Футбольный чемпионат Евро-2012 пробудил нешуточные политические страсти. Вспоминается эмоциональный накал на московской Олимпиаде-80. Тогда некоторые страны Запада и их союзники, протестуя против ввода советских войск в Афганистан, призвали к бойкоту игр. Дабы отплатить за услугу, Советский Союз и его союзники дружно бойкотировали Олимпийские игры в Лос-Анджелесе четыре года спустя. Спорт тогда смешался с политикой, а политика со спортом. А возможно ли вообще отделить спорт от политики?
Спорт – это игра. Фундаментальное толкование этому явлению дал нидерландский философ и культуролог Йохан Хёйзинга в произведении «Homo ludens» («Человек играющий»). Первенство игре он отдавал даже перед культурой, ибо не культура порождает игру, а игра служит предпосылкой для формирования культуры. Суть игры – это состязание, соперничество, проявление воли к власти, «агональный инстинкт». Игровая практика позволяет выяснять отношения на более высоком культурном уровне, чем обыкновенные раздоры, закладывает предпосылки для понятий чести и справедливости. В качестве наиболее яркого примера Й. Хёйзинга приводит рыцарские турниры, постепенно из кровавого состязания эволюционировавшие в пышный церемониал.
Й. Хёйзинга подчёркивал демократичность игры, а наиболее полным выражением спортивной демократичности считал командную игру в мяч. Он предостерегал от забвения игровой составляющей нашей цивилизации, полагая, что эрозия игрового элемента приведёт к преобладанию хаоса над порядком.
Создаётся впечатление, что современный спорт с каждым годом становится всё менее аполитичным. Более того, использовать спортивные состязания в своих целях сегодня имеют возможность даже политические маргиналии и откровенные социопаты. Вспомните бурю эмоций, разразившуюся накануне матча Россия – Польша, закончившегося в ничью. Представители украинской ультраправой организации УНА – УНСО пообещали наградить польских футболистов Пустынным крестом - высшим орденом своей партии, в случае их победы над сборной России. Кресты предполагалось доставить прямо в Варшаву. Этим крестом награждены всего 24 человека, среди которых - глава раскольнической Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата Филарет и наиболее заметные фигуры в среде украинских диссидентов советских времён.
Польско-российское спортивное противостояние плавно перешло в противостояние символов. Согласно польскому законодательству, в стране запрещена демонстрация на публике советской символики. Но в июне прошлого года запрет сняли. Тем не менее поляки продолжают воспринимать символы советского государства, впрочем, как и российского, через призму политики и истории. Представить же сообщество российских фанатов без данной символики невозможно. Польские ультраправые сочли это оскорблением, и во время марша российских болельщиков по варшавским улицам дошло до прямых столкновений. Эти события стали одной из тем телефонного разговора между Владимиром Путиным и польским премьером Дональдом Туском. Высокопоставленные политики не смогли остаться в стороне от большого спорта.
Марш россиян по Варшаве вообще был излюбленной темой польских СМИ в течение нескольких дней до его начала. Газеты и новостные порталы запестрели ссылками на чешское издание «Lidovе Noviny», где сообщалось о чешско-польском экспромте – объединении чешских и польских болельщиков против их российских оппонентов после поражения Чехии в матче с Россией со счётом 1:4 (1).
Внимание Евро-2012 уделил в своём отчёте «Расизм и ксенофобия на Украине во время проведения Евро-2012» даже такой известный американский аналитический центр, как Джеймстаунский фонд (3). Правда, складывается впечатление, что здесь футбол послужил лишь информационным поводом пропагандистского давления на правительство Виктора Януковича. Начав о футболе, американские эксперты перешли к уголовному делу Юлии Тимошенко, затем приписали Председателю Совета министров Крыма Анатолию Могилёву склонность к агрессивным высказываниям в адрес крымско-татарского меджлиса и закончили тем, что Украина, несмотря на то что она является хозяйкой футбольного чемпионата наряду с Польшей, в многонациональную семью европейских народов не входит. Прежде всего, по этическим соображениям. Обозначив, в принципе, верную проблему (наличие проявлений ксенофобии и расизма в футбольной и околофутбольной среде), западные советчики возлагают ответственность за это исключительно на действующую власть, уберегая от критики лагерь прозападной украинской оппозиции, куда входит целый пучок ультраправых партий, где расизм и ксенофобия цветут пышным цветом (УНА – УНСО, Патриот Украины, «Свобода» и т.п.)
Так может ли сегодня спорт быть совершенно аполитичным? Вряд ли. Не надо только забывать мысль Й. Хёйзинги, что спорт, как, впрочем, и политика, это – элемент игры. И чем больше в спорте будет игры, тем менее в нём будет политики. И тем более он будет оставаться спортом.
1. «Czeskie media piszą o koalicji z Polakami przeciw Rosjanom» (www.kresy.pl, 09.06. 2012)
2. P. Maciążek «Ukryty cel przemarszu rosyjskich kibiców» (Salon.24 10.06.2012)
3. «Racism And Xenophobia In Ukraine During Euro 2012» (Eurasia Daily Monitor -- Volume 9, Issue 110)
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs