90-летие журнала «Международная жизнь»: история и перспективы

16:40 22.02.2012 Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Журнал «Международная жизнь» в год своего 90-летия заявляет о лидерских амбициях и готов к жёсткой конкуренции на медийном рынке. Об этом шла речь на юбилейном заседании секции Международной журналистики Союза журналистов России в Москве, которую открыл главный редактор журнала Армен Оганесян. По его словам, своё девяностолетие журнал встречает в двух ипостасях – как уникальный исторический документ страны и вместе с тем - издание созвучно проблемам сегодняшнего дня. Поэтому руководство журнала видит свою цель в том, чтобы пробудить интерес аудитории к контенту журнала.

Сегодня «Международная жизнь» выходит на пяти языках – русском, английском, немецком, французском, испанском, китайском. «К языковой гамме в ближайшем будущем при поддержке МИД РФ добавятся публикации на польском, португальском и арабском языках», - отметил Армен Оганесян. Выбор этих языков обусловлен интересом к журналу читательской аудитории в странах БРИКС и Ближнего Востока. «Мы выбираем те страны, где есть устойчивая традиция изучать Россию», - подчеркнул Армен Оганесян.

На встречу с редакцией журнала пришли полномочные и чрезвычайные послы МИД РФ, многочисленные авторы журнала, депутаты Госдумы, коллеги по отечественному и международному медийному сообществу. Это было обусловлено тем, что журнал «Международная жизнь» является структурным подразделением Министерства иностранных дел Российской Федерации. Алексей Федотов, Посол по особым поручениям МИД РФ, подчеркнул: «История Министерства иностранных дел России отражена в этом журнале. Это плеяда имён, людей, которые зачастую вспоминаются крайне редко, какие-то имена вымараны из истории. Журнал же позволяет вспоминать этих людей. Это важная часть учрежденческой и институциональной памяти МИДа. В журнале существовала демократичная традиция, когда можно было одновременно в одном номере опубликовать статью замминистра МИД и руководства, а также атташе и первого или второго секретаря. Наверное, ещё один такой журнал было трудно найти. И журнал всегда находился под постоянным воздействием профессионального сообщества МИД – это очень важное качество журнала, и хотелось бы, чтобы это качество сохранялось. Это была и часть платформы, на которой формировалась «громыкинская школа» дипломатии, причастностью к которой гордимся мы все. Когда сегодня смотришь этот журнал, то завидуешь тем иностранным дипломатам, которые пользуются журналом как подспорьем в своей дипломатической работе. Такого аналогичного инструмента в моей практике не было».

Генрих Юшкявичус, советник генерального директора ЮНЕСКО, вице-президент Евразийской академии телевидения и радио (ЕАТР), президент Международного клуба Союза журналистов России отметил, что журнал играет в жизни страны свою позитивную и необходимую роль. «В журнале работают творческие люди во главе с главным редактором. По его инициативе в этом году создана секция Международной журналистики при Союзе журналистов России, журнал публикует специальные выпуски по истории Отечества, по энергетической политике, по региональным проблемам, проводит регулярные дискуссии в формате круглых столов с международным участием», - подчеркнул Генрих Юшкявичус.

Константин Косачёв – член совета журнала «Международная жизнь», депутат Государственной Думы - отметил, что по его истории можно не только изучать историю внешней политики СССР и России, но и собственную историю нашей страны, потому что вся редакционная политика, как зеркало отражала состояние умов в государстве. «Самым тяжёлым в жизни журнала был советский период, когда было значительно меньше свободы слова и мысли. У журналистов была задача рассказывать о том, о чём большинство советских граждан не могло узнать напрямую. Поэтому задача сотрудников журнала была сродни задачам рентгенологов или микробиологов: все понимают, что объект описания есть и существует в реальной жизни, но не всем доступно видеть его напрямую». По мнению Константина Косачёва, сегодня «Международная жизнь» сконцентрирована не только на аналитике событий международной жизни, но представляет комплексный подход к тому, что эту жизнь составляет – это и интересы бизнеса, и гражданское общество, и дела соотечественников. В заключение депутат напомнил слова Артура Миллера о газете, которые вполне можно было бы отнести к журналу «Международная жизнь»: «Нация, которая ведёт беседу сама с собой – вот, что такое хорошая газета».

К 90-летию журнала редакция планирует подготовить спецвыпуск, в который войдут репринты исторических номеров, - сообщил первый заместитель главного редактора Андрей Давыденко. Он добавил, что журнал имеет Интернет-портал www.interaffairs.ru, который стал полноценным сетевым онлайновым изданием с ежедневным наполнением и с аудиторией порядка 120 тысяч пользователей из более чем 100 стран мира. «В своей издательской стратегии мы исходим из оптимального сочетания бумаги с современными медийными, цифровыми, мобильными, интернет технлологиями». По словам Андрея Давыденко, активное позиционирование в социальных сетях, поисковых системах даёт неплохую динамику роста интернет-подписчиков. В прошлом году их было 13 200. Среди востребованных тем –  соотечественники, русский язык, БРИКС, региональные конфликты, но в приоритете – конечно, российская внешняя политика и всё, что с ней связано. «Помимо новостей сайта и публикаций интернет-портала, аудитория всё больший интерес проявляет к мультимедийному продукту. Создавать его мы начали в прошлом году, когда построили свою собственную мультимедийную студию. Эта площадка позволяет решать самые амбициозные творческие задачи. Некоторые из наших мультимедийных проектов логично ложатся на бумагу, в то время, как журнальные публикации успешно перекочевывают на веб-сайт и продолжают свою новую жизнь в социальных сетях. Такая конвергенция в сочетании с контролируемой целевой доставкой – это необходимое условие для устойчивой конкурентоспособности. В нашем случае – на рынке аналитического продукта. Мы это понимаем и в этом направлении движемся. Для адекватного ответа на современные и будущие вызовы мы в своей работе придерживаемся простых, но очень важных правил. Бренд - это основа и непреложная ценность. Качественная журналистика - душа журнала. Новые технологии - залог лидерства на рынке", - подчеркнул Андрей Давыденко. 

Версия для печати