ГЛАВНАЯ > Из дневника редактора

Кто защитит христиан Востока?

16:18 29.03.2012 • Армен Оганесян, главный редактор журнала «Международная жизнь»

За последние семь лет количество случаев физической расправы и террористических акций против христиан в Африке, Азии и на Ближнем Востоке увеличилось на 309%.

"Арабская весна" усугубила этот процесс, придав ему лавинообразный характер. К концу прошлого года 200 тыс коптов покинули свои дома в поисках укрытия от репрессий новых властей. Целенаправленные действия против христиан в Ираке, даже при наличии в стране контингентов НАТО, сократили их число с миллиона до менее чем 500 тысяч. По данным ООН, в Южном Судане, несмотря на вмешательство мирового сообщества, исторические места обитания покинули от 53 до 75 тыс человек. При этом шансов вернуться у них, как и у тысяч христиан - беженцев с Востока, практически нет - их дома сносятся и подвергаются грабежу.

Если в начале ХХ века рядом с великими для них святынями на Ближнем Востоке проживало 25% христиан всех конфессий, то сегодня их не более 5%. Обращает на себя внимание тот факт, что акты вандализма и физический террор часто совершаются при молчаливой поддержке или прямом содействии правительств мусульманских стран.

В этом отношении совершенно особое место занимает главный союзник Запада в регионе - Саудовская Аравия. В стране проживает более миллиона христиан, однако церкви и даже частная молитва в домах запрещены. Рейды особых подразделений религиозной полиции могут ворваться в жилища христиан и наказывать молящихся там людей.

В Египте против мирной демонстрации коптов, возмущенных расправами и репрессиями, применялись силы безопасности. Полицейские грузовики врезались в толпу протестующих, калеча людей. В результате были убиты 24 человека и более 300 человек ранено.

Попустительство и сочувствие исламистским радикалам, которые убивают не только христиан, но и тех мусульман и муфтиев, которые осуждают такие действия, похоже, парализовали общества многих стран на Востоке. Нина Шиа, директор Центра религиозной свободы в Гудзонском университете, считает, что сейчас христианские меньшинства во многих мусульманских странах "лишились общественной защиты".

Агрессивность и возросшее влияние салафитов заставляют отказываться от решительной защиты своих граждан-христиан даже правительства, традиционно лояльные к религиозным меньшинствам, - они боятся сами. Подобная ситуация складывается, например, в Иордании.

Всегда считалось, что наиболее терпимы к христианам в Израиле и Иране. На общем фоне гуманитарной катастрофы это выглядит действительно так. Однако в Иране десятки христиан были арестованы за то, что молились в "неположенных местах", то есть вне стен церкви. В Израиле христиане не могут пользоваться теми же привилегиями, что и граждане иудейского вероисповедания; не раз использовалась и практика квотирования количества монашествующих в православных монастырях.

Совершенно особым, катастрофическим образом складывается ситуация на территории Палестинской национальной автономии. "В палестинских городах, - комментирует президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, - где до соглашений в Осло христиане доминировали, их численность неуклонно снижается. Процесс этот принял масштабы, которые заставляют говорить о дехристианизации Святой земли. В столице ПНА Рамалле, где христиане составляли более 90%, сегодня их чуть больше 10% . В Вифлееме не 85%, как было, а 12%... Последовательная исламизация Палестины организована местными исламистскими кланами и в полной мере поддержана властями".

Печальным курьезом выглядит то, что на фоне молчания христианского мира в защиту христиан выступает сегодня "Аль-Каида", чьи лидеры призывают не трогать христиан, чтобы не дать повода для внешнего вмешательства.

По оценкам журнала Newsweek, охватившая мусульманский Восток "христофобия" по своим масштабам и жестокости вырастает до размеров геноцида, на который всему миру пора обратить внимание". И здесь Россия не может оставаться в стороне, учитывая ее авторитет в арабском мире, и особенно в Палестине.

Что касается молчания Запада, то оно объясняется прежде всего политическими причинами. Принципиальная позиция по защите прав человека и религиозных меньшинств в странах победивших революций чревата серьезными осложнениями отношений с новыми режимами.

К тому же это будет косвенным признанием того факта, что Запад скорее плыл по течению, чем делал осознанные ставки на здоровые силы в мусульманском мире. Возникает и другой закономерный вопрос: кто же воспользуется плодами побед над автократиями Северной Африки и Ближнего Востока? Конечно, это мы увидим довольно скоро, но время для решения судьбы христиан, веками проживающих на Востоке, уже вышло.

 

ria.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати