В дискуссии на тему «Советские и российские послы в Ливии о кризисе в этой стране» приняли участие известные дипломаты – послы СССР и России в Ливии, сотрудники ИМИ МГИМО, представители МИД России.
Модератор дискуссии, Главный редактор журнала «Международная жизнь» А.Г.Оганесян предложил участникам круглого стола обсудить причины и ход ливийского кризиса, а также предложить свои сценарии возможного развития ситуации в Ливии. Открывая дискуссию, Армен Гарникович Оганесян попросил участвующих в ней дипломатов рассмотреть причины событий, именуемых в СМИ «арабской весной», их влияние на систему международных отношений в целом. Особое место в дискуссии, отметил ведущий, необходимо посвятить обсуждению задач стоящих сегодня перед российской дипломатией в регионе. Затем он предоставил слово первому выступающему, ветерану советской и российской дипломатической службы П.С.Акопову.
Председатель Совета Ассоциации Российских дипломатов П.С.Акопов был Чрезвычайным и Полномочным Послом СССР в Ливии в 1986-1991 годах. Погос Семенович Акопов предложил участникам дискуссии сконцентрировать внимание на произошедших в Ливии событиях с точки зрения влияния их на состояние двусторонних отношений и на положение России в мировых делах. Он подчеркнул, что во времена СССР советских послов тщательно инструктировали в отношении задач стоящих перед ними в стране пребывания. Посол рассказал, как накануне его отлета в Ливию (куда он был назначен послом) имела место подробная беседа с Председателем Президиума Верховного Совета СССР А.А.Громыко. В ходе состоявшейся беседы А.А.Громыко отметил важность развития военно-технического сотрудничества с Ливией, подчеркнул особое значение установлению доверительных отношений с руководителем страны М.Каддафи.
В четких указаниях и инструкциях, которые давались советским послам, П.С.Акопов видит залог успешных и беспроигрышных действий как советской, так и современной российской дипломатии. По его мнению, советскую дипломатию отмечала глубокая и конкретная постановка задач.
Коснувшись своей работы в Ливии, Посол отметил, что он провел с М.Каддафи более 40 личных встреч (а, точнее -44 встречи), и считает, что Каддафи был опытный и уверенный в своих силах политик. Он выступал за развитие советско-ливийского сотрудничества и был во многом антиамериканистом. Отдельно П.С.Акопов обрисовал свою работу по развитию ливийско-советского военно-технического сотрудничества.
Ливия действительно имеет для России стратегическое значение, подчеркнул Директор Центра партнерства цивилизаций ИМИ МГИМО (У) МИД России, Чрезвычайный и Полномочный Посол В.В.Попов. Вениамин Викторович Попов был послом России в Ливии в 1991-1992 годах. Как он отметил, исторические документы свидетельствуют, что еще И.Сталин и В.Молотов хотели «взять Триполитанию под советскую опеку». Ливия – действительно одна из богатейших стран мира. Речь идет о ее природных богатствах. Ливийская нефть – это нефть с очень низким содержанием серы, отменного качества, требует минимальных вложений в сферу нефтепереработки и ценится в мире весьма высоко. Фрукты и овощи из Ливии считались до последних событий лучшими на рынках продовольствия Африки и Южной Европы.
По мнению В.В.Попова, с убийством Каддафи и провозглашением окончания гражданской войны кризис в стране не закончится. Мы присутствуем только при втором или третьем акте драмы, считает Посол, заметив, что в «Монд дипломатик» была дана интересная формулировка кризиса: «Ливия – это реванш НАТО за Тунис и Египет». По мнению Посла, для дальнейшего прогнозирования ситуации вокруг Ливии значимо и важно понять позицию на предстоящих выборах и после них оппонентов нынешнего президента Франции Н.Саркози в отношении т.н. «Ливийского досье». Так или иначе, считает В.В.Попов, война в Ливии – война за ресурсы, за сырьевые ресурсы Африки.
Наиболее опасный сценарий для будущего Ливии – приход к власти исламистов и превращение Ливии во второй Афганистан. Так полагает ведущий научный сотрудник Центра арабских исследований Института востоковедения РАН А.Б.Подцероб. Алексей Борисович Подцероб хорошо знает ливийскую проблематику: он пробыл на посту главы российского диппредставительства в этой стране с 1992 по 1996 годы. Наиболее благоприятным он считает «иракский» сценарий для Ливии, когда события пойдут под крышей т.н. «фасадной демократии». В таком случае ливийское руководство будет заинтересовано в налаживании устойчивых отношений с Россией, с тем, чтобы сбалансировать влияние стран Запада на Ливию. Как отметил Посол, за время кризиса вокруг Ливии нагородили горы лжи и, к сожалению, эта ложь оказалась эффективной. В действительности, во внутреннем конфликте в Ливии на стороне противников Каддафи сражалось в обход международных законов и международного права много иностранных бойцов и наемников. По мнению Посла, принятие Советом Безопасности ООН резолюций 1970 и 1973 создали прецедент для вмешательства не только в Ливию, но и во внутренние дела любых государств мира. Что касается личности самого Каддафи, то А.Б.Подцероб отметил, что сам встречался с Каддафи десятки раз и это совершенно не тот человек, который рисуется сегодня в СМИ.
Режим Каддафи ко времени начала гражданского конфликта в стране состарился или, возможно, выродился,- считает Главный советник Департамента Ближнего Востока и Северной Африки (ДБВСА) МИД России, В.В.Чамов. По мнению Владимира Васильевича Чамова, возглавлявшего Роспосольство в Ливии в 2008-2011гг., Каддафи не ожидал и не просчитывал возможность фактора внешнего воздействия на ситуацию в стране. Более того, когда события начались, Каддафи не хотел вести против мятежников боевых действий, и планировал использовать тактику позиционного выдавливания их из мест сосредоточения. Как отметил Посол, случаев массовых расстрелов со стороны правящего режима установлено не было, на места для проверки выезжали нередко представители дипломатического корпуса. На взгляд Посла одной из ошибок руководства Ливии, которую не исправило время, было перенесение столицы из Бенгази в Триполи.
Исламисты всегда выступали в оппозиции к Каддафи. Каддафи хотел создать единую нацию, преодолев межплеменные различия. В Тунисе это получилось, у него – нет. Ситуацию недовольства во время кризиса развернули извне и создали видимость военных действий. В то же время в СМИ просачивались данные о том, что в борьбе с войсками Каддафи участвовали исламисты из Афганистана, Египта, Судана.
То, что сегодня происходит в Ливии, является опасным прецедентом. Наиболее неприятный для всего мирового сообщества, но возможный вариант ливийского будущего – сомалийский вариант, размышляет В.В.Чамов. Наличие у Каддафи химического и ядерного оружия – это, как считает В.В.Чамов, спекуляции. Его там не было, но сейчас могут «подкинуть» и, конечно, США вернут себе потерянную ими в 1970 году военную базу Улисс-Филд на территории Ливии.
Выступивший затем начальник отдела Франции Первого Европейского Департамента МИД России Б.Б.Бодров рассказал о подходах к ливийской проблеме французской стороны. Как отметил в своем выступлении Борис Борисович Бодров, в этом вопросе позиция Франции – самостоятельная политика президента Н.Саркози. События «арабской весны» были неожиданными для Запада и, конечно, для Франции. Идея Н.Саркози о создании Союза для Средиземноморья была переосмыслена.
При оценке французской позиции, отметил дипломат, необходимо учитывать, что из Ливии Франция экспортировала больше нефти, чем, например, из Саудовской Аравии. Нужно учитывать и ряд заявлений, сделанных в последнее время французскими руководителями, в частности, заявление министра иностранных дел Франции Алена Жупена, который высказался в том плане, что Переходный национальный совет Ливии будет сотрудничать со всеми странами, поддержавшими их действия против Каддафи, в том числе и с Россией.
Сотрудник отдела Ливии и Туниса ДБВСА МИД России М.З.Ражбадинов озвучил основные принципы позиции России в отношении ситуации в Ливии. Он напомнил о неоднократных контактах в Бенгази главы международного комитета Совета Федерации, спецпредставителя Президента России по Африке Михаила Маргелова с руководством Переходного национального совета Ливии. По заявлению дипломата, центральная роль в кризисном и посткризисном урегулировании в Ливии, в соответствии с позицией российской стороны, должна принадлежать ООН. 1 сентября этого года, напомнил Марат Заурович Ражбадинов, Россия признала Переходный национальный совет Ливии действующей властью страны. Сегодня уже российские компании, такие как, например, РЖД и «Газпром» начинают работу по активизации своей деятельности в Ливии. Не исключает представитель ДБВСА МИД России и возможности в будущем восстановления с Ливией военно-технического сотрудничества.
Произошедшее в Ливии имеет прямое отношение к вопросам евро-атлантической безопасности, - считает принявший участие в дискуссии, ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности ИМИ МГИМО (У) МИД России Е.Р.Воронин. Евгений Ростиславович Воронин имеет большой опыт дипломатической работы (был Чрезвычайным и Полномочным Послом России в Панаме) и полагает что изучение военной операции НАТО в Ливии и самого ливийского кризиса еще далеко не закончено. Е.Р.Воронин подчеркнул, что база для действий по вмешательству НАТО во внутренние дела государств была исподволь подготовлена еще в Итоговом документе Всемирного саммита ООН 2005 года, конкретно в пп. №138 и №139. В документе в частности говорится:
«Обязанность защищать население от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности.
138. Каждое государство обязано защищать свое население от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности. … Международное сообщество должно принять соответствующие меры для того, чтобы содействовать и помогать государствам в выполнении этой обязанности, и должно поддержать усилия Организации Объединенных Наций по созданию возможностей раннего предупреждения
139. Международное сообщество, действуя через Организацию Объединенных Наций, обязано также использовать соответствующие дипломатические, гуманитарные и другие мирные средства в соответствии с главами VI и VIII Устава для того, чтобы содействовать защите населения от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности. В этой связи мы готовы предпринять коллективные действия, своевременным и решительным образом, через Совет Безопасности … Мы намерены также взять на себя обязательство — в случае необходимости и в соответствующих обстоятельствах — оказывать помощь государствам в повышении их возможностей защищать свое население от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности и помогать тем, кто находится в стрессовой ситуации, до начала кризисов и конфликтов.»
Если рассматривать иностранное вмешательство в ливийский конфликт, считает Е.Р.Воронин, то можно выделить два временных периода. Первый с 19 до 27 марта с.г., когда проходила двусторонняя “тандемная” акция Франции и Великобритании. С 27 марта с.г. принимается решение о подключении к акции и использовании для поставленных целей всех командных структур НАТО. Произошедшее абсолютно подтверждает, что для стран Запада международное право ровным счетом ничего не значит.
Анализируя ситуацию, отмечает Е.Р.Воронин, мы видим, что ливийская операция НАТО – первый пример действия натовской стратегической концепции, принятой на Лиссабонском саммите в 2010 году. При этом делается упор на авангардные действия мягкой силы.
Франко-германский союз, лежащий в основе евроинтеграции, видимо разваливается. Его место занимает англо-французский тандем. Европа в военном отношении слаба. 60% самолетовылетов в ходе операции в Ливии обеспечивали США. Выяснилось также, что Европа не имеет собственных средств разведки. Пришлось обращаться к американцам, которые такие услуги предоставили. НАТО «отпихнул» Евросоюз. Генсеку НАТО пришлось даже делать заявление, что НАТО не враг Евросоюзу. В общем, по мнению Е.Р.Воронина, ливийская операция НАТО является стимулом для пересмотра военной политики НАТО.
Заканчивая дискуссию Главный редактор журнала «Международная жизнь» А.Г.Оганесян обратил внимание присутствующих на причины, побудившие западные страны начать операцию по устранению Каддафи от власти. По мнению А.Г.Оганесяна, вопрос сводился к противодействию политики Каддафи по осуществлению ряда шагов направленных на подрыв позиций МВФ в Африке, возможному созданию более демократической, региональной африканской финансовой организации, идей по вытеснению доллара из части нефтяной и африканской торговли за счет создания т.н. «золотого динара». В основе западной политики, возможно, лежали чисто экономические соображения.
Главный редактор журнала «Международная жизнь» А.Г.Оганесян выразил благодарность всем участникам состоявшегося «круглого стола».
Подводя итоги «круглого стола» » на тему: «Советские и российские послы в Ливии о кризисе в этой стране», следует констатировать, что на сегодняшний день полного и всеобъемлющего анализа ливийского кризиса пока еще не представлено. Прошедшая дискуссия была крайне полезной, внесла значимый вклад в решение задач по применению всестороннего анализа ливийской ситуации для последующей выработки конкретных внешнеполитических мероприятий. Поиск наиболее выгодных для России внешнеполитических позиций по ливийской проблематике будет продолжен.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs