Итак, Еврокомиссия недавно одобрила проект решения Совета ЕС о подписании Соглашения об ассоциации с Украиной. Киев надеется подписать документ уже на саммите «Восточного партнерства» в ноябре этого года. Очень похоже на то, что вопрос о выборе Киевом между евроинтеграцией и вступлением в Таможенный союз уже предрешен.
С обеих сторон это было политическое решение. Брюссель стремился перетянуть на свою сторону Киев прежде всего потому, что уже сейчас опасается Таможенного союза и того, во что эта организация может в ближайшее время перерасти. Гипотетическое присоединение к ней Украины сделало бы Таможенный союз реальной силой в мировом масштабе. Кроме того, над Западом довлеет застарелый страх усиления России и ее союзников. Дополнительно к этому можно прибавить такие плюсы для ЕС как новые рынки, новые возможности для инвестиций и новую и очень дешевую рабочую силу.
Киев также делает почти исключительно политический выбор. Причем, что характерно, делают его политики, а не граждане. На стороне евроинтеграции – президент, правительство, парламент, оппозиция. Выбор в пользу Таможенного союза поддерживают только КПУ и общественное движение «Украинский выбор» во главе с Виктором Медведчуком. Плюс около 50% населения страны. Последнее, конечно, властью в расчет не принимается.
Очень интересно следить за дебатами в украинских СМИ по поводу того, на чью сторону стать при выборе внешнеполитической ориентации. Как ни странно, в ходу такой аргумент: Украина – европейская, а не евразийская страна. В географическом смысле это, конечно, правильно. Непонятно, правда, причем тут Таможенный союз. Что-то негативное в отношении к Казахстану, стране, расположенной в Азии?
Бывают ссылки на членство Украины в ВТО. Тоже не совсем понятно. С момента вступления России в ВТО в Таможенном союзе действуют правила этой международной организации. В том числе в Белоруссии и Казахстане, которые членами ВТО не являются. В свое время Киев так спешил опередить Россию в дате вступления в ВТО, что согласился на заведомо невыгодные для себя условия. В случае вступления его в Таможенный союз они могут быть пересмотрены, причем с гарантией компенсации Украине при соответствующих санкциях со стороны ВТО.
Сторонники Таможенного союза могут оперировать цифрами, причем подсчитанными украинскими учеными. Показатели довольно внушительные. Они общеизвестны, и едва ли стоит их здесь приводить. Сторонники ассоциации с ЕС мотивировать свою позицию не могут – условия соответствующего соглашения до сих пор не являются публичными. Ходят, правда, определенные слухи, довольно неприятные для Украины (например, об извлечении и изъятии из зоны свободной торговли с ЕС более 300 позиций), но это только слухи. Иначе говоря, страна (точнее – ее политики) покупают кота в мешке. Это вообще любопытно – одни приводят в защиту своих взглядов конкретные данные, а другие, не опровергая их, говорят о том, что Украина – европейская страна. Естественно, что полноценного диалога на такой почве быть не может.
Правда, те, которые стоят за ЕС, утверждают, что все-таки смогут выбить из Москвы существенные послабления. Аргументы: мы – славянские страны и стратегические партнеры, если правильно договориться «по газу», то все будет хорошо, можно создать зону свободной торговли с Россией, мы получим в результате миллиарды долларов. Вообще-то это говорят вроде бы серьезные политики. Остается только улыбнуться: договариваться о преференциях после выбора своей ориентации смешно вообще. А пытаться договориться об этом с Россией смешно вдвойне. И не только потому, что Москва соответствующим образом оценит решение Киева. Дело в том, что в последнем почему-то до сих пор не понимают, что переговоры будут вестись не с российским руководством, а с Таможенным союзом. У которого свои собственные законы и правила. Так же, как и в ЕС, кстати говоря.
Сторонники евроинтеграции утверждают, что российские предприятия по-прежнему будут делать заказы своим украинским партнерам. Ну, это вполне возможно и даже желательно. Есть, однако, одна серьезная проблема: сотрудничество будет регулироваться правилами Таможенного союза, а значит станет куда менее выгодно для Украины, чем раньше.
Еще один элемент в украинской дискуссии: какой смысл идти в Таможенный союз, где бедные будут делиться с бедными. Ну, здесь уже какой-то фрейдизм. Если вдуматься в смысл этой идеи, то получится: надо идти туда, где с нами, украинскими гражданами, будут делиться более богатые нации. Во-первых, это откровенная заявка на иждивенчество страны, которая считает себя европейской. Во-вторых, делиться с Украиной ЕС не собирается. – у него и так есть, с кем делиться в рамках этой организации. В-третьих, у Таможенного союза есть прямая выгода привлекать к себе Украину: чем больше население, тем больше рынок, тем выше финансовые выгоды. Из этого секретов никто не делает.
Как ни странно, единственная серьезная причина, которая сейчас мешает вступлению Украины в ассоциацию с ЕС, это требование европейцев принять закон о правах сексменьшинств. По мнению противников уже зарегистрированного в парламенте законопроекта, его принятие будет означать фактическую легализацию в стране гомосексуализма. Совершенно непонятно, почему даже среди сторонников евроинтеграции существует оппозиция неизбежному решению. В конце концов, сказав «а», нужно говорить и «б». Если, конечно, хочешь быть настоящим европейцем.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs