Заместитель директора Департамента внешнеполитического планирования МИД РФ Владимир Соколенко:
«Двухдневный разговор состоялся, конференция получилась, прошла заинтересованно, живо, с удовольствием со стороны всех участников этого разговора. Это было заметно и даже выработало собственную энергетику, и на этих внутренних аккумуляторах очень плодотворно мы провели второй день конференции и завершаем его хорошими интересными констатациями, из которых, я думаю, будет извлечена практическая польза всеми участниками. Думаю, уместно сказать, используя классическую схему: наш разговор прошёл на хорошем цивилизационно-культурном, политическом и научном уровне. И можно было бы по этим трём аспектам ещё с конкретным примером прокомментировать нашу встречу.
Позволю себе сделать небольшое лирическое отступление с учётом того, что главный предмет конференции и нашего разговора – интеграционные процессы и участие в них трёх государств - России, Украины и Белоруссии – всё-таки формируются на западном направлении. Проблема отношений с Западом остаётся центральной, фокусной в любой сфере, в любом контексте: в политическом, экономическом и гуманитарном. И думаю, магистральным трендом этого ракурса остаётся проблема отношений России с Западом.
Россия и Европа в нашей внешней политике – один из центральных трендов. Оптимистический взгляд в будущее выступает основой нашей политики, мы стоим за формирование целостного мира, мы будем участвовать, несмотря ни на что, в его строительстве. Инструментарий, связанный с самоизоляцией, враждебностью и конфронтацией – на свалку истории. Шашки и ружья – на стенку. Мы берём на вооружение инструментарий из области soft power - это наш интеллект, наши культурные традиции, инновации. И с этим инструментарием совместно с наиболее развитыми передовыми государствами будем строить нашу цивилизацию, реализуя при этом свою культуру, свои ценности и своё видение будущего. Этому предшествует серьёзная работа со стороны России.
С 1991 года было принято три концепции внешней политики. Это характеризует тенденцию поиска собственной идентификации в новых геополитических условиях. Почему перестройки в Китае и СССР закончились с разными результатами? В Китае политика последние пять тысяч лет базируется на родной идеологии – позиции Конфуцианства. У нас – за эти два десятилетия сменилось три концепции. Вторая концепция, принятая в 2000 году, была посвящена реализации таких принципов во взаимоотношениях с Европой, которые бы отражали равенство, добрососедство и взаимовыгодное партнёрство. Все внешнеполитические усилия России были направлены на это. И к 2007 году стало ясно, что результаты усилий на этом направлении невелики. Стало ясным, что добиться от Запада взаимного «рукопожатия», становится делом бесперспективным. И тогда в 2007 году последовала речь Владимира Путина в Мюнхене, который заявил Вашингтону, что нельзя путать чикагское право с международным, существуют определённые принципы, которые необходимо соблюдать. Если помните, он говорил: «Мы за силу права, но не за право силы». И вот тогда в 2008 году была принята третья концепция, поддержанная Дмитрием Медведевым, которая предусматривает нашу внешнеполитическую работу в условиях, когда Запад не идёт на условия равного партнёрства с Россией. Мы объявили самостоятельный курс внешней политики.
Базовыми принципами этой политики являются признание многополярности, многоукладности культуры, полифония культурной традиции и ооно-центризма, а не американо-центризма в мировом порядке. Мы продолжаем эту работу, перспективы оцениваем оптимистически и считаем, что политическая повестка дня должна быть сформирована объединительная, конструктивная и позитивная.
Сейчас центр понимания общественного прогресса переносится на схему – международное сообщество с одной стороны и биосфера - с другой стороны. Деградация биосферы оказывает влияние на физику Земли: изменение атмосферного давления, состояние воздуха, загрязнённость.
Представители трёх государств – России, Украины и Белоруссии - продемонстрировали на конференции такое общение, которое иногда отодвигает рационализм реалий и на первый план выходит душевно-сентиментальное восприятие окружающего мира и друг друга. Значит, мы всё-таки остались самими собой. И это главный факт, который подтвердила наша конференция. Я с этим всех поздравляю и считаю, что встречи в тройственном формате нужны и необходимы».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs