно, что часть арнаутов албанцами себя не считают, и отрицает за своим языком название диалекта албанского языка, отстаивая свою греческую идентичность.

В поисках материального благополучия арнауты из Албании расселялись не только в материковой Греции, но и в Сербии, Черногории и др. балканских регионах. Часто арнауты служили добровольцами в армиях различных правителей. Так было в эпоху Древней Греции, так было и в XIX в., когда из арнаутов формировались целые полки в составе российской армии. Состояли эти полки не на все 100% из арнаутов, а также и из молдаван, болгар, сербов. Арнаутские конные полки принимали участие в русско-турецкой войне 1806-1812 гг., и служили приписными казаками (входили в Бугское казачье войско) (1).

Украинские арнауты – преимущественно, выходцы из восточно-албанского г. Корча. Даже сегодня среди албанцев Корчи много православных, а среди населения города есть греки и румыны. Причём в истории города были периоды, когда количественно греки превышали албанцев. В Корче родился Александер Асдрени – автор слов национального гимна Албании.

Но арнауты попали в Российскую империю из Корчи не напрямую. Сначала они осели в юго-восточной Болгарии, потом перебрались поближе к румынской границе. Это путешествие продолжалось три столетия. Позже арнауты были уже жителями румынского Галаца – почти у самых границ России. Столь долгое пребывание в составе православных государств ещё больше способствовало закреплению у арнаутов православного самосознания.

Примечательно, что называть себя албанцами арнауты бессарабские стали после Великой Отечественной войны. Связано это с экспедициями советских этнографов в болгарские сёла Одесской области. Учёные с изумлением открыли, что часть населения этих сёл разговаривают не по-болгарски, а по-албански! Сами же албанцы называли себя «нашими, из наших» (2). Вызывает также восхищение факт сохранения бессарабскими албанцами своего языка (после 500-летнего пребывания в иноязычном окружении!). Они продолжают говорить по-албански, несмотря на то, что имена и фамилии у многих из них уже давно русские либо украинские, но язык служит особым маркером принадлежности к албанскому этносу. Более того, степень этнического самосознания у албанцев настолько высока, что даже те из них, кто не владеет языком, зная всего несколько албанских слов, и не знает албанских традиций, уверенно причисляют себя к албанцам.

Тирана не работает с албанской диаспорой Украины, и бессарабские албанцы, отстаивая свою национальную идентичность, не рассчитывают ни на какую финансовую помощь. У них нет никаких связей с исторической родиной, и в религиозном плане они ближе к православным сербам и болгарам, чем к своим соотечественникам-мусульманам. Бессарабские арнауты, вместе с русскими, молдаванами, болгарами и гагаузами, участвовали в Татарбунарском восстании, направленном против румынского владычества, наравне с другими советскими гражданами принимали участие в Великой Отечественной войне.

Жизнь албанцев на Балканах и в Бессарабии – это два параллельных мира. Они не пересекаются, а их связи прервались ещё полтысячи лет назад. Политические проблемы исторической родины не очень волнуют албанцев Украины, ибо чужды им, и далеки.

В Албании в ходе последних парламентских выборов в июне с.г. практически все ведущие партии провозглашали националистические лозунги: «Один язык, одна культура, одна нация, одно будущее!», «Албания превыше всего!». Соседние государства опасаются, что импульс великоалбанского национализма сохранится на прежнем градусе и после завершения выборов. Албанцы составляют значительную часть населения не только в Косово и Сербии, но и в Черногории, Македонии и Греции. Теоретически заселённые албанцами районы этих государств могли бы войти в состав гипотетической Великой Албании (3). Идея объединения всех албанцев в одном государстве бередит умы албанских патриотов с  XIX в. Сегодня националистическая риторика стала частью политической культуры Албании. Этим правящие круги пытаются отвлечь внимание населения от социальных неурядиц. Албанские и зарубежные эксперты едины во мнении: радикализация албанского общества, помноженная на экономические проблемы, может превратиться во взрывоопасную смесь, способную дестабилизировать, и, без того нестабильный, регион.

Добавим, что политически выгодный на сегодня лозунг «Один язык, одна культура, одна нация, одно будущее!» сужает этнические и конфессиональные рамки албанского народа, существенно обедняет его культурное содержание, и не учитывает всего многообразия собственной истории. 

 

1) «Другого рода люди – арнауты» (Русское географическое общество)

2) А. А. Новик «Самосознание албанцев Украины: к вопросу этнонима»

3) «Albanischer Nationalismus - eine Gefahr für die Region?» (Deutsche Welle, 11.07.2013)

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати