Оганесян: Гость нашей программы - Александр Игоревич Кузнецов, директор Историко-документального департамента Министерства иностранных дел России. Здравствуйте!
Кузнецов: Добрый день!
Оганесян: Спасибо, что пришли к нам. От себя скажу, что, когда я познакомился со структурой МИД, меня немножечко удивило, почему же Историко-документальный департамент так называется?
Оказалось, что Историко-документальный департамент направляет, ведет научную работу крупнейших в стране и за рубежом архивов, причем они разбиты на разные исторические эпохи.
Я хотел бы, что бы вы, Александр Игоревич, познакомили наших слушателей с вашей работой. Далеко не все знают о существовании уникальных сводов архивных документов, где раскрывается история нашей страны. Как это все выглядит, как структурируется?
Кузнецов: Сразу хочу сказать, что у нас далеко не самые большие архивы в России. Россия - это великая архивная держава, архивы МИД - это небольшая часть. Они имеют свою историю, особую ценность.
Наше архивное хозяйство довольно большое. У нас два архива. Архив внешней политики Российской империи, который охватывает период с петровских времен до 1917 года. Это 600 тысяч архивных дел, 8 километров архивных полок.
Второй - Архив внешней политики Российской Федерации - охватывает весь период Советского Союза и современной России. Это 1,5 миллиона архивных дел, примерно 25 километров архивных полок. Этот архив постоянно пополняется.
Кроме того, в структуру Историко-документального департамента МИД входит научная библиотека. Она насчитывает больше миллиона томов, включая очень редкие книги, которые нам достались в наследство еще от дореволюционного Министерства иностранных дел. Так что хозяйство довольно большое.
Оганесян: Я думаю, что у вас есть раритеты, книги, которые представляют собой произведения искусства, памятники культуры, безотносительно к содержанию. Сколько людей работает в архивах? Хватает ли сотрудников?
Кузнецов: Людей никогда не хватает, вы это знаете. У нас довольно большой департамент, свыше сотни сотрудников, из них примерно половина работает в архивах.
Оганесян: Те, кто работает в архивах, тоже сотрудники вашего департамента?
Кузнецов: Да. Более того, оба архива - это оперативное подразделение Министерства иностранных дел, такое же, как и все остальные.
Оганесян: Вы упомянули слово "оперативное". На эту тему есть вопрос из Москвы. "Александр Игоревич, на интернет-сайте вашего департамента вывешено такое сообщение: "За последние годы было подготовлено с использованием архивных документов большое число информационно-справочных материалов для практического использования в оперативной работе министерства". Это очень интересно. Каким образом архивы помогают вашей оперативной работе? Часто ли к ним обращаются?"
Кузнецов: Любой внешнеполитический вопрос, любая международная проблема имеет свою предысторию, часто довольно долгую и сложную. Для того чтобы правильно выстраивать позицию государства по тому или иному вопросу, нужно эту историю знать. Но не только знать, но и умело ее использовать для определения нашей позиции.
Поэтому обращение к архивам - это часть каждодневной работы министерства. Недаром один из первых советских наркомов иностранных дел Георгий Васильевич Чичерин, который в молодости работал в архиве еще царского Министерства иностранных дел, говорил, что архивные документы для дипломатов - это то же самое, что патроны для армии. Это точное определение, потому что мы действительно постоянно пользуемся этими документами…
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs