Недавно Институт международных исследований МГИМО и Аналитическая ассоциация ОДКБ провели ситуационный анализ на тему: «Сценарии и перспективы эволюции в Афганистане и постсоветской Центральной Азии после 2014 года». Целью проведения ситуационного анализа было рассмотрение вопросов безопасности и стабильности в регионе после вывода войск Международных сил содействия безопасности из Афганистана, который должен быть осуществлен в 2014г. Участниками ситуационного анализа стали ведущие российские политологи, эксперты-международники и востоковеды, представители структур Аналитической Ассоциации ОДКБ, МИД России, других заинтересованных министерств и ведомств, журналисты.
Модератор дискуссии, координатор Аналитической ассоциации ОДКБ И.Панарин передал участникам форума приветствие Генерального секретаря ОДКБ Н.Н.Бордюжи. Затем И.Панарин кратко представил экспертам недавно образованную Аналитическую ассоциацию ОДКБ. 12 марта с.г., отметил И.Панарин, ОДКБ, в соответствии с подписанным Меморандумом, создал экспертную Ассоциацию (Аналитическая Ассоциация ОДКБ), в которой принимают участие представители России, Беларуси и Казахстана. Ассоциация была создана для практического укрепления информационно-аналитического взаимодействия и информационно-аналитического потенциала ОДКБ. Она предназначена для разработки мероприятий и стратегии скоординированной информационной политики в интересах государств – членов Организации, информационно-аналитической поддержки решений глав государств – членов ОДКБ, налаживания деловых контактов, обмена информацией, проведения экспертного и ситуационного анализа. Целью сегодняшнего ситуационного анализа, подчеркнул И.Панарин, является как раз разработка возможной стратегии стран ОДКБ в отношении Афганистана и государств Центральной Азии на период после 2014 года, когда войска Международных сил содействия безопасности (МССБ) будут выведены из Афганистана
Выступление директора Институт международных исследований (ИМИ) МГИМО(У) МИД России А.Орлова открыло работу форума экспертов по проведению ситуационного анализа. В своем выступлении А.Орлов отметил, что приближается 2014 год – новый рубежный момент в современной истории Афганистана. В этот период должна завершиться активная фаза операции Международных сил содействия безопасности в Афганистане (МССБ), созданных в соответствии с резолюцией 1386 Совета Безопасности ООН от 20 декабря 2001 года. Костяк сил МССБ, по понятным причинам, составляют военные США (по данным на май 2012 года, из порядка 130 тыс. военнослужащих МССБ около 90 тыс. чел. составляли американцы). Именно США стали инициатором проведения операции в Афганистане в ответ на серию террористических актов на территории Соединенных Штатов, известных как события 11 сентября 2001 года. Официальными целями операции в Афганистане, сформулированными США, были: свержение режима талибов; освобождение страны от их влияния и разгром обосновавшейся в Афганистане международной террористической организации «Аль-Каида».
Директор ИМИ считает, что анализ нынешней ситуации в Афганистане показывает, что, несмотря на огромные материальные затраты и понесенные потери (по состоянию на 1 декабря 2012 года потери МССБ составили 3233 военнослужащих погибшими, из них – 2161 американец), объявленные цели операции в Афганистане так и не были выполнены. Движение Талибан, подчеркнул ученый, которое в первые годы войны было серьезно дезорганизовано и, как казалось на определенных этапах конфликта, находилось в шаге от окончательного разгрома, сегодня практически полностью восстановилось как в военном плане, так и организационно. В стране не только не снижается, а нарастает интенсивность террористической активности. Как и на завершающем этапе пребывания советских войск в Афганистане, на сегодня одной из наиболее актуальных задач является создание правительства, способного самостоятельно контролировать ситуацию в стране. В 2014-2015 гг. в Афганистане должны состояться новые президентские и парламентские выборы.
По мнению А.Орлова, одной из самых серьезных и трудноразрешимых проблем современного Афганистана является то, что за годы войны в нем - по сути дела, полностью – разрушен тонкий европеизированный культурно-политический слой населения, на который обычно опиралась афганская власть. Этот слой сложился в эпоху британского колониального господства, сохранился и традиционно доминировал в политической жизни в последующий период независимого существования Афганистана, в том числе и в годы присутствия советского воинского контингента в этой стране. Приход к власти сначала моджахедов, а потом талибов привел к тому, что в самом Афганистане этот европеизированный слой населения практически исчез. В настоящее время от него остались жалкие остатки, не оказывающие никакого значимого влияния на происходящие в стране процессы. Американцы и их союзники на протяжении десятилетия своего пребывания в Афганистане не уделяли серьезного внимания возрождению этого слоя, сконцентрировавшись на сугубо практических вопросах – формировании вооруженных сил и силовых структур, а также властных группировок в Кабуле и в центрах провинций. Время было безвозвратно упущено, и поэтому сегодня, когда уходящим МССБ нужно оставить в Афганистане кого-то, на кого можно было бы положиться в будущем, в Вашингтоне и других западных столицах приходится задумываться о замысловатых политических комбинациях, в результате которых появилась бы хоть какая-то возможность заполнить прогнозируемый политический вакуум, который неизбежно возникнет в стране в контексте «фактора 2014 года».
Тридцать лет нескончаемой войны в Афганистане показывают, подчеркнул А.Орлов, что победить военным путем различные вариации джихадистов, обосновавшихся в этом государстве, основным отрядом которых на данном этапе являются талибы, едва ли возможно. Более разумным представляется постараться решить совместными усилиями задачу по интеграции этой страны в мировую экономику. Тем более, что в этом заинтересованы ее непосредственные соседи – Китай, Индия, Пакистан, Иран, Туркмения. В этих целях можно было бы провести широкую международную конференцию, инициированную не западными странами, а именно азиатскими соседями Афганистана и, возможно, некоторыми авторитетными мусульманскими государствами. Ее итогом мог бы стать некий современный аналог «Плана Маршалла» для этой страны, профинансированный как Западом, так и Востоком. Следовало бы подумать над тем, кто мог бы выступить главным переговорщиком с талибами со стороны "мусульманского мира". Возможно, им мог бы стать один из новых лидеров «умеренного ислама», например, президент Египта М. Мурси. России, в свою очередь, ничто не мешает загодя проговорить все подобные варианты и с американцами, и в треугольнике РИК, не выходя самой на передний план.
«В урегулировании в Афганистане, - отметил А.Орлов, - заинтересовано все международное сообщество. Это – колоссальный ресурс, который нельзя игнорировать. Другие острые международные конфликты современности не столь единообразно трактуются ведущими участниками международных отношений, что приводит к оживленным дискуссиям между ними и несовпадению в позициях. В условиях очевидного нарастания разобщенности в действиях основных мировых держав, в первую очередь тех из них, кто представлен в Совете Безопасности ООН в качестве его постоянных членов, их совместные усилия в Афганистане могли бы стать моделью для урегулирования и других острых, создающих реальную угрозу международному миру и безопасности региональных конфликтов».
Директор Аналитического Центра ИМИ МГИМО А.Казанцев, ознакомил участников ситуационного анализа с заранее подготовленными сценариями возможного развития событий в регионе Афганистана и Центральной Азии, с целью их дальнейшего обсуждения. Было предложено для обсуждения четыре сценарных варианта.
Первым был представлен сценарий, условно названный «Успешное международное сотрудничество». В соответствии с данным сценарием предполагается, что ключевые великие державы (прежде всего, Россия, КНР и Индия) будут успешно взаимодействовать в борьбе с новыми угрозами безопасности. США и союзные им государства НАТО будут поддерживать с ними диалог, перебазируя, в соответствии с «доктриной Обамы» ("rebalancing") свои основные ресурсы и интересы в азиатско-тихоокеанскую зону. В соответствии с этим сценарным вариантом предполагается также ускорение модернизации на постсоветском пространстве и эффективное протекание интеграционных процессов, а также более эффективная работа госструктур в Центральной Азии. «Успешное международное сотрудничество» - оптимальный сценарий.
Второй сценарий условно назван «Постепенный упадок». В соответствии с данным сценарием предполагается, что международное соперничество (США - Россия, США - Китай, и т.д.) нейтрализует попытки организовать эффективную помощь государствам Центральной Азии. Активность негосударственных игроков в сфере транспортировки наркотиков будет постепенно усиливаться. Однако, несмотря на международное соперничество и образование «несостоявшихся государств», ситуация не выходит полностью из-под контроля. Сценарий менее оптимистичный, чем первый, но лучше, чем последующие.
Третий сценарий условно назван «Интенсификация Новой Большой игры». В соответствии с данным сценарием международное соперничество выходит из-под контроля и провоцирует дополнительную дестабилизацию в Центральной Азии, в то же время, растет наркотрафик и другие новые угрозы безопасности. Сценарий менее оптимальный, чем два предыдущих.
Четвертый сценарий условно назван «Центральноазиатский взрыв» - это катастрофический сценарий. Он предполагает образование несостоявшихся государств, тенденцию к росту числа наркогосударств. Все это становится возможным после вывода войск МССБ из Афганистана, который может спровоцировать «эффект домино». Сценарий предполагает резкий рост наркоторговли и других нетрадиционных угроз безопасности, с которыми спецслужбы не имеют возможности справиться.
После детального изложения сценариев, собравшимся было предложено обсудить вероятность их реализации и высказаться по вариантам возможного развития событий в регионе Афганистана и Центральной Азии. В последующем обсуждении приняли участие: советник Секретариата ОДКБ А.Бобров, пресс-секретарь ОДКБ В.Зайнетдинов, старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН Н.Замараева, ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности ИМИ МГИМО Е.Воронин, старший научный сотрудник Аналитического центра ИМИ МГИМО Л Гусев, заведующая сектором международных вопросов Центра арабских исследований Института Востоковедения РАН И.Звягельская, бывший посол РФ в Афганистане М.Конаровский, директор Института международных исследований А.Орлов, начальник группы Антитеррористического центра СНГ С.Оганесян, главный редактор «Афганистан.ру» Омар Нессар, советник начальника Генерального штаба ВС РФ А.Радчук, директор Центра глобальных проблем ИМИ МГИМО В.Сергеев, советник посольства Кыргызстана Майя Сабиридина, программный директор РСМД И.Тимофеев, старший помощник Генерального секретаря ОДКБ В.Никишин, другие.
Как отметили организаторы экспертной встречи, результаты состоявшегося 4 июня с.г. в МГИМО(У) МИД России обсуждения будут проанализированы, а подготовленные на их основе аналитические материалы будут направлены в заинтересованные государственные структуры.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs