В начале июня 2012 года Народный банк Китая (НБК) снизил ставку процента по кредитам. Меньше чем через месяц последовало второе снижение – до 6.00%. Для экономистов это ясный сигнал - началось активное стимулирование экономического роста в Китае. До этого в КНР проводилась политика, которую можно было характеризовать как «мягкое» стимулирование.
Начало нового цикла
Ещё осенью 2008 года правительство КНР приняло решение о беспрецедентном по масштабу пакете мер стимулирования хозяйства – отчасти в ответ на начавшийся финансовый кризис в странах Запада. Последовавшая за этим «кредитная накачка», естественно, со временем вызвала повышение инфляции и переход к «охлаждению» перегрева экономики.
Рис 1. Поквартальные темпы роста ВВП в 2010 – 2011 гг.
Отсчет продолжавшемуся чуть меньше двух лет циклу охлаждения китайского хозяйства можно вести с 25 февраля 2010 года, когда Народный банк Китая (НБК) повысил норму резервирования для коммерческих банков. Осенью 2010 года рестриктивная денежная политика была распространена и на ставку процента, которая была повышена с 5.31 до 5.56%[1]. В дальнейшем ставка процента повышалась ещё трижды, последний раз в начале июля 2011 года (табл. 1).
В течение второй половины 2011 года этот индикатор оставался без изменений, а в конце года НБК впервые за два года понизил ставку резервирования. Началось «мягкое стимулирование» хозяйства, поскольку темпы роста ВВП продолжали снижаться.
В статистических сводках за 2011 год в весьма тревожных выражениях характеризовалось состояние мирового хозяйства, а также социально-экономические проблемы Китая. Отмечались «рассогласованность и несбалансированность» в развитии хозяйства КНР, наличие в стране «нетерпимых противоречий», а также необходимость ускорения структурной перестройки экономики[2].
Таблица 1.
Изменения процентной ставки по кредитам и депозитам в КНР, %
Дата изменения |
Ставка по кредитам сроком на один год |
Ставка по депозитам сроком на один год |
Ставка по ипотечным кредитам* |
16.09.2008 |
7.20 |
4.14 |
4.05 |
09.10.2008 |
6.93 |
3.87 |
4.05 |
30.10.2008 |
6.66 |
3.60 |
4.05 |
27.11.2008 |
5.58 |
2.52 |
3.51 |
23.12.2008 |
5.31 |
2.25 |
3.33 |
20.10.2010 |
5.56 |
2.50 |
- |
26.12.2010 |
5.81 |
2.75 |
3.75 |
08.02.2011 |
6.06 |
3.00 |
- |
07.07.2011 |
6.56 |
3.50 |
4.45 |
07.06.2012 |
6.31 |
3.25 |
- |
04.07.2012 |
6.00 |
3.00 |
- |
* Кредиты сроком до 5 лет
Источник: составлено по данным НБК (pbc.gov.cn)
Заметим, что снижение темпов экономического роста в 2011 году было плавным. В первом квартале прирост ВВП составил 9.7%, во втором - 9.5%, в третьем - 9.1%, а в четвертом - 8.9%.
Годовой показатель составил 9.2% – на 1.2 процентных пункта ниже показателя за 2010 год (10.4%). Не удалось при этом достичь плановой установки по снижению инфляции (до 4%): рост потребительских цен за год составил 5.4%, опустившись в декабре до 4.1% с пикового показателя 6.5% в июле 2011 года. Цены на продовольственные товары повысились на 11.8%.
В первой половине 2012 года темпы экономического роста продолжили снижаться, составив 8.1% в первом и 7.6% – во втором квартале.
В то же время за полгода удалось существенно снизить инфляцию. В июне показатель CPI составил 2.2% в годовом исчислении (в том числе 3.8% по продовольственным товарам), а в целом за шесть месяцев потребительские цены выросли на 3.3%. Индекс цен производителей (PPI) за полгода снизился на 0.6% по отношению к первым шести месяцам 2011 года. В июне 2012 года этот показатель был на 2.1% ниже, чем в июне предыдущего года.
«Мягкая посадка»
Напомним, что снижение инфляции считается в Китае одним из главных признаков «мягкой посадки» экономики.
Это выражение восходит к периоду борьбы с инфляцией в 1993-1996 годах. Начало инфляционному всплеску положило освобождение цен на сырье и тарифов осенью 1992 года. К тому же к концу 1992 года более чем в 400 уездах были отпущены цены на зерно. В 1993 г. индекс отпускных цен на средства производства вырос на 33.1%. Дальнейший отпуск цен на зерно и плохой урожай 1994 года до предела обострили ситуацию: в середине 1994 года рост цен на продовольствие (в годовом исчислении) составил 48.3% на зерно, 35.6% - на мясо, птицу и яйца, 30.8% – на овощи. С этого момента и весь 1995 год правительство КНР осуществляло жесткий антиинфляционный курс, используя все имеющиеся ресурсы. При этом антиинфляционный пакет включал и микроуровень, активнейшим образом использовались административные рычаги.
Вспышку инфляции удалось погасить в 1996 году. Этот год считается в КНР и годом окончания «мягкой посадки» экономики (ее тогда называли «мягкой посадкой Чжу Жунцзи», исполнявшего обязанности вице-премьера КНР), ознаменовавшим успешное завершение очередного цикла реформ и переход к периоду относительно спокойного развития в 1997-2005 годах (низкая инфляция, стабильный валютный курс). В этот период в Китае были проведены решительные реформы госпредприятий и госбанков, значительно улучшившие показатели их эффективности и конкурентоспособности.
Стабилизация хозяйственного положения Китая в 1996 году одним из своих следствий имела продолжение либерализации и повышение открытости экономики. Уже в 1996 года в КНР, например, пошли на селективный допуск зарубежных финансовых институтов к операциям в местной валюте. Всякий раз, впрочем, оговаривался экспериментальный характер соответствующих решений, и подчеркивалось отсутствие условий для осуществления такого рода акции во всекитайском или даже укрупненном региональном масштабе.
Способность Китая противостоять давлению финансового кризиса в Азии в 1997-1998 годах подтвердила правильность избранного Пекином стратегического курса: постепенный и ограниченный переход к финансовой открытости страны, сохранение жёсткого контроля над валютными операциями, связанными с движением капиталов, и особо осторожное отношение к портфельным инвестициям. Предотвращение оттока инвестиционных ресурсов, селективная защита национальных производителей, банкиров и страховщиков от международной конкуренции стали лейтмотивом китайской политики и в период подготовки к вступлению в ВТО (1999-2001 годы).
Возвращаясь в наши дни, следует заметить, что, по-видимому, именно снижение инфляции оказалось одним из сигналов к началу летом 2012 года нового цикла активного стимулирования экономики с помощью монетарной политики. Заметим, что проводившееся до этого «мягкое» стимулирование привело лишь к очень незначительному повышению показателя М2: в первом полугодии он составил 13.6%, (т.е. остался на уровне конца 2011 года), но уже в июне увеличение составило 0.4 процентных пункта по отношению к маю.
Что внушает беспокойство
Не секрет, что некоторая часть кредитного пакета 2009 года была использована в Китае в спекулятивных целях, вызвав, помимо прочего, стремительный рост цен на недвижимость в городах. Это привело к замедлению темпов роста продаж жилья – за 2011 год они выросли на 12.1% в стоимостном выражении и лишь 4.9% – в натуральном измерении.
Таблица 2.
Изменение цен на новое жилье в городах Китая в декабре 2011 г. (к декабрю 2010 г.)
Город |
Изменение цен, % |
Город |
Изменение цен, % |
Пекин |
101.0 |
Цзилинь |
101.9 |
Шанхай |
101.8 |
Чунцин |
99.4 |
Тяньцзинь |
101.2 |
Санья |
100.9 |
Шэньчжэнь |
103.1 |
Тайюань |
101.2 |
Гуанчжоу |
103.1 |
Шэньян |
102.4 |
Ханчжоу |
101.0 |
Харбин |
100.2 |
Нанкин |
99.7 |
Ланьчжоу |
101.7 |
Нинбо |
98.8 |
Сиань |
103.4 |
Далянь |
102.2 |
Урумчи |
105.5 |
Источник: рассчитано по данным ГСУ Китая (stats.gov.cn)
Достаточно тревожной в 2011 году была ситуация с продажами недвижимости в восточных регионах (около 60% всего рынка). В этих провинциях прирост продаж в текущих ценах составил за год всего 3.8% и показывал в течение года нисходящий тренд.
Ситуация значительно ухудшилась в первом квартале 2012 года: продажи жилья в КНР сократились в натуральном выражении на 15.5% – против роста на 14.3% в первом квартале 2011 года. Это было тревожно, но не критично: падения продаж, подобного тому, что наблюдалось в Китае в 2008 году (тогда они рухнули почти на 30%), не отмечалось.
Продолжилось в первом квартале 2012 года и снижение цен на рынке недвижимости. Правда, это не было «обвалом» - тем более что снижение цен отчасти входило в планы регулятора. При сопоставлении же нынешних цен с уровнем 2010 года выясняется, что цены снизились лишь в пяти городах (Нанкин, Ханчжоу, Нинбо, Вэньчжоу, Наньчун) – причем очень незначительно (за исключением очень благополучного Вэньчжоу).
К тому же во втором квартале нынешнего года положение несколько улучшилось: сокращение продаж недвижимости за полгода в целом против прошлого года составило куда меньшую величину – 10.7% (в натуральном выражении), чем в первом квартале.
Возможно, не следует драматизировать создавшуюся в секторе ситуацию. Регулятор ставил задачу охлаждения рынка и сдерживания роста цен, в какой-то мере эти задачи уже решены. Наметилось некоторое улучшение в динамике продаж. И уж вовсе не стоит оценивать ситуацию в Китае по стандартам экономики США (падение цен на недвижимость в США в феврале 2012 года составило в годовом исчислении несколько более 6%). В экономике США с сектором недвижимости связано производство примерно половины ВВП: в инвестиционной модели КНР его роль далеко не настолько важна. Ипотечная задолженность составляет сравнительно скромную величину[3], сбережения населения продолжают расти в высоком темпе[4], а сектор в целом просто приобретает более сбалансированный вид при наблюдаемой в настоящее время стабилизации цен.
Некоторое беспокойство вызывают долги провинциальных правительств, связанные главным образом со строительством инфраструктурных объектов.
Касаясь этой и некоторых других проблем, премьер КНР Вэнь Цзябао отмечал на мартовской сессии ВСНП (2012): «Мы неуклонно усиливали урегулирование рынка недвижимости и контроль над ним, гарантируя практическую реализацию политики контроля, ее реальную эффективность. Спекулятивные и инвестиционные потребности были заметно прижаты, в большинстве городов пошло помесячное снижение цен на жилье, регулирование и контроль демонстрируют свои результаты. Мы придавали огромное значение предотвращению и устранению потенциальных опасностей в денежно-финансовой сфере, своевременно осуществляя полную ревизию задолженности местных правительств. Этой ревизией установлена суммарная величина многолетней задолженности местных правительств, причины образования долгов, сроки их погашения и региональное размещение. Образовавшиеся долги сыграли позитивную роль в социально-экономическом развитии, из них сформировалась большая группа высококлассных активов, и тем не менее они таят в себе кое-какую опасность, особенно локальную, которая касается части районов со слабой способностью погашения задолженности»[5].
Существуют различные возможности реализации отмеченных выше высококлассных активов. Кроме того, центральное правительство располагает значительными резервами для противостояния кризисам. Опережающий по сравнению с ВВП рост государственных доходов в последние годы дает правительству дополнительные ресурсы для возможных противопожарных мер[6].
«Подушка безопасности»
Китайскую экономику нередко характеризуют как «завязанную» на экспорт. Между тем, в хозяйстве страны продолжают происходить изменения, говорящие о постепенном переходе к «экономике внутреннего спроса», ускоренному развитию сферы услуг, усиленному вниманию к социальным проблемам.
Стоит заметить, что сохранение высоких темпов роста экономики в Китае наблюдалось и во время преодоления кризиса мировой торговли в 2009 году. Из этого некоторые исследователи сделали справедливый вывод о том, что значение внешних факторов для китайской экономики не так уж велико[7]. Китай меньше, чем многие другие страны, зависит и от импорта топлива.
Задача расширения внутреннего рынка и спроса, помимо создания инфраструктуры (в чем КНР преуспела, хотя не обошлось без крупных сбоев, в частности, в эксплуатации скоростных железных дорог), по-видимому, потребует очень энергичных мер.
Китайские провинции дифференцируются по стадии перехода к обновленной модели, в которой внутренний спрос играет более важную роль в воспроизводственном механизме, быстрыми темпами растет сфера услуг, в том числе финансовых. В этих более благополучных, как правило, прибрежных провинциях Китая социальные разрывы не столь резки, как в глубинке, поэтому для страны в целом по-прежнему актуален обычный экономический рост.
По этой причине некоторые базисные характеристики китайской модели развития сохранятся[8] – меняться будут инвестиционные приоритеты, среди которых и новые технологии, и чистая энергетика, и мощная финансовая инфраструктура, и урбанизация. Но по-прежнему высокая норма сбережений и инвестиций будут обеспечивать широкий фронт капитального строительства и модернизации основных фондов, создавая попутно новые рабочие места – прямо и косвенно.
А это значит, что государственному сектору и ведущим банкам страны, как и прежде, будет отводиться ключевая роль в инвестиционной политике. Они в настоящее время находятся в неплохой форме для выполнения этой роли.
На конец 2011 года в Китае насчитывалось чуть более ста госпредприятий центрального подчинения (против 196 в 2003 году, без учета банков). Их суммарные активы составили 26 трлн юаней (против 8.4 трлн юаней в 2003 году).
Прибыль всех крупных госпредприятий (центрального и провинциального подчинения) увеличилась в 2011 году на 12.8% и составила 2 трлн 257 млрд юаней. Доля этих предприятий в общем объеме налоговых поступлений в бюджет страны составила 33.3%. На них пришлось также 14% экспорта и 28% импорта страны.
И при этом госсектор осуществляет порядка 48-50% всех инвестиций в стране, и эта доля повышается в периоды крупных спадов деловой активности в частном секторе. Именно крупные предприятия госсектора в основном и кредитуются крупными китайскими госбанками.
Прибыль же коммерческих банков Китая в 2011 году превысила 1 трлн юаней, увеличившись на 36.3% (аналогичный показатель в 2010 году вырос на 34.5%). Уровень достаточности капитала в банковском секторе при этом повысился до 12.7% с 12.2%.
В относительно худшем положении – по сравнению с госсектором – оказался сейчас частный сектор в ряде приморских провинций. Он более тесно связан с экспортом и испытывает понятные трудности. Учитывая это, государство пришло на помощь бизнесу, расширяя непосредственное кредитование частника госбанками и открывая для частных банков новые сферы деятельности.
Многие аналитики допускают возможность наличия в банковском секторе крупных проблемных долгов, возникших в период кредитного бума 2009-2010 годов, но здесь стоит вспомнить и о значительных валютных резервах страны, и об очень низком размере внутреннего государственного долга (27% ВВП), достаточно скромной внешней задолженности и т.п.
В 2011 году политика охлаждения экономики, перегретой антикризисными мерами 2009 года, дала определенные результаты, не устранив, впрочем, существующих диспропорций. В 2012 году, как показывают цифры, экономическое положение Китая достаточно стабильно, и политическое руководство, по-видимому, постарается не допустить значительного снижения темпов экономического роста. Страна, похоже, совершает успешную «мягкую посадку».
[1] Это событие впервые в истории вызвало негативную реакцию мировых финансовых рынков, подтвердив выросший статус новой экономической державы.
[2] http://www.stats.gov.cn/tjgb/ndtjgb/qgndtjgb/t20120222_402786440.htm
[3] Весь объем потребительских кредитов в КНР (9 трлн. юаней) составляет около четверти от сбережений населения (36 трлн. юаней).
[4] В феврале 2012 года они увеличились на 12.6%
[5] http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2012-03/14/content_24896428_3.htm
[6] Финансовые доходы государства в 2011 году, например, выросли на 24.8% и превысили 10.3 трлн. юаней (22% ВВП).
[7] Zhang Wenlang, Dong He. How Dependent is the Chinese Economy of Exports and in What Sense Has Its Growth Been Export Led?// Journal of Asian Economics. 2010. Issue 21.
[8] В марте 2009 года China Daily опубликовала две статьи Чжоу Сяочуаня (директора НБК): «О норме сбережений» и «Реформировать международную финансовую систему». Статьи содержат острую критику мировой финансовой архитектуры, а высокая норма сбережений и накопления в Восточной Азии противопоставляется «долговой» экономике США. О необходимости соблюдения баланса между потреблением и сбережением в мировой экономике упоминал в начале 2009 года и Вэнь Цзябао – на Всемирном экономическом форуме в Давосе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs